Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной – Уралом.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес, любознательность посредством приобщения детей к духовно-художественным ценностям, созданными народом.
- Обогащать словарный запас детей образными выражениями, эпитетами.
- Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук в процессе выполнения поделок.
- Воспитывать интерес, любовь к родному краю и сказам П.П. Бажова.
Словарь:
Шкатулка, башкиры, пояс, камни, самоцветы, волшебник, кряж, скульптор, подсвечник, пейзаж, медная, умелец, гравюра, литье.
Подготовительная работа:
- Рассматривание каслинского литья, Златоустовской гравюры, изделий из камня.
- Чтение и рассматривание книг П.П. Бажова, беседы по содержанию.
- Рисование рисунков по произведениям
- Оформление выставки
- Заучивание стихов.
Материал:
- Работы детей;
- Каслинское литье;
- Златоустовская гравюра;
- Сказы П.П. Бажова;
- Карта;
- Кукла, обшитая в наряд Хозяйки медной горы;
- Выставка камней;
- Канат;
- Магнитофон;
- Шкатулка;
- Картинки.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка и дети выходят в группу и садятся вокруг зажженной свечи.
Воспитатель: Давным-давно жил на свете великан, который носил пояс с глубокими карманами. В этих карманах великан прятал все свое богатство. Пояс был огромный, такой огромный, что однажды, когда великан расстегнул его, пояс лег через всю землю от холодных северных морей, до теплых южных! Так образовался Уральский хребет с его несметными богатствами: лесами, озерами, животными, полезными ископаемыми. Дети, эту сказку я вам рассказала не случайно. Скажите, как называется край, в котором мы живем?
Ответы детей: Урал
Воспитатель: А почему его назвали Урал?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, потому что по-башкирски Урал – это пояс. Ребята, а это что такое? (показывает карту России) Правильно, это называется карта. Покажите, где на ней находится наш край? (проводит) Размеры на карте уменьшены во много - много раз. Скажите, любите ли вы свой край? А за что?
Ответы детей:
- За голубые озера, реки, в них можно купаться летом.
- За то, что в лесах много грибов, цветов и ягод.
- За то, что мы родились и живем здесь со своими родителями, бабушками и дедушками.
- За то, что у нас здесь много друзей.
Ребенок читает стихотворение:
“ Ах, как прекрасен ты Урал
В короне грозных серых скал,
Как хороши леса и горы,
И их воздушные узоры.
Там, где спустились небеса
На эти горы и леса!”
Воспитатель: Да, красив наш Урал, богата его природа, но главное богатство – трудолюбивые, добрые, умные, честные люди, которые дружно живут и работают на Урале. Во все времена почетом и уважением пользовались умельцы, мастера, люди труда.
Дети встали в хоровод “Уральский”.
Воспитатель: Сегодня в группе мы подготовили выставку изделий, которые делают на Урале. Сейчас наш маленький экскурсовод загадает вам загадки, а вы попробуете отгадать, о каких изделиях в них говорится, и в каком городе на Урале их делают.
Ребенок:
Очень тяжелые эти фигурки:
Девочки, мальчики, кони-скульптурки.
Есть и подсвечники, блюда резные.
Ну, догадайтесь, откуда такие? (правильно, каслинское литье)
Железная пластинка
На ней простой пейзаж
Березки и рябинка,
Горы далекой кряж. (Златоустовская гравюра)
Воспитатель: А теперь послушайте мою сказку-загадку.
В некотором царстве, в некотором государстве, жил был добрый волшебник. У него была белая пушистая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу все узнавали. Кто это?
Ответы детей: П.П.Бажов.
Воспитатель: Правильно, это наш любимый сказочник, волшебник П.П. Бажов. Ребята, посмотрите, как вы думаете, почему рядом с изделиями уральских мастеров стоят его книги?
Правильно, эти книги дедушки Бажова и рассказывают о мастерах, которые жили на Урале и очень много работали. Давайте вспомним эти произведения.
Ответы детей: “Иванко-крылатко”, “Хозяйка медной горы” и т.д.
Звучит музыка, входит Хозяйка медной горы (можно куклу)
Хозяйка медной горы: Здравствуйте, люди добрые! Узнали меня? Вы не пугайтесь, худого я вам не сделаю. Я добрым людям всегда рада помочь, только злых да жадных не люблю. Слыхали, наверное, про это? Вижу я у вас здесь выставка изделий уральских мастеров! Догадалась, почему и обо мне вспомнили, и о волшебнике Бажове. Спасибо вам за это! Принесла я вам подарок из самого сердца гор Уральских: вот эту шкатулку. Да просто так не отдам, сначала покажите, что хорошо сказы Бажова знаете. Ответите правильно на вопросы, ваша будет шкатулка!
- Кто главный герой сказов Бажова? (рабочий человек)
- Чьи это слова: “ Без цветка мне жизни нет!” (Данило. “Каменный цветок”)
- Чей это портрет: “ Девица красоты неписаной, а брови у нее сошлись и глаза как уголья!” (Хозяйка медной горы)
- Кому ребята поют эту песню?:
“Эй-ка, эй-ка
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесиком покрутись” (Голубая змейка)
- Сколько веточек было на рогах у Серебряного копытца? (Пять)
- Кто припевал:
“ У меня тепло!
У меня светло!
Красно летичко!” (Огневушка-поскакушка)
Хозяйка медной горы: “ Молодцы, хорошо сказы знаете, а еще хочу проверить силушку, да ловкость вашу. Давайте поиграем в игру: “Перетягивание каната”
Хозяйка медной горы: Ну, мне пора!
Воспитатель: Подождите, не уходите, мы вам покажем, что мы не только сильные да ловкие, а еще и умельцы. Давайте-ка превратимся в мастеров, да сделаем поделки на память о нашей встрече.
Дети делают поделки – шкатулки (из заранее сделанных заготовок)
Итог
Хозяйка медной горы благодарит детей и дарит шкатулку, а в ней гостинцы для детей.