Обобщение изученного о предложении и тексте. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: обобщить знания о предложении и тексте; повторить признаки предложения и текста; виды предложений; умение анализировать и кратко характеризовать предложение и текст , работать с деформированным текстом; развивать речь учащихся; воспитывать внимание. Умение слушать друг друга.

Оборудование: карточки, деформированный текст, проектор.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Напишите каллиграфически буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.

Соблюдайте правильные соединения.

Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Нам идти здесь веселее.
Этот путь зовут (аллея).

Система единиц, равная 1000 граммам. (Килограмм.)

– Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: лл и мм.
– А теперь запишем слова-отгадки с данными буквами:

Без рук, без ног,
А рисовать умеет.

Бело, а не снег,
Жидко, а не вода .

Красна девица,
Сидит в темнице,
Коса на улице.

– Как называются все эти слова?

II. Словарная работа.

– Я читаю загадки, дети записывают отгадки.

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Так идут сережки ей!

Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.

III. Повторение знаний о предложении и тексте.

1. Повторение знаний о предложении.

– Давайте составим текст, используя данные слова.
– Вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
– Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чем-то сообщается.)
– Какие предложения называются вопросительными? (Предложения, в которых спрашиваем.)
– Какие предложения называются побудительными? (Предложения, в которых побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем. советуем, требуем.)
– Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)
– Какие предложения называются восклицательными? (Предложения, в которых выражены чувства: страх, радость, удивление, восторг.)
– Какие предложения называются невосклицательными? (Предложения, в которых чувства не выражаются и не подчеркиваются.)

2. Повторение знаний о тесте.

.– А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о тексте.
– Что такое текст? (Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называется текстом.)
– Что такое тема? (Тема-это то, о чем говорится в тексте.)
– Что такое главная мысль текста? (Главная мысль текста – это то, что об этом хочет сказать автор.)
– Что является стержнем текста? (Стержень текста – тема и главная мысль текста.)

3. Требования к хорошему тексту:

Тема понятна (о чем говорится).
– Ясна' главная мысль (что хочет сказать автор).
– Каждое предложение вносит что-нибудь новое: добавляет, объясняет, уточняет.
–  Предложения располагаются по порядку – так, чтобы было понятно, как развивается, продолжается мысль.
– Что еще должно быть в тексте? (Заголовок.)
– Чтобы озаглавить текст, что нужно? Нужно спросить себя: о чем (о ком) в нем говорится, что главное передает автор?
– Что вы можете сказать о первом предложении в тексте? (Первое предложение особое. Оно как бы открывает дверь в текст.)

IV. Составление текста по опорным словам.

–  Используя словарные слова, составьте текст. Оставьте одну строку свободную.

Запишите на оставленной строке заголовок. Выделите орфограммы. Записывая предложения не допускаем ошибки. Знаем–  объясняем, не знаем – пропускаем – делаем “окошки”.

Зима.

Пришла зима. Ударил мороз. Птицы голодают. Ребята повесили на березу кормушку и насыпали туда ягод рябины. Скоро прилетели воробьи и синицы. Они весело клевали корм!

Какие предложения по цели высказывания и по интонации мы построили?

V. Редактирование текста. (Улучшение текста.) Самостоятельная работа.

Ребята видели много животных: рыжую лисицу, медведя, медведицу с медвежатами. Ребята видели там зайца. Заяц смешно шевелил ушами. А жираф кивнул нам головой. В воскресенье ребята ходили в зоопарк.

– Все ли требования к тексту выполнены?

VI. Взаимопроверка.

В воскресенье ребята ходили в зоопарк Они видели много животных: рыжую лисицу, медведя, медведицу с медвежатами. Ребята видели там зайца. Он смешно шевелил ушами. А жираф кивнул нам головой.

VII. Работа с деформированным текстом. (Работа в парах.)

Предложения были записаны на отдельных листочках. Дети бегали и сбросили их со стола. Они рассыпались . Затем второклассники их собрали. Проверьте, правильно ли собраны предложения? Соберите предложения так, чтобы получился текст. Обозначьте орфограммы.

Зимой

Пушистый зверек прыгнул на ель. У дуба стоит старый пень. Они несут корм для птиц. Ребята идут в лес. В лесу тихо. Он весь в снегу. Это белка. Полетела снежная пыль.

VIII. Самопроверка.

Зимой.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба растет старый пень.

Он весь в снегу. Пушистый зверек прыгнул на ель. Полетела снежная пыль. Это белка.

IX. Оценка.

X. Итог урока.

Что вам больше всего понравилось делать на уроке.

XI. Домашнее задание.

Составить текст на тему “ Школьные принадлежности”.