Цели:
Образовательные:
- научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;
- научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;
- научить подбирать доказательства, примеры;
Воспитательные:
- на основе текста Ю. Яковлева сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души;
- учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.
Развивающие:
- продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;
- способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.
Использованная технология: технология развития критического мышления.
Приёмы технологии критического мышления: синквейн, таблица «З-Х-У», верные-неверные утверждения, чтение с остановками, 6 шляп критического мышления.
Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся) , текст рассказа Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни «Багульник».
Ход и содержание урока
I. Стадия вызова.
1) Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки: Слайд №2
- ______________
- человеческая, разная
- болит, страдает, радуется
- есть у каждого человека
- характер
- Определите первое слово синквейна (душа).
- Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её удивительных свойствах).
- Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?
2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». (Приложение №1).
Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).
3) «Верные – неверные утверждения»: Слайд №3
- Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.
- Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.
- Красота человеческой души всегда видна окружающим.
- Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно. (обсуждение)
4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Ребята, я предлагаю заполнить 2 графу таблицы (что я хочу узнать по теме: для устранения пробелов в собственных знаниях).
- Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть).
- Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №4
5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.
(1) Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2) - Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.
(3) Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках.
(4) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
- Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. Как вы думаете, чего можно ждать от «молчальника»?
(5) Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №5
(6) Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником.
(7) Он отнял и снова поставил в воду. (8) Воду он менял каждый день.
- Вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(9) И однажды веник зацвел. Слайд №6 (10) Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11) А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12) Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13) Спрашивали, что за растение.
(14) - Багульник! - буркнул он и пошел прочь.
(15) Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16) Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17) На всякий случай думают, что плохое. (18) Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.
- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(19) Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20) И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21) Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22) Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
- (Звонок) Итак, звенит звонок.
- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, куда?
(24) Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25) Что это были за собаки, не знал никто...
(26) Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.
- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что она увидела?
(27) Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28) До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29) На балконе стоял пес боксер. (30) Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31) Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32) Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33) Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34) Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»
(35) В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36) У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37) Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38) - Она тебя ждет.
(39) - Ты болей, не волнуйся...
(40) - Я болею... не волнуюсь...(41) Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42) - Я и утром приду, - после некоторого раздумья отвечал Коста. (43) - Только очень рано, до школы.
(44) - Тебе не попадет дома?
(45) - Ничего... тяну на тройки... только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46) - Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47) - Выкарабкивайся... ну мы пошли...ты...болей... не волнуйся...
(48) Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.
- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, чем закончится текст?
(49) Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50) Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51) Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...
- Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к «верным – неверным утверждениям»: Слайд №7
- Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.
- Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.
- Красота человеческой души всегда видна окружающим.
- Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.
(Обсуждение)
- Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли?
- Вспомните, что помогло вам сделать это открытие?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?
II. Стадия осмысления.
Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»
Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам поразмыслить над характером главного героя разными способами, т.е. поразмышлять в «6 шляпах критического мышления».
1 группа – белая шляпа (объективный наблюдатель): Слайд №8
Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
– О ком текст? Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?
2 группа – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): Слайд №9
Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем. Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?
3 группа – черная шляпа (взыскательный критик): Слайд №10
Выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.
- Кем считали Косту в классе? Почему?
- Объясните, как вы понимаете слово «молчальник»? Как вы относитесь к подобным людям? Почему? Найдите значение этого слова в словарях. Какие из значений подходят к Косте? Почему? (Молчальник – нелюдимый - скрытый - никто не знает, что у него на уме - вызывал раздражение – думают, что плохой - неинтересный человек).
4 группа – желтая шляпа (позитивная): Слайд №11
Выделение позитивных сторон характера, поступков Косты, аргументирование. Подберите прилагательные - определения к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях? Почему? Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека - милосердный).
5 группа – синяя шляпа (философская): Слайд №125
поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.
- Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.
В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.
Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.
И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.
Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа. - Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
- Подготовьте выразительное чтение этих стихотворений. Что общего между этими стихотворениями и рассказом Ю. Яковлева? Какой урок вы для себя получили после знакомства с Костой?
6 группа – зеленая шляпа (творческая): Слайд №13 поиск новых граней в изученном материале.
- Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Как можно соотнести название рассказа с героем? Почему? Предположите, что будет дальше, как сложится дальнейшая судьба Косты.
(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно).
2) Работа в группах.
Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо звучит запись песни «Багульник» слова И.Морозова, музыка В.Шаинского) (Приложение №2)
3) Выступление групп (по одному представителю).
III. Рефлексия.
1) Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2).Напомню задание. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»
2) Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения:
Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.
3) Работа над частями сочинения-рассуждения:
1 абзац – все вместе в группе (зачитываем, обсуждаем).
2 и 3 абзацы – каждый пишет сам (зачитываем, обсуждаем).
4 абзац – группой (зачитываем, обсуждаем).
Примерное сочинение уч-ся. (Приложение №3).
2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».
Ребята, я предлагаю заполнить 3 графу таблицы (что я узнал по теме нового). Поставьте себе оценку за работу на уроке.
- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
- Какие предположения подтвердились?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Домашнее задание: доработать сочинение.