Урок русского языка по теме "Понятие о местоимении". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Формирование представления о местоимении как части речи необходимой для замены повторяющихся имён существительных.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепить умения обнаруживать в устной и письменной речи имена существительные, создать условия для понимания стилистической функции личных местоимений – устранять излишние повторения одного и того же существительного.
  2. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог; развивать интерес к исследовательской деятельности, формировать умения видеть проблему, намечать пути её решения, применять знания для решения конкретной проблемы, делать выводы.
  3. Воспитательные: создать благоприятный психологический климат, воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний, чувства взаимоуважения, взаимовыручки, коллективизма.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд – 1

– Добрый день, ребята. Рада Вас видеть на особенном уроке. У нас гости. Давайте гостей поприветствуем…

Приятно, что мои ученики внимательны, серьёзны и все … улыбаются.

Садитесь, пожалуйста.

II. Актуализация знаний

– Послушайте текст.

Слайд – 2

– Тишина. Шёпот в зале. Звуки музыки. Занавес. Артисты театра– мастера сцены. Игра. Восторг. Аплодисменты. Букеты цветов. Благодарность зрителей…

Слайд – 3 (тёмный)

– Чем интересен текст, который вы сейчас услышали?

Он состоит из имён существительных.

– Почему я уделила столько внимания именно этой части речи?

Мы изучаем на уроке имена существительные.

– Что мы называем именем существительным?

Имя существительное – самостоятельная часть речи…

– Если услышите имя существительное, то хлопните в ладоши. А что, по-вашему, нужно сделать, если друг- одноклассник допустит ошибку?

– Мечтаю, театральный, афиша, сцена, аплодируют, роль, удивительно, игра, музыкальный, мечта…

– Да, в зимний день, когда всё в природе спит, хочется помечтать…

III. Орфографическая работа

– Ребята, прочитайте несколько слов, необходимых нам для дальнейшей работы. Что их объединяет? О чем я хочу вас попросить? Чем полезно это упражнение?

Нужно вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

(Детям даётся несколько секунд для самостоятельной работы. Затем работу проверяем)

– Внимательно посмотрите на буквы, которые мы вписали. Вы что-нибудь заметили?

Слайд 3:

– Получилось слово дублёр.

– Запишите его на свободной строке.

Слайд 4:  дублёр?

– Странно: почему вдруг дублёр? Какую роль выполняет это слово на нашем уроке? Можете ли вы объяснить значение этого слова?

Слово пришло к нам из французского языка. Дублёр – тот, кто параллельно с кем-либо выполняет одну и ту же работу и может заменить его в случае необходимости.

Значение слова разобрали, а вот появление этого слова на нашем уроке пока останется загадкой.

Слайд 5: (тёмный)

IV. Физкультминутка

– Сейчас нас ждёт задача, с которой без внимания не справиться. Предлагаю небольшой тест на внимание.

– На счёт «раз» нужно встать.

– На счёт «два» – хлопнуть в ладоши.

– На счёт «три» – присесть.

– На счёт «четыре» – встать, высоко подняв руки над головой.

– На счёт «пять» сесть на место, изобразив самых внимательных учеников.

– Раз, два, три, четыре, пять…

V. Постановка проблемы

Слайд 6:

Я давно мечтаю о нём.

– Прочитайте предложение.

– Можете ли вы определить героя предложения?

Нет, так как герой назван словом я, а это может быть кто угодно.

– А мечта героя вам понятна?

– Что нужно сделать, чтобы было понятно, о ком или о чём говорится в тексте?

– Назовите ещё раз слова, которые заняли место имён существительных. Знаете ли их название?

Слайд 9: Я давно о нём мечтаю.

– Признаюсь, что это я являюсь героем предложения, я давно мечтаю о театре.

– А вот героем нашего урока будет… Впрочем определите его тему сами… Какую часть речи мы начнём изучать? Что, по-вашему, нас будет интересовать?

Слайд 10: (тёмный)

Прозвенят в театре три звонка и приходит чудо… И у нас сегодня три раза должен прозвенеть колокольчик.

Слайд 11:

В новогодние каникулы артисты театра показали волшебную сказку. Сказка всем очень понравилась. В сказке добро оказалось сильнее зла. Сказку зрители запомнят надолго.

– Прочитайте текст:

– Всё ли Вас устраивает?

Повторяется имя существительное в каждом предложении.

– Как исправить эту речевую ошибку?

Можно заменить эти слова другими словами, местоимениями.

(Самостоятельная работа, проверка)

– Почему эта часть речи так называется? Почему?

Слайд 12.

Звонок 1 – Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные.

Слайд 13. ( Тёмный.)

– На сцене Лиза. Она попробует, как известная артистка нашего класса, на себе роль местоимения.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

– А зачем это необходимо?

– Местоимения разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они, как дублёры в театре. Вот оно это слово! Вам понятно, почему оно появилось на нашем уроке?

– Сейчас сюда выйдет мой дублёр, ребята. Чтобы отдохнуть вместе с Вами.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

– У вас текст. Это отрывок из той сказки, которую увидели зрители в новогодние каникулы.

Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая.

Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «Я правильно тебя выбрал», – весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками.

– Прочитайте первые два предложения. Кто это она? Из какого предложения вы это узнали? А если бы не было первого предложения, смогли бы вы догадаться, что речь идет о елочке? Почему? Называет ли местоимение она предмет? На какой предмет указывает слово она во втором предложении?

– Прочитайте второй абзац текста. Кто это он? Могли бы вы ответить на этот вопрос, если бы не было первого предложения. Почему? Чьи слова: «Я правильно тебя выбрал? Называет ли себя лесник по имени? А как он говорит о себе? (я)

– Чем интересны местоимения?

Слайд 14.

Звоночек – 2

Местоимения не называют предметы, а только указывают на них.

Когда вы начинаете разговор, как называете себя? (Я). Запишите.

– Когда обращаетесь к товарищу не по имени? (ТЫ). Запишите.

– Как бы вы назвали себя и товарища одним словом? (МЫ). Запишите.

– Как бы вы обратились к группе детей? (ВЫ). Запишите.

– Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим… (ОН), о девочке … (ОНА), а если о ребятах…(ОНИ).

– А каким словом заменить слово солнце ? (ОНО)

– Надя, прочитай, что мы записали. (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)

– Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО указывают на лица. Поэтому их называют ….

VI. Первичное закрепление

– О чем мы сегодня говорим? Сколько раз звенели колокольчики? А сколько звонков ещё впереди?

– Прежде, чем колокольчик прозвенит в третий раз, вам парная работа. Что необходимо сделать? С какой целью?

В субботу ____ ходили в театр. В этот день ярко светило солнце. ____ дарило нам хорошее настроение. Артисты театра играли замечательно. ________ словно манили нас на сцену. ______ сидишь в зале, но так хочется выбежать, чтобы помочь героям. А __ любите театр?

(проверка)

– Кто сегодня доволен работой класса? Вы поднимаете руку, словно говоря: я, я, я. Но легко ли выполнить дело в одиночку? Что помогло нам одержать победу на последних соревнованиях? Чудесно, когда в классе реже звучит местоимение я, а чаще – местоимение– мы!

Сейчас прозвенит третий звонок и мы увидим ещё один вывод: я + я = мы

Слайд-фотография.

– Мы все такие разные, но как здорово, что мы все вместе!

Поднимаю экран, звучит песня.

– Посмотрите, как я написала слово мы? Вы поняли, что я для этого использовала? Если вы хорошо знаете друг друга, вы легко отгадаете, где чья буква.

Приложение.