Цель: Формирование представления о местоимении как части речи необходимой для замены повторяющихся имён существительных.
Задачи:
- Образовательные: закрепить умения обнаруживать в устной и письменной речи имена существительные, создать условия для понимания стилистической функции личных местоимений – устранять излишние повторения одного и того же существительного.
- Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог; развивать интерес к исследовательской деятельности, формировать умения видеть проблему, намечать пути её решения, применять знания для решения конкретной проблемы, делать выводы.
- Воспитательные: создать благоприятный психологический климат, воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний, чувства взаимоуважения, взаимовыручки, коллективизма.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд – 1
– Добрый день, ребята. Рада Вас видеть на особенном уроке. У нас гости. Давайте гостей поприветствуем…
Приятно, что мои ученики внимательны, серьёзны и все … улыбаются.
Садитесь, пожалуйста.
II. Актуализация знаний
– Послушайте текст.
Слайд – 2
– Тишина. Шёпот в зале. Звуки музыки. Занавес. Артисты театра– мастера сцены. Игра. Восторг. Аплодисменты. Букеты цветов. Благодарность зрителей…
Слайд – 3 (тёмный)
– Чем интересен текст, который вы сейчас услышали?
– Он состоит из имён существительных.
– Почему я уделила столько внимания именно этой части речи?
– Мы изучаем на уроке имена существительные.
– Что мы называем именем существительным?
– Имя существительное – самостоятельная часть речи…
– Если услышите имя существительное, то хлопните в ладоши. А что, по-вашему, нужно сделать, если друг- одноклассник допустит ошибку?
– Мечтаю, театральный, афиша, сцена, аплодируют, роль, удивительно, игра, музыкальный, мечта…
– Да, в зимний день, когда всё в природе спит, хочется помечтать…
III. Орфографическая работа
– Ребята, прочитайте несколько слов, необходимых нам для дальнейшей работы. Что их объединяет? О чем я хочу вас попросить? Чем полезно это упражнение?
– Нужно вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.
(Детям даётся несколько секунд для самостоятельной работы. Затем работу проверяем)
– Внимательно посмотрите на буквы, которые мы вписали. Вы что-нибудь заметили?
Слайд 3:
– Получилось слово дублёр.
– Запишите его на свободной строке.
Слайд 4: дублёр?
– Странно: почему вдруг дублёр? Какую роль выполняет это слово на нашем уроке? Можете ли вы объяснить значение этого слова?
Слово пришло к нам из французского языка. Дублёр – тот, кто параллельно с кем-либо выполняет одну и ту же работу и может заменить его в случае необходимости.
Значение слова разобрали, а вот появление этого слова на нашем уроке пока останется загадкой.
Слайд 5: (тёмный)
IV. Физкультминутка
– Сейчас нас ждёт задача, с которой без внимания не справиться. Предлагаю небольшой тест на внимание.
– На счёт «раз» нужно встать.
– На счёт «два» – хлопнуть в ладоши.
– На счёт «три» – присесть.
– На счёт «четыре» – встать, высоко подняв руки над головой.
– На счёт «пять» сесть на место, изобразив самых внимательных учеников.
– Раз, два, три, четыре, пять…
V. Постановка проблемы
Слайд 6:
Я давно мечтаю о нём.
– Прочитайте предложение.
– Можете ли вы определить героя предложения?
– Нет, так как герой назван словом я, а это может быть кто угодно.
– А мечта героя вам понятна?
– Что нужно сделать, чтобы было понятно, о ком или о чём говорится в тексте?
– Назовите ещё раз слова, которые заняли место имён существительных. Знаете ли их название?
Слайд 9: Я давно о нём мечтаю.
– Признаюсь, что это я являюсь героем предложения, я давно мечтаю о театре.
– А вот героем нашего урока будет… Впрочем определите его тему сами… Какую часть речи мы начнём изучать? Что, по-вашему, нас будет интересовать?
Слайд 10: (тёмный)
Прозвенят в театре три звонка и приходит чудо… И у нас сегодня три раза должен прозвенеть колокольчик.
Слайд 11:
В новогодние каникулы артисты театра показали волшебную сказку. Сказка всем очень понравилась. В сказке добро оказалось сильнее зла. Сказку зрители запомнят надолго.
– Прочитайте текст:
– Всё ли Вас устраивает?
– Повторяется имя существительное в каждом предложении.
– Как исправить эту речевую ошибку?
– Можно заменить эти слова другими словами, местоимениями.
(Самостоятельная работа, проверка)
– Почему эта часть речи так называется? Почему?
Слайд 12.
Звонок 1 – Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные.
Слайд 13. ( Тёмный.)
– На сцене Лиза. Она попробует, как известная артистка нашего класса, на себе роль местоимения.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
– А зачем это необходимо?
– Местоимения разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они, как дублёры в театре. Вот оно это слово! Вам понятно, почему оно появилось на нашем уроке?
– Сейчас сюда выйдет мой дублёр, ребята. Чтобы отдохнуть вместе с Вами.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
– У вас текст. Это отрывок из той сказки, которую увидели зрители в новогодние каникулы.
Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая.
Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «Я правильно тебя выбрал», – весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками.
– Прочитайте первые два предложения. Кто это она? Из какого предложения вы это узнали? А если бы не было первого предложения, смогли бы вы догадаться, что речь идет о елочке? Почему? Называет ли местоимение она предмет? На какой предмет указывает слово она во втором предложении?
– Прочитайте второй абзац текста. Кто это он? Могли бы вы ответить на этот вопрос, если бы не было первого предложения. Почему? Чьи слова: «Я правильно тебя выбрал? Называет ли себя лесник по имени? А как он говорит о себе? (я)
– Чем интересны местоимения?
– Слайд 14.
Звоночек – 2
Местоимения не называют предметы, а только указывают на них.
Когда вы начинаете разговор, как называете себя? (Я). Запишите.
– Когда обращаетесь к товарищу не по имени? (ТЫ). Запишите.
– Как бы вы назвали себя и товарища одним словом? (МЫ). Запишите.
– Как бы вы обратились к группе детей? (ВЫ). Запишите.
– Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим… (ОН), о девочке … (ОНА), а если о ребятах…(ОНИ).
– А каким словом заменить слово солнце ? (ОНО)
– Надя, прочитай, что мы записали. (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)
– Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО указывают на лица. Поэтому их называют ….
VI. Первичное закрепление
– О чем мы сегодня говорим? Сколько раз звенели колокольчики? А сколько звонков ещё впереди?
– Прежде, чем колокольчик прозвенит в третий раз, вам парная работа. Что необходимо сделать? С какой целью?
В субботу ____ ходили в театр. В этот день ярко светило солнце. ____ дарило нам хорошее настроение. Артисты театра играли замечательно. ________ словно манили нас на сцену. ______ сидишь в зале, но так хочется выбежать, чтобы помочь героям. А __ любите театр?
(проверка)
– Кто сегодня доволен работой класса? Вы поднимаете руку, словно говоря: я, я, я. Но легко ли выполнить дело в одиночку? Что помогло нам одержать победу на последних соревнованиях? Чудесно, когда в классе реже звучит местоимение я, а чаще – местоимение– мы!
Сейчас прозвенит третий звонок и мы увидим ещё один вывод: я + я = мы
Слайд-фотография.
– Мы все такие разные, но как здорово, что мы все вместе!
Поднимаю экран, звучит песня.
– Посмотрите, как я написала слово мы? Вы поняли, что я для этого использовала? Если вы хорошо знаете друг друга, вы легко отгадаете, где чья буква.