Развитие речи наших детей становится всё более актуальной проблемой в современном обществе. Бедное, "безграмотное" говорение с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, которая насаждается телевизионной рекламой, западными (американскими,
преимущественно) и отечественными боевиками и мультфильмами, - всё это создаёт прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.
Когда ребёнок достигает пяти-шестилетнего возраста, большинство родителей задумываются над тем, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе; ведь современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, некоторые из них читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании правил и понятий и, следовательно, в их осмыслении и запоминании, в установлении причинно-следственных связей.
Одна из распространённых причин такого положения - недостаточное развитие у детей словесно-логического мышления, которое начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Опыт работы над развитием речи дошкольников показывает, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, основывающееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному.
Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в патологии. Речь и мышление, таким образом, тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Для детей с речевыми проблемами особенно актуально развитие словесно-логического мышления, так как именно в этот период жизни интенсивно развивается связная речь,
обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать.
Выполняя предлагаемые словесно-логические упражнения, ребёнок сможет научиться:
- сравнивать предметы друг с другом;
- классифицировать предметы и явления, называть группы предметов обобщающим словом, находить "лишний" предмет, который не входит в данную группу;
- узнавать предметы по описанию;
- определять последовательность событий;
- рассуждать о противоположности признаков и явлений;
- целенаправленно запоминать;
- творчески мыслить;
- строить умозаключения.
Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе. Научите ребёнка наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, подмечать в них главные и отличительные особенности, это будет способствовать систематизации приобретаемых им знаний. Его добрыми помощниками в этом станут игры.
"Четвёртый лишний"
(Необходимо исключить 1 предмет, по каким-либо признакам отличающийся от группы предметов, объяснить свой выбор).
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.
"Что общего у предметов в каждой группе?"
"Какое свойство объединяет каждую группу предметов?"
(Соедини каждый рисунок с нужным значком)
Полезны для развития словесно-логического мышления также различные упражнения, которые можно сгруппировать под названием - "Подбери пару".
"Выбери недостающий предмет из нижнего ряда"
"Соедини предметы так, чтобы они образовали пары, подходящие к понятиям: пушистый - колючий, тяжёлый - лёгкий, холодный - горячий"
При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника. Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, предлагаемые словесно-логические упражнения и задания помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.
"Во что превратится?" | "Подбери пару" |
Всадник без лошади- ? | Стрелка - часы, колесо - ? |
Дерево без веток - ? | Вулкан - извержение, река - ? |
Самолёт без крыльев -? | Птица - крылья, рыба - ? |
Книга без страниц - ? | Красный - стоять, зелёный - ? |
Сад без деревьев - ? | Осень - дождь, зима - ? |
Карандаш без грифеля - ? | Стол - скатерть, пол - ? |
Диван без спинки - ? | Учитель - школа, врач - ? |
Подушка без перьев - ? | Человек - руки, кошка - ? |
Стол без ножек - ? | Поезд - станция, самолёт - ? |
Спички без серы - ? | Писатель - книга, скульптор - ? |
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на вопросы взрослых:
- Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?
- Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?
- Почему семеро козлят открыли дверь Волку?
- Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул?
А выполнение этих интересных упражнений потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств.
"Закончи предложение"
(Закончить предложение, используя союз "чтобы", подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения).
- Дети сели в лодку, чтобы _____________________________ .
- Мама надела нарядное платье, чтобы _____________________ .
- Петя закрыл лицо руками, чтобы _________________________.
- Вова взял собаку на поводок, чтобы ______________________ .
- Рабочие привезли кирпичи, чтобы ________________________ .
- Катя подняла с земли птенчика, чтобы ____________________ .
- Папа купил цветы, чтобы _______________________________ .
- Лена размахивала руками, чтобы _________________________ .
"Закончи предложение"
(Закончить предложение, объяснив названное событие. Необходимо использовать союз "потому что" и подобрать по 2-3 возможных варианта)
- Мальчик решил переодеться, потому что ... .
- У Саши заболели глаза, потому что ... .
- Машина резко затормозила, потому что ... .
- Кот выгнул спину и зашипел, потому что ... .
- Маша открыла окно, потому что ... .
- Мама отругала сына, потому что ... .
- Гости весело рассмеялись, потому что ... .
Проведение предлагаемых игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя по улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, в поезде, по дороге в детский сад, на кухне, готовя ужин, и т.д. Педагог или родитель выбирает игру, сложность которой соответствует возможностям ребёнка. Доступность заданий и успешное выполнение их придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание возвращаться к ним вновь и вновь.
Выполняя эти интересные задания, вы лучше узнаете своего ребёнка, это прекрасная возможность подружиться с ним, помочь ему развить его способности и, конечно же, подготовить его к обучению в школе!