Цели урока:
1. Дидактические цели:
создать условия для формирования знаний о жизни города и села.
2. Развивающие цели:
продолжить развитие и становление:
интеллектуальных умений;
практических умений: работа с краеведческим материалом, справочниками, тестами;
расширить знания об истории своего села, района, области;
обучать элементам творческой деятельности.
3. Воспитательные цели:
формирование у школьников интереса к прошлому и настоящему своей малой
родине;
воспитание любви к своему селу к истории своего края.
расширение социального опыта младшего школьника, осознающего себя частью своей
страны.
План урока:
- Организация класса.
- Сообщение темы и цели урока.
- Презентация темы “Жизнь города и села с использованием регионального компонента”.
- Физкультминутка.
- Работа в тетради (самостоятельная работ).
- Физкультминутка.
- Тест.
- Итог урока.
- Д\З.
Наглядность: Компьютер, мультимедийная техника.
Диск с презентацией темы СD-R, иллюстрации, фотографии, тесты , рабочая тетрадь, карта Барышского района, краеведческий материал школьного музея.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и цели урока. (Учебник с. 96–99.) Слайд 1, 2.
3. Презентация темы “Жизнь города и села с использованием регионального компонента”. Приложение 1.
Слайд 3, 4, 5. Русская изба. (Рассказ о печке подготовлен на материалах школьного краеведческого музея учениками класса.)
Отгадайте загадку:
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое,
Крови нет,
Сесть на нее сядешь,
А не везет.
Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка “плясать от печки”, то есть начать с главного.
Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, грибы, фрукты...
Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.
С печью связано много поверий и обрядов.
По народным поверьям, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый, но иногда своенравный и даже опасный.
В старину его ласково называли “хозяином” и “дедушкой”. А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.
Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить ему немного вкусной еды на ночь.
Переселяясь в новый дом, русские люди первой запускали кошку, потому что Домовой сам любит превращаться в собаку, крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.
Если заболевал ребенок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд “перепекание” младенца: Ребенка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала Баба – Яга с Иванушкой.
В заключении свадебного пира в печь бросали пустой горшок, говоря: “Сколько черепья – столько вам и деток”.
Слайд 6, 7, 8. История возрождения с. Живайкино. (Карта.)
В середине 17 века окрестности реки Сызранки еще не были заселены и относились к так называемому “Дикому полю”. В его урочищах и получили за службу ратную земельные наделы мордвин Балко Петаев “со товарищ”. Они и основали в 1682 году поселение Малые Сызранские вершины (по названию речки, что делит пополам Живайкино). Почти одновременно основались деревни Сорокино, Кудажлейка, Кармалейка и Большие Сызранские Вершины (на месте последней, предположительно, сейчас Кармалейка). Балкопетаев и был основателем села живайкино. Речушка, которая делит село на две части, называлась Малой Сызранкой, поэтому поселение стало именоваться Малые Сызранские вершины. К 1752 г. Большинство жителей села и деревень в округе было крещено, в с. Живайкино была построена церковь. Престольным праздником было объявлено РОЖДЕСТВО, а село стало называться Рождественским . Окружающие деревни сохранили свои старые названия. Таким образом , Живайкино явилось первым поселением в долине реки Сызранки. Это село было самым крупным, каждую субботу и воскресенье на площади “у большой дороги” в центре села собирались жители всех окрестных деревень на базар или ярмарку, живо шла торговля, поэтому по одной из версий село стало называться “ЖИВАЙ ВЕЛЕ”– “живое село” – ЖИВАЙКИНО.
Слайд 9,1 0, 11, 12, 13, 14. Достопримечательности с. Живайкино.
(Народное образование в с. Живайкино.)
1860 г. – открыта начальная школа вс. Малые Сызранские Вершины Сенгилеевского уезда Симбирской губернии.(Живайкино)
1868 г. – Открыта начальная школа в с. Осока.
1894 г. – Открыты начальные школы в селах Кармалейка, Кудажлейка, Киселевка.
1934 г. – В селе Живайкино открыта 7-ка.
1954 г. – открыта 10-ка.
1968 г. – Построен каменный пристрой к зданию школы.
1982 г. – Введена в строй новая 3-х этажная школа на 424 учащихся, интернат на 140 мест.
Слайд 15. – Строительство в селе часовни.
4. Физкультминутка. (Коррекция зрения.)
Слайд 16, 17, 18. Достопримечательности Барышского района
(Жадовский мужской монастырь)
Слайд 19, 20, 21, 22. Достопримечательности города Ульяновска
(Ульяновский государственный педагогический университет. Новый мост через Волгу.)
5. Работа в тетради. (Самостоятельная работ.)
6. Физкультминутка.
7. Тест. Слайд 23.
8. Итог урока. Слайд 24, 25.
9. Д\З. Слайд 26.