Развитие речи у детей раннего возраста через сенсомоторное восприятие

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании у них речи, поскольку общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Развитие ребенка раннего возраста, в том числе и речевое, базируется на "трех китах":

Прежде всего, назовем эмоциональное развитие, а именно, теплые, отношения с близкими людьми. Первичная привязанность не только влияет на последующие отношения ребенка с миром людей, но и на все развитие в целом.

Эмоции, стимулирующие развитие, зарождаются и формируются при непосредственном общении ребенка со взрослым, в том числе в играх-занятиях, соответствующих детским возможностям и потребностям.

При нормальном нервно-психическом развитии и установившейся форме общения со взрослыми у детей начинает формироваться потребность в общении друг с другом. У детей, не овладевших активной речью, продолжает доминировать эмоциональное общение, которое выражается в радости от присутствия других детей. Они подходят друг к другу, дотрагиваются до одежды, заглядывают в лицо, смех и плач одного быстро заражает других.

Далее отметим сенсорное развитие - все виды ощущения и восприятия, то есть чувственное познание окружающего мира.

И, наконец, двигательное развитие - умение ребенка тянуться и брать предметы, поворачиваться в сторону интересующего его объекта, перемещаясь в пространстве, исследовать его, ставить и реализовывать цели, понимать причинно-следственные отношения и многое-многое другое.

Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования деятельности детского мозга и психики.

Сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже "моторно готовым" к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение.

Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используются разнообразные приемы:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);
  • Сминание пальцами комочков из бумаги;
  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.);
  • Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров);
  • Шнуровка на различных предметах;
  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  • Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  • Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн";
  • Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.);
  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

Для развития сенсорного восприятия используются следующие приемы:

  • Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, пазлы (подбор и складывание разрезных картинок);
  • Группировка предметов по одному из признаков (по форме, цвету, размеру);
  • Игры- поручения ("Принеси то, что скажу"; "Найди такой же, какой покажу");
  • Игры - эксперименты ("Тонет - не тонет", "Снег тает в тепле", "Замерзание воды");
  • Игры: "Чаепитие матрешек", Подбери юбку к кофте", "Расставь машины в гаражи", "Где спрятался мячик?", "Угадай, что изменилось?", "Разложи в коробки", "Раскладывание однородных предметов на две группы", "Соотнеси форму объемного предмета с формой изображений предмета на картинке",
  • "Чудесный мешочек", " Угадай что съел", "Угадай, что звучит".

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и сенсорного восприятия дает положительную динамику в развитии речи детей.