Цели:
прививать школьникам любовь к великому русскому языку, взяв примеры из стихов А.С. Пушкина;
закреплять умение разбирать сложные предложения,
определять их виды (подготовка к ГИА);
повышать общую языковую культуру обучающихся.
Оборудование:
- оформление доски (запись темы урока, эпиграфа (слова Б. Чичибабина);
- иллюстрации: портреты А.С. Пушкина, изображение лицея;
- магнитофон с музыкальными записями (П.И. Чайковский “Времена года”).
Ход урока
Какое счастье, что у нас есть Пушкин!
Борис Чичибабин
Играет музыка. П.И. Чайковский “Времена года” - “Октябрь”
Учитель:
За окном осень. “Октябрь уж наступил…”
И по замечательной традиции мы вспоминаем А.С. Пушкина. Почему именно в октябре?
(ответы уч-ся)
Учитель:
Да, именно осенью, 19 октября 1811-го года, двенадцатилетний Саша Пушкин поступил в Царскосельский Лицей. Учебный день лицеистов был напряжённым: подъём в 6 часов, с 7 – занятия, час отдыха, и опять занятия, обед, и снова учёба, небольшой перерыв, и повторение уроков. Спать ложились в 10 часов.
Давайте и мы поработаем сегодня над отрывками из стихов Пушкина, постараемся правильно разобрать сложные предложения и определить их виды.
Перед вами отрывок из стихотворения “19 октября”, написанного поэтом через несколько лет после окончания Лицея. Прочитаем его.
19 октября
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор. (1825г.)
- Найдите грамматические основы предложения. Сколько их?
(роняет лес, сребрит мороз, проглянет день)
- Сделайте вывод о предложении, которое использует поэт.
(В предложении 3 грамматические основы, поэтому оно сложное. Так как предикативные части связаны между собой только при помощи интонации, то это бессоюзное сложное предложение).
Учитель:
Вспоминая осенней порой лицейские годы, Пушкин вспоминает и своих товарищей – мальчиков, которые тоже пришли постигать разные науки. В этом году (2011-м) исполняется 200 лет со дня открытия Лицея.
(Показ изображения Лицея).
Здесь Александр Сергеевич проучился 6 лет. И вот настала пора прощания с друзьями.
Близкая разлука ждёт и вас, мальчики. Ведь вы скоро закончите 9-ый класс, и каждый пойдёт своей дорогой. Волновался перед разлукой и юный Пушкин.
Давайте прочтём следующий отрывок и посмотрим, какие выразительные средства языка использует автор.
Прощанье
Разлука ждёт нас у порогу.
Зовёт нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум. (1817г.)
Ответы уч-ся:
- эпитеты: дальний шум, гордых, юных дум;
- метафора: шум света, разлука ждёт нас;
- инверсия: зовёт шум, света шум…
Учитель:
Разбираем выделенные курсивом строчки. Называем грамматические основы, второстепенные члены предложения, какими частями речи они выражены, и делаем вывод.
(Грамматические основы: зовёт шум, всякий смотрит. Это сложное предложение, потому что состоит из 2-х предикативных частей, которые связаны интонацией и сочинительным соединительным союзом И. Следовательно, это сложносочинённое предложение.)
Учитель:
После осени наступает зима, деревня заносится снегом. Через 9 лет после окончания Лицея поэт находится в родовом имении Михайловское под негласным надзором полиции. Пушкин один. Друзей рядом нет. Только любимая няня Арина Родионовна поддерживает поэта. И вдруг раздаётся звон колокольчика. К Пушкину на короткое время приезжает закадычный лицейский друг – Иван Иванович Пущин. И появляются прекрасные строчки.
И.И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил. (1826г.)
- С чего начинается предложение? (с обращения)
- Какое оно? (распространённое)
- Грамматические основы (я благословил, колокольчик огласил)
- Чем осложнена 2-ая предикативная часть? (обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом)
- Какое же это предложение? (сложноподчинённое предложение, так как 2 предикативные части связаны подчинительным союзом времени когда)
Учитель:
А теперь ещё раз вернёмся к молодому поэту, только год назад окончившему Лицей. Пушкин в Петербурге. Он весел, жизнерадостен, полон сил и надежд. Один из его друзей – Пётр Яковлевич Чаадаев. Вместе с молодым философом Пушкин мечтает о справедливости, верит в лучшее будущее России.
Прочтём следующие строчки.
К Чаадаеву
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена! (1818г.)
- Чтобы привлечь внимание читателя, друга, строчка начинается с … (обращения)
- Является ли обращение членом предложения? (нет).
- Значит, в 1-ой части нет подлежащего, а только сказуемое (определяем вид предложения по составу - односоставное, определённо-личное предложение)
- Какой обособленный член предложения есть во 2-ой предикативной части?
(уточняющий член предложения - Звезда пленительного счастья)
- Из чего состоит 3-я грамматическая основа? (нет подлежащего, а только сказуемое – предложение односоставное, неопределённо-личное)
- Сделаем вывод обо всём предложении.
(сложное предложение с разными видами связи: 1-2 – бессоюзная связь; 2-3 – союзная: сочинительная связь)
Учитель:
Итак, мы поработали с разными видами сложных предложений, читая стихотворные строчки нашего великого поэта – А.С. Пушкина. Эти лёгкие, волшебные стихи будут читать ещё многие и многие поколения. Мария Беляева, ученица 6 класса из города Озёрска Калининградской области, несколько лет назад посвятила поэту свои строчки:
Пусть Пушкин в жизни неземной
Услышит наше восхищенье!
Уж двести лет с его рожденья,
А он в поэзии – живой!
А современный поэт Борис Чичибабин восклицает:
Но дай нам Бог не дрогнуть перед худшим,
Брести к добру заглохшею тропой.
Какое счастье, что у нас есть Пушкин!
У всей России. И у нас с тобой.
Благодарю за работу.
Д/з: найти, записать и разобрать 3 сложных предложения из произведений А.С. Пушкина.