Мир не стоит на месте и постоянно движется вперед.
История человечества тесно связана с постоянным прогрессом, развитием технологий, новыми открытиями и изобретениями.
Предлагаю вам на несколько мгновений окунуться в глубину веков, чтобы увидеть, как стремительно развивается мир.
11 век – 3 изобретения (печатный станок в Китае. Пушка. Огнемет).
12 век – 2 изобретения (Производство мыла).
13 век – 5 изобретений (стеклянное зеркало, коленчатый вал).
14 век – 7 (компас).
15 – 7 (печатный станок Гуттенберга, линзы для очков).
16 – 13 (ножницы, микроскоп).
17 – 28 (калькулятор, электрическая машина).
18 – 50 (громоотвод, паровоз. Подводная лодка).
19 – 223 (телефон, кинематограф, троллейбус).
20 – 297 (пассажирский самолет, пенициллин, компьютер, интернет).
21 век (11 лет) – 85 (автономное искусственное сердце, экран 3D телевизора, искусственная хромосома, передача мысли в Интернет, первая живая клетка).
Можно только предположить, какой скачок в развитии сделает мир в 21 веке!
Может ли в быстро меняющемся мире остаться неизменным образование? Нет, и еще раз нет! Сейчас становится ясно всем – учителям, родителям, правительству и специалистам, – что система образования должна измениться так, чтобы появились люди, которые смогут решить глобальные проблемы планетарного масштаба.
Нам необходима образовательная система, обращенная к интересу и любопытству ученика.
Система механического запоминания, до сих пор господствующая в наших школах, вскоре сменится концепциями, о которых всего несколько поколений назад никто и мечтать не мог.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” подчеркивается, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Но прежде всего, должен измениться и перестроиться сам учитель.
Несколько лет назад я открыла для себя концепцию развития универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов под руководством А.Г. Асмолова.Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика, вокруг него море информации. Но школа должна научить ребенка
- обобщать
- осмысливать новые знания;
- уметь связать новые знания с жизненным опытом.
Иначе говоря, задача школы – формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.
Мы должны стремиться к тому, чтобы учащийся стал “архитектором и строителем” образовательного процесса:
- САМ ставил учебную задачу,
- САМ намечал пути решения
- САМ контролировал и оценивал свои достижения.
Достичь этой цели мы можем благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
Хочу рассказать о том, как помогает развитие УУД в моей работе. За 16 лет работы в системе образования я работала с разными детьми и по разным учебно-методическим комплексам... Второй год я работаю с не совсем обычными, но от этого не менее любимыми детьми из класса коррекционно-развивающего обучения. Учащиеся, попадающие в классы КРО, характеризуются не только недостаточной сформированностью основных психических функций (внимание, слуховое и зрительное восприятие, пространственная ориентация, память), но и ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. Все это является причинами, препятствующими успешности их обучения.
В начальной школе возможна коррекция негативных тенденций в развитии, и можно повысить успешность обучения каждого учащегося. Я пришла к выводу, что наилучших результатов можно добиться с помощью формирования УУД, которые делятся на 4 группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные
Личностные УУД.
Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Развивая личностные УУД, большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моих классов не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации. На уроках использую сюжетно-ролевые игры, элементы тренинга, анализ ситуаций и их моделей.
Регулятивные УУД.
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Зная, что одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников, на своих уроках я учу детей самостоятельной постановке целей и подведение итогов урока (с использованием речевых клише), планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности.
Познавательные УУД.
Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов задач, построение логических цепочек.
Растет количество желающих проявить себя в данном направлении, ребята принимают участие в конкурсах разного уровня, внеклассных мероприятиях по предметам, в этом году участвовали в школьной олимпиаде. Начали работу над проектом “Помогите птицам!” Результатом организации работы с учащимися в данном направлении считаю развитие познавательной активности моих учеников. Это подтверждает и диагностика, проведенная школьным психологом.
Коммуникативные УУД.
Обеспечивают возможности сотрудничества – я учу детей слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
В своей работе использую технологию сотрудничества, проблемно-диалоговую форму изложения учебного материала, чтение текста с остановками, маркирование текста символами. Широко использую приемы разноуровневой работы, выбор способов решения задач.
На уроках литературного чтения, например, я использую игры:
- “Комплименты”: – сказать комплимент сказочному, литературному герою.
- “Сказка в заданном ключе”: – ввести в название сказки нового объекта, например “Колобок и воздушный шарик”.
Подводя итог, можно отметить, что все это позволяет мне повышать эффективность образовательно-воспитательного процесса. А моим ребятам чувствовать себя комфортно и уверенно.
“До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно”, – э
ти слова я сделала девизом своей жизни, этому учу и своих ребят.Приложение 1 – презентация