Урок биологии по теме "Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли"

Разделы: Биология


Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях; обобщение единичных знаний в систему.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о человек, как существо биосоциальное; продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности; рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы.
  • Развивающая: создатьусловия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом; развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать; формировать экологическое мышление учащихся; развитие коммуникативных компетенций учащихся.
  • Воспитательная: показать практическую деятельность человека для сохранения окружающей среды, охраны природы; воспитание потребности познания природы, гармонии и творческого обогащения; воспитывать любовь к природе; воспитывать практическую значимость данной теме.

Оборудование: Презентация, карточки двух цветов (красные и зеленые, лист сотворчества, двусторонний скотч, ватман, маркеры, информационный лист, стендовый проект.

Вид учебного занятия: групповая работа, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный; исследовательский; монологический (описание, объяснения); диалогический; практические.

Тип занятия: урок комплексного применение знаний.

Ведущая деятельность учителя: организация групповой и индивидуальной работы, постановка системы перспектив.

Познавательная деятельность учащихся: групповая работа, творческая работа

Ход урока

При приветствии учащихся учитель применяет прием «открытых ладошек».

I. Орг момент.

(Тема: Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Цель: определить место и роль человека как жителя биосферы, рассмотреть его влияние на природу Земли. Знать: влияние человека на природу; уметь: проводить анализ человеческой деятельности на природу Земли.

II. Актуализация ЗУН.

(Сегодня на уроке вы будете работать с листами сотворчества (Приложение). Запишите тему урока, Ф.И.)

Надпись на доске. (Человек – … существо)

Проблемный вопрос: Какого слова не хватает в данном предложении на ваш взгляд (непостижимое, высшее, биосоциальное)?

Аргументируйте свой выбор.

Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.

Работа у доски. Слово «биосоциальное» простое или сложное? Сколько корней в этом слове? Какие? (составление схемы «Движущие факторы антропогенеза»).

Работа в группах. Дать характеристику человека как биосоциального существа. В помощь вам на столах лежат информационные листы.

1 группа – определяет место человека в природе как существо биологическое.( основным биологическим факторам эволюции органического мира относятся: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. По Дарвину)К дижущим биологическим силам можно отнести Голод, Страх, Желание, Любопытство, Родительские инстинкты.

2 группа – определяет человека как существо общественное – часть общества, социальной природы. (Социальные факторы антропогенеза были проанализированы Ф. Энгельсом: общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь и сознание). Двигатель человека (социо-): Дом, Совесть, Мечта, Вдохновение, Воля, Познание, Любовь.

(работа с листом сотворчества Заполнение схемы «Человек – биосоциальное существо)

Проверка заполнение схемы. Работа у доски.

Прием «Светофор».

Вопрос к классу. Согласны ли вы с этим? Голосуем “За” (зеленая карточка), “против” (красная карточка).

Физкультминутка.

Вот она летит маленькая какая! (руки вверх)
Вот она грустит, в думы свои вникая, (руки вниз)
Вот она летит, зябкой прохладой веет, (обхватить плечи)
Все еще живет! Все еще людям верит!.. (руки вперёд, потянуться)
Вот она плывет сквозь грозовую полночь, (руки в стороны, потянуться)
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь! (руки вперёд, потянуться)
Просит прийти на помощь! (руки вниз, расслабиться)
Просит прийти на помощь….

III. Изучение нового материала.

Мотивация к восприятию материала. На фоне музыки “Лунная соната” учитель зачитывает слова Сухомлинского В.А.

“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры, – все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги- все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.

Блиц-опрос. Какую картину вы видели перед собой, слушая музыку и текст?

Слово учителя. Прекрасный, неповторимый мир природы. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы – нашего общего Дома. Где человек живет с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами).

Где же наше человеческое место в этом Доме и как нам жить?(систематика)

Д. Эттенборо: “Выйдя из животного мира, “Человек разумный” по сей день остается одним из его членов, хотя и находится на особом положении. Царство животных, подцарство многоклеточных, раздел двусторонне-симетричных, класс млекопитающих, отряд приматов, подотряд обезьян, надсемейство человекообразных, семейство людей с единственным в мире видом “Гомо сапиенс” – вот то скромное место, которое занимает человек на полке многомиллионной библиотеки видов живой природы”.

