Тип урока: урок развития речи в 7 классе.
Цели:
- организовать коллективную работу по исправлению типичных речевых недочетов и тем самым подготовить учащихся к работе над собственными ошибками;
- развивать умение оценивать текст, видеть в нем недочеты в содержании и речевом оформлении;
- развивать чувство языка, работать по совершенствованию культуры речи;
- проводить планомерную работу по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ;
- воспитывать любовь к природе и развивать творческое начало личности;
Ход урока
1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа. Вот с таким позитивным настроением мы и начнем наш урок.
Прочитайте тему, записанную на доске. (Презентация) (Слайд 1). Вы можете сказать, какова будет цель нашего урока? Да, вы правы, сегодня мы будем работать не над орфографическими, пунктуационными, а речевыми недочетами и ошибками. Наша задача – научиться их видеть в тексте, исправлять и совершенствовать свою речь.
– Чтение удачных с точки зрения речевого оформления работ.
2. Фронтальная работа учащихся. (Слайд 2)
Цель: найти недочеты, привести варианты их устранения.
- Пушкин не одинок: у него есть сообщник. (Единомышленник.)
(Устранение лексического недочета.) - Поэт жил в небольшой маленькой комнате. (Синонимичные
прилагательные.)
(Употребление лишних слов – плеоназм.) - Большое значение он оказал на развитие литературы окружающим. (Большое
влияние он имел на окружающих. Большой вклад он внес в развитие литературы.)
(Неправильное словоупотребление.) - А.С. Пушкин находился вдали от своей Родины, в селе Михайловском.
(Фактическая ошибка.)
3. Работа в парах.
Задание: составить предложения с данными словами, подобрать синонимы к словам;
Цель: закрепление умений и навыков в выборе нужной формы слова.
– Что называем синонимами?
Какие оттенки вносят они в речь? Одинаковые ли они по стилистической окраске?
Готовимся к ЕГЭ.
Лексические нормы употребления слова. (Слайд 3)
В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?
1) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.
2) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.
3) Он произнес эту фразу ледовым голосом
4) Изменение ледовых условий в арктических морях представляет большой научный интерес.
4. Словарно-орфографическая работа.
Задание: заменить иноязычные слова русскими синонимами. (Слайд 4)
аналогия – сходство
абстрактный – отвлеченный
декрет – указ
ресурсы – средства
архитектор – зодчий
5. Работа в группах.
Задание: найти и устранить речевые недочеты.
6. Шутке – минутка!
Опережающее домашнее задание по группам.
(Материал взят из книги Розенталя “ А как сказать лучше”.)
Задание: найти ошибки в предложенных фразах, нарисовать рисунок, иллюстрирующий данную ошибку, объяснить, почему так говорить нельзя, а как сказать надо правильно. (Слайд 5–10)
Физкультминутка:
Учитель: А теперь пора немножко отдохнуть. Повторим род имен существительных.
Задание: Если я читаю существительное мужского рода, то поднимаем руки вверх. Если существительное женского рода, то руки – вперед. А если существительное среднего рода – хлопаем в ладоши.
Вермишель, пюре, тюль, подпись, какао, путь, бандероль, рояль, мышь, дробь, ателье, шампунь, кофе.
7. Индивидуальная работа.
Дифференцированное задание по выбору учащихся.
Задание 1-го уровня: дан текст-начало рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” с пропуском эпитетов, вам необходимо подобрать подходящие по смыслу красочные и выразительные эпитеты. Вспомните, чем отличаются эпитеты от обычных определений.
Сравните полученный текст с отрывком из рассказа И. С. Тургенева. (Слайд 11)
Задание 2-го уровня: подобрать определения к словам и продолжить текст по данному началу. Какой тип текста здесь представлен?
8. Рефлексия.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Какие творческие находки были на уроке? Что показалось трудным? Почему?
9. Домашнее задание.
- 1-я группа учащихся: написать сочинение-миниатюру “Последний лист осени”.
- 2-я группа учащихся: записать словосочетания на тему “ Осенние забавы детей”.