Цели: обобщить знания о предложении и тексте; повторить признаки предложения и текста; виды предложений; умение анализировать и кратко характеризовать предложение и текст , работать с деформированным текстом; развивать речь учащихся; воспитывать внимание. Умение слушать друг друга.
Оборудование: карточки, деформированный текст, проектор.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Напишите каллиграфически буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.
Соблюдайте правильные соединения.
Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Нам идти здесь веселее.
Этот путь зовут (аллея).
Система единиц, равная 1000 граммам. (Килограмм.)
– Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: лл и мм.
– А теперь запишем слова-отгадки с данными буквами:
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.Бело, а не снег,
Жидко, а не вода .Красна девица,
Сидит в темнице,
Коса на улице.
– Как называются все эти слова?
II. Словарная работа.
– Я читаю загадки, дети записывают отгадки.
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Так идут сережки ей!Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
III. Повторение знаний о предложении и тексте.
1. Повторение знаний о предложении.
– Давайте составим текст, используя данные слова.
– Вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания?
(Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
– Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых
о чем-то сообщается.)
– Какие предложения называются вопросительными? (Предложения, в
которых спрашиваем.)
– Какие предложения называются побудительными? (Предложения, в которых
побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем. советуем, требуем.)
– Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и
невосклицательные.)
– Какие предложения называются восклицательными? (Предложения, в которых
выражены чувства: страх, радость, удивление, восторг.)
– Какие предложения называются невосклицательными? (Предложения, в
которых чувства не выражаются и не подчеркиваются.)
2. Повторение знаний о тесте.
.– А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о тексте.
– Что такое текст? (Несколько предложений, в которых говорится об
одном и том же и раскрывается общая мысль, называется
текстом.)
– Что такое тема? (Тема-это то, о чем говорится в тексте.)
– Что такое главная мысль текста? (Главная мысль текста – это то,
что об этом хочет сказать автор.)
– Что является стержнем текста? (Стержень текста – тема и главная мысль
текста.)
3. Требования к хорошему тексту:
– Тема понятна (о чем говорится).
– Ясна' главная мысль (что хочет сказать автор).
– Каждое предложение вносит что-нибудь новое: добавляет, объясняет,
уточняет.
– Предложения располагаются по порядку – так, чтобы было понятно,
как развивается, продолжается мысль.
– Что еще должно быть в тексте? (Заголовок.)
– Чтобы озаглавить текст, что нужно? Нужно спросить себя: о чем (о
ком) в нем говорится, что главное передает автор?
– Что вы можете сказать о первом предложении в тексте? (Первое
предложение особое. Оно как бы открывает дверь в текст.)
IV. Составление текста по опорным словам.
– Используя словарные слова, составьте текст. Оставьте одну строку свободную.
Запишите на оставленной строке заголовок. Выделите орфограммы. Записывая предложения не допускаем ошибки. Знаем– объясняем, не знаем – пропускаем – делаем “окошки”.
Зима.
Пришла зима. Ударил мороз. Птицы голодают. Ребята повесили на березу кормушку и насыпали туда ягод рябины. Скоро прилетели воробьи и синицы. Они весело клевали корм!
Какие предложения по цели высказывания и по интонации мы построили?
V. Редактирование текста. (Улучшение текста.) Самостоятельная работа.
Ребята видели много животных: рыжую лисицу, медведя, медведицу с медвежатами. Ребята видели там зайца. Заяц смешно шевелил ушами. А жираф кивнул нам головой. В воскресенье ребята ходили в зоопарк.
– Все ли требования к тексту выполнены?
VI. Взаимопроверка.
В воскресенье ребята ходили в зоопарк Они видели много животных: рыжую лисицу, медведя, медведицу с медвежатами. Ребята видели там зайца. Он смешно шевелил ушами. А жираф кивнул нам головой.
VII. Работа с деформированным текстом. (Работа в парах.)
Предложения были записаны на отдельных листочках. Дети бегали и сбросили их со стола. Они рассыпались . Затем второклассники их собрали. Проверьте, правильно ли собраны предложения? Соберите предложения так, чтобы получился текст. Обозначьте орфограммы.
Зимой
Пушистый зверек прыгнул на ель. У дуба стоит старый пень. Они несут корм для птиц. Ребята идут в лес. В лесу тихо. Он весь в снегу. Это белка. Полетела снежная пыль.
VIII. Самопроверка.
Зимой.
Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба растет старый пень.
Он весь в снегу. Пушистый зверек прыгнул на ель. Полетела снежная пыль. Это белка.
IX. Оценка.
X. Итог урока.
Что вам больше всего понравилось делать на уроке.
XI. Домашнее задание.
Составить текст на тему “ Школьные принадлежности”.