1. Актуальность опыта работы.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
– у младшего школьника недостаточно развиты мыслительные процессы, необходимые
для овладения грамотной речи.
В период обучения грамоте ребенок, едва ставший школьником, не только приступает к новому для себя делу – систематической и обязательной учебе, но и учится ему – учится учиться. В этот период школьник начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.
В данном опыте решены следующие проблемы:
– представлена методика работы над словом в период обучения грамоте;
– рассмотрены особенности работы над словом как средство развития речи.
2. Задачи, решаемые в опыте:
– научить младших школьников пользоваться языковым богатством, познавать его,
совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной,
богатой;
– развивать наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и сравнивать,
делать выводы;
– обеспечить успех для каждого ребенка;
– изучить и описать методику работы над словом в период обучения грамоте;
– определить формы и методы работы над словом в период обучения грамоте.
3. Технология опыта.
Учитывая все это, я систематизировала работу над словом в период обучения грамоте, как одно из средств развития речи младших школьников. Для решения задач, поставленных в моем опыте, необходима планомерная работа учителя и учащихся. В работе над словом в период обучения грамоте я выделяю четыре этапа:
- Аналитико-синтетический.
- Обогащение словарного запаса первоклассников.
- Синтаксический.
- Работа над словом в тексте.
1. Аналитико – синтетический этап.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Этот метод предполагает правильное, быстрое, неразрывное озвучивание какой – то последовательности букв с учетом возможного расхождения звукового и буквенного состава слова. В каждой системе обучения грамоте выделяется особая подготовительная ступень (нередко ее именуют добукварным этапом или периодом). Она предназначается для более детального (в сравнении с тем, что происходило во время зачисления детей в школу и при комплектовании классного коллектива ) знакомства учителя со своими учениками, сообщение учителем своим питомцам требовании школьного распорядка жизни, поведения в классе, правил посадки за партой, держании ручки, карандаша, расположения тетрадки, учебника на парте и т. д.
Особое внимание я уделяю точному выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и, конечно, говорения. Усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (речь, язык, слово, звук, текст, буква) осуществляется на уровне первичных и общих представлений. В их усвоении ученикам оказывает заметную помощь наглядность, особенно графическая, в виде схем слов, предложений, слогов. Начинается простейшее моделирование: дети учатся анализировать и строить предложения, слова, слоги.
В подготовительный период обучения грамоте я использую различные виды работ с учащимися, используя занимательные и игровые моменты:
Речь. Предложение.
Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений; составление предложений по серии картинок; рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ; творческое свободное рисование на сюжет сказки.
Слово.
Распределение слов по тематическим группам: учебные принадлежности, игрушки, инструменты, грибы, цветы, птицы, овощи, одежда, посуда, мебель и т. п. Выделение слова из предложения.
Чтение.
Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценированные сказки.
Эти задания дают возможность осуществить литературный, грамматический и фонетический анализ: вспомнить сказки и поговорить о них, поработать на уровне предложения, слова и звука – буквы.
Подготовленные в общем речевом развитии и в специальной языковой работе, дети переходят к основному периоду обучения грамоте, на котором усваивают все звуки и буквы, учатся читать и писать. Систематическая работа над звуками речи – это развитие и совершенствование чисто человеческой способности– усвоение языка и речи, развитие фонематического слуха.
При обучении чтения к речевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха. Фонематический звук развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых движений, которые как показали исследования выдающегося русского психолога профессора Н.И. Жинкина, “поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений”. К положительному развитию фонематического слуха ведут упражнения в выделении в слове отдельных звуков, в установлении их последовательности в нем, в таком произнесении звука, при котором ясно обнаруживается характерные его признаки и свойства. Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С.П.Редозубовым. Основные приемы я использую в своей работе.
Анализ.
- Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло,ша-ррр).
- Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном
уроке. Я использую несколько приемов первичного выделения нового звука:
а) выделение из предложения звука – слова;
в) выделение согласного звука из закрытого слога (аааммм-ам,сааа-ммм);
г) выделение согласного звука из открытого слога (Шшшуу-ра,Ссааа-ша);
д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, : ю-ла, я-ма;
е) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (стол, стул, сом); - Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава.
- Анализ образования звука, его артикуляция, точнее работа над дикцией. Ведь устная речь – звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами, сопровождается мимикой, жестами, следовательно, устная речь обладает большими выразительными возможностями. Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока, а особенно в период обучения грамоте.
Работу на уроках обучения грамоте начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.
- Отчетливо и быстро прочитай слоги: за-зо-зы-зэ-зу.