Человечество может и должен развиваться, но можно ли развиваться не обращая внимание на окружающий мир, не влияя на него? Если мы развиваемся не в соответствии с законом природы, то природа поставит свои ограничения (примеры: освоение цельных земель, неограниченный вылов рыбы и др). если развитие «не вписывается» в природные процессы, то возникают проблемы человека с окружающей средой.(примеры)

(работа с листом сотворчества Схема «Влияние человека на природу)

Влияние человека на природу

Сельскохозяйственная революция

  • освоение различных типов топлива
  • применение машин
  • использование транспорта
  • создание крупных населенных пунктов и городов

Вывод. Огромные преобразования природы, активное вовлечение в круговорот новых веществ – углеводородов, железа и др. полезных ископаемых

Промышленная революция

  • освоение ископаемых видов энергии (каменного угля, нефти, газа)
  • изобретение парового двигателя
  • применение механизированного транспорта и различных машин
  • преобразование производительных сил

Вывод. Массированное воздействие на биосферу: ускорилась эрозия почв, произошли изменения климата, исчезли многие виды организмов, ухудшились пастбища, истощились возобновляемые и невозобновляемые природные запасы

Научно-техническая революция (НТР)

  • загрязнение окружающей среды
  • энергетический кризис
  • глобальные экологические катастрофы

Проблемный вопрос: что является показателем хорошего самочувствия человека?( постоянная Т тела, хорошее настроение, позитивные эмоции, хороший иммунитет). Все критерии говорят о том, что человек здоров. Когда человек болеет какие отклонения от нормы можно наблюдать? (повыение Т тела, озноб, человек худеет, мало ест, и т.д).

Признаком устойчивой экологической системы является стабильность определённых характеристик. Так, например, экологически устойчивая система Земля имеет постоянную массу и постоянную среднюю температуру.

Если сравнивать с человеком, какие изменения произойдут с Землей если она начнет «Болеть»?( экологическая катастрофа).

Дайте определение экологической катастрофе. (работа с листом сотворчества)

Под экологической катастрофой следует понимать переход системы из одного устойчивого состояния в другое. Например, повышение средней температуры Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниванию почв, вымиранию определённых видов флоры и фауны, может быть, даже к гибели человечества. Тем не менее Земля как элемент Солнечной системы скорее всего останется такой же стабильной, как и ранее. Экологические катастрофы могут иметь различные уровни — от локальных (учитель сминает бумагу и бросает ее на пол) (гибель леса, осушение моря и т. д.) до глобальных (в масштабах Земли, Солнечной системы, Галактики и даже Вселенной).( пример: Япония. Проблема землетрясение в Японии – локальная или глобальная.

Если вы считаете, что локальная поднимите «зеленую» ладошку,

Если глобальная «красная». Обоснуйте свой выбор.

Возврат к схеме Ч-к биосоциальное существо. Социальны показатель: страх, голод, родительский инстинкт)

IV. Закрепление.

Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.

Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду — проблему городских отходов.

Представление мини-проектов.

1 группа «Проблема городских отходов»

Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов. Получили развитие следующие основные направления в переработке: органическая масса используется для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и разработка технологических процессов переработки.

2 группа – мини-проект «Охрана р.Б.Чембар. Пути решения проблемы загрязнения вод».

Работа в группах.

1 группа: вы пессимисты – опишите как вы видите будущее р. Б. Чембар

2 группа вы оптимисты: какое по вашему будущее р. Б. Чембар.

Д/З: продолжить работу над проектами.

Обобщение: Двадцатый век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, проверка способности людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты. Только объединение всего человечества вокруг глобальных экологических проблем может позволить их решить. Но об этом мы поговорим с вами, изучая следующий раздел биологии «Основы экологии».

Я всегда говорю своим ученикам о том, что мы выйдем из экологического кризиса только тогда, когда перестанем ругать правительство и оглянемся вокруг, когда задумаемся, а бросить ли нам бумажку? И тогда, будучи членами правительства, учителями, врачами или просто рабочими мы сможем сохранить нашу планету для будущих поколений, потому что мы не унаследовали Землю от своих родителей, мы взяли её взаймы у своих детей. Мы сможем стереть «случайные черты» только начав с себя. Только сохранив красоту в себе, мы сохраним красоту вокруг. Недаром одно из серьёзнейших направлений решения экологических проблем – глобальное духовное воспитание. Я хочу спросить: какое желание возникло у вас в процессе урока.(У большинства учащихся возникает желание поднять брошенную учителем бумагу). Это и есть главный результат урока, первый шаг на долгом пути поиска выхода из экологического кризиса.

V. Рефлексия.

На память о нашей сегодняшнем уроке вы оставите мне ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на уроке.

Я прошу на ваших творческих листах нарисовать:

  1. Какими Вы были в начале нашей встречи
  2. В конце встречи.

Приём обратной связи "Рожицы".

VI. Итоги урока.