- Доскажи строку: та-та-та – у нас дома чистота.
- Доскажи слово: ма-ма-ма – дома я (сама), му-му-му– молоко (кому?)
Чтобы научит детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, систематически использую на уроках чистоговорки, которые необходимы детям в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом) темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).
1. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу, жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. Для этого использую такие упражнения:
Правильно произнеси звуки. Какой звук часто повторяется?
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.
Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок: белые бараны били в барабаны.
В развитии дикции у первоклассников помогают мне и загадки. Заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков.
Ж – Жу-жу, жу-жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу И звук твержу. (Жук) |
С (Сь) – Длинная шея, Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь) |
На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, так как слог – ключ к чтению. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову.
Упражнения, которые я провожу на уроках, направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог:
Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания:
Бу-бы-ба – из окна торчит тру…(ба), ду-до-да – гудят прово…(да)
Синтез.
- Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки; чтение слога или слова.
- Образование слоговых таблиц на основе согласного или на основе гласного (са, ма, ра, ша); чтение таблиц.
- Чтение слов по подобию: мама-Маша-Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры по подобию могут составлять и сами учащиеся: сыр-сор-сом-сок
- Добавление звука в середине слова: плот – пилот, трава – травка.
- Перестановка звуков, слогов: пила – липа, лиса – сила, сос-на, на-сос, но-ра, ра-но.
- Добавление слога: на-ша-На-та-ша.
Все эти приемы, которые я использую, занимательны, они дают возможность организовать полу игровые моменты на уроке. Эффективным средством, облегчающий звукобуквенный анализ и синтез, служат такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (обще классное на доске и индивидуальное у каждого учащихся на столе); буквенный или слоговой абак – планшет с подвижными лентами на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты можно составлять на них слова, магнитофон для отработки произношения звуков, а также для воспроизведения
выразительной речи, главным образом художественных произведений. На уроках обучения грамоте я ввожу скороговорки для речевой разминки, потешки, считалки, пословицы и поговорки русского народа, которые помогают совершенствовать речь учащихся, обогащают словарный запас, развивают память, мышление детей. Между тем работа над словом в период обучения грамоте проходит не только на уроках чтения, но и на уроках письма. Работа в прописях представляет большие возможности для организации орфографической пропедевтики, в том числе для развития видеть в словах “опасные места”, находить их по определенным признакам. Основную трудность в орфографии составляют орфограммы слабых позиций, к которым прежде всего относятся безударные гласные в разных частях слова, проверяемые согласные, стоящие на конце слов и перед другими согласными, С наличием “ опасности” на месте безударного гласного звука в первую очередь я и знакомлю первоклассников. Только это делаю тогда, когда хорошо отработаны умения ставить ударения и производить звуковой анализ слов.
Первоклассникам предлагаю прослушать слово сосна и произвести его звуковой
анализ:
– Сколько в этом слове слогов?
– Назовите первый слог, второй слог.
– Как произнести первый слог? А как он пишется?
Ребята замечают, что он пишется не так как произносится. Вот здесь в первом слоге и находится “ опасное” место. Уже с этого момента я начинаю целенаправленную работу по формированию у первоклассников орфографической зоркости. Для этого я предлагаю детям выполнить следующие упражнения.
Игра “ Найди опасное место”.
– Я буду произносить слова, а вы хлопайте в ладоши, как только услышите звук, который “ опасный”. А какой звук может быть “опасный”? Как его найти? (Надо определить есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и “ опасное” место).
В период обучения грамоте школьники выполняют в практической устной или письменной речи такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения. Так, в первые месяцы обучения дети сопоставляют слова простейшего типа: дома – дом, леса-лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях слов. Образуя слова осень – осенний (ветер), тем самым подготавливаются к усвоению законов словообразования, к усвоению темы “ Имя прилагательное” и, наконец, к темам “ Родственные слова”, “Состав слова”. Но польза при работе над орфографической зоркостью первоклассников будет в том случае, если она будет систематичной и совершенствовать у детей умения слушать и слышать звучащее слово.
2. Обогащение словарного запаса первоклассников.
Определяя значение работы по родному языку в школе, К.Д.Ушинский писал: “Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова”. Оно объясняет ему природу, знакомит с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с историей общества и его стремлениями; родной язык вводит ребенка в народную поэзию, дает логические понятия и философские воззрения.
Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная речь. Подчеркивая значение развития “ дара слова” для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К.Д.Ушинский писал: “ дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета.
Для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значение изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения, на уроках я проводила такие игры, как “Объяснялки”.
Представь, что тебе нужно объяснить значение слова пенал человеку, который его никогда не видел. Как ты объяснишь значение этого слова?
Для словообразовательного анализа к таким словам как подосиновик, рыжик можно задать вопросы: От какого слова образовано новое слово? Почему так назвали?
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю я это для того, чтобы достичь у детей большей выразительности в высказываниях. Упражнения:
1. Соедини слова в пары: метель, рубеж, граница, вьюга.
2. Подбери антонимы к данным словам: тьма –…, вверх –…, холодный –...
Таким образом, обогащение словаря первоклассников состоит в том, чтобы слово детьми было правильно воспринять в тексте, понято со всеми его оттенками, усвоено, т.е. вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно было употреблено самостоятельно в собственных высказываниях. Следующим этапом в системе работы над словом я выделяю синтаксический.
3. Синтаксический этап.
В языке различаются уровни – уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень связной речи. Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому. В речевой практике, как правило, словосочетание используется не самостоятельно, а в предложении. “Словосочетание – это мысль в процессе становления; обучить детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли”. Поэтому, я слежу за тем, чтобы словосочетания, составленные детьми, вышли к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Наиболее распространенными синтаксическими речевыми упражнениями в 1-м классе становятся:
– Составление предложения на какой-либо основе (по вопросу, на тему, по схеме, по опорному слову, по картинке и т. д.). Например, к картинке задается вопрос: “Что случилось с детьми в лесу?”. Возможные ответы детей: “Дети заблудились в лесу”, “Дети пошли в лес за грибами и заблудились”; “ Мальчик и девочка собирали в лесу ягоды. Они не заметили, как наступил вечер. Они заблудились и не знают дороги домой”.
В процессе интонационной работы над предложением я обращаю внимание детей на:
– интонационное выделение предложения и речевого потока;
– обработку интонации законченности (как правило, понижение голоса с последующей
паузой);
– на интонацию вопросительного и восклицательного предложения, а также
предложения незаконченного, прерванного.
Для работы над предложением в период обучения грамоте я использую следующие конструктивные предложения:
- Восстановить предложение из разрозненных слов или деформированного
текста.
Из, ушла, Маша, девочка, дому. - Деление текста, напечатанного на доске без точек и заглавных букв.
- Постепенно распространять данное предложение вопросами. Например. Яблоко упало. Какое? Когда? Где? С чего? На что?
Более ценно в системе развития речи учащихся я считаю творческие упражнения. Дается тема “ Составить предложение о лесе”.
Дается картинка– предметная или сюжетная; предложение составляется по картинке.
Даются 1–3 опорных, чаще всего словарных слова, которые должны употреблены быть в составляемом предложении.
4. Работа над словом в тексте.
На уроках обучения грамоте я использую следующие виды упражнений в связной речи: развернутые вопросы (в том числе и в ходе беседы); устный пересказ прочитанного;
-устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по рисунку, по вопросному плану, сюжету. Например: “Расскажите о белочке” (по непосредственному наблюдению), “Расскажите о том. Как играли в…” (по воспоминаниям); импровизация сказок, стихотворений, сочинение небольших стихов, рассказов; отзывы о прочитанных книгах.
В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение различные паузы, темп, сила и высота голоса. Для развития правильной интонации, я использую рисунки лиц человечков, выражающих грусть, обиду, радость, восхищение, удивление и т. д.
– Прочитай предложение, передавая интонацию радости, страха и т. д.
– Прочитай вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое подчеркнуто.
Буратино нашел золотой ключик? Изменился ли знак в конце предложения? А порядок слов? Изменился ли смысл вопроса? Как? Почему?
Упражнения в связной речи имеют место на каждом моем уроке обучения грамоте как обязательное звено урока.
Результативность опыта.
В данном опыте решены следующие задачи:
– представлена методика работы над словом в период обучения грамоте;
– рассмотрены особенности работы над словом в период обучения грамоте;
– младшие школьники учатся пользоваться языковым богатством, совершенствуя свою
устную и письменную речь, делая ее богатой, точной;
– учатся наблюдать, анализировать, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;
– словарь младших школьников заметно обогатился.
Список литературы.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.: Просвещение,1994.
- Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.:1981. – 160 с.
- Жинкин М.И. Механизмы речи. – М., 1958. – с.65.
- Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в нач. классах: Учеб.пособие для студентов пед. институтов. – М.: Прсвещение, 1987. – 415 с.
- Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе.– М., 1963. – С.29–59.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений М., 1948, т.2, с.558.
- Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М., 1981. – с.18.