Урок практикум "Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева "Багульник" (ГИА С2.2 9-й класс)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;
  • научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;
  • научить подбирать доказательства, примеры;

Воспитательные:

  • на основе текста Ю. Яковлева сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души;
  • учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.

Развивающие:

  • продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;
  • способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.

Использованная технология: технология развития критического мышления.

Приёмы технологии критического мышления: синквейн, таблица «З-Х-У», верные-неверные утверждения, чтение с остановками, 6 шляп критического мышления.

Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся) , текст рассказа Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни «Багульник».

Ход и содержание урока

I. Стадия вызова.

1) Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки: Слайд №2

  1. ______________
  2. человеческая, разная
  3. болит, страдает, радуется
  4. есть у каждого человека
  5. характер

- Определите первое слово синквейна (душа).

- Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её удивительных свойствах).

- Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». (Приложение №1).

Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

3) «Верные – неверные утверждения»: Слайд №3

  1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.
  2. Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.
  3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.
  4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно. (обсуждение)

4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Ребята, я предлагаю заполнить 2 графу таблицы (что я хочу узнать по теме: для устранения пробелов в собственных знаниях).

- Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть).

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №4

5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.

(1) Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.

(2) - Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.

(3) Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках.

(4) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

- Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. Как вы думаете, чего можно ждать от «молчальника»?

(5) Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №5

(6) Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником.

(7) Он отнял и снова поставил в воду. (8) Воду он менял каждый день.

- Вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?

(9) И однажды веник зацвел. Слайд №6 (10) Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11) А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.

(12) Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13) Спрашивали, что за растение.

(14) - Багульник! - буркнул он и пошел прочь.

(15) Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16) Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17) На всякий случай думают, что плохое. (18) Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?

(19) Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20) И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21) Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22) Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?

- (Звонок) Итак, звенит звонок.

 - Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, куда?
(24) Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25) Что это были за собаки, не знал никто...

(26) Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что она увидела?

(27) Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.

(28) До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29) На балконе стоял пес боксер. (30) Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31) Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32) Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33) Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34) Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»

(35) В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36) У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37) Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:

(38) - Она тебя ждет.

(39) - Ты болей, не волнуйся...

(40) - Я болею... не волнуюсь...(41) Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.

(42) - Я и утром приду, - после некоторого раздумья отвечал Коста. (43) - Только очень рано, до школы.

(44) - Тебе не попадет дома?

(45) - Ничего... тяну на тройки... только спать хочется, поздно уроки делаю.

(46) - Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.

(47) - Выкарабкивайся... ну мы пошли...ты...болей... не волнуйся...

(48) Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, чем закончится текст?

(49) Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50) Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51) Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...

- Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к «верным – неверным утверждениям»: Слайд №7

  1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.
  2. Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.
  3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.
  4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.

(Обсуждение)

- Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли?

- Вспомните, что помогло вам сделать это открытие?

- Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?

II. Стадия осмысления.

Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»

Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам поразмыслить над характером главного героя разными способами, т.е. поразмышлять в «6 шляпах критического мышления».

1 группа – белая шляпа (объективный наблюдатель): Слайд №8

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

– О ком текст? Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?

2 группа – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): Слайд №9

Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем. Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?

3 группа – черная шляпа (взыскательный критик): Слайд №10

Выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.

 - Кем считали Косту в классе? Почему?

- Объясните, как вы понимаете слово «молчальник»? Как вы относитесь к подобным людям? Почему? Найдите значение этого слова в словарях. Какие из значений подходят к Косте? Почему? (Молчальник – нелюдимый - скрытый - никто не знает, что у него на уме - вызывал раздражение – думают, что плохой - неинтересный человек).

4 группа – желтая шляпа (позитивная): Слайд №11

Выделение позитивных сторон характера, поступков Косты, аргументирование. Подберите прилагательные - определения к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях? Почему? Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека - милосердный).

5 группа – синяя шляпа (философская): Слайд №125

поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.

  1. Багульник в банке обживал окно.
    Сначала он притягивал вниманье
    сухих листков шагреневою тайной
    и плотных почек беспокойным сном.
    В квадрате запотевшего стекла
    чернел нечёткой графикой рисунка,
    внимая сонно голосам и звукам
    под пологом домашнего тепла.
    Себя осознавал неторопливо,
    не смея верить в силы волшебства.
    А в форточку втекала синева,
    и воробьи чирикали, что живы.
    И в день обычный, тихий и неяркий,
    багульник, сбросив наважденье снов,
    на волю стайку выпустил цветов
    из тёмных коконов продолговатых.
    Тая дыханье и забыв слова,
    мы у окна в волнении застыли.
    Казалось, будто расправляли крылья
    похожие на эльфов существа.
  2. Людей неинтересных в мире нет.
    Их судьбы — как истории планет.
    У каждой все особое, свое,
    и нет планет, похожих на нее.
    А если кто-то незаметно жил
    и с этой незаметностью дружил,
    он интересен был среди людей
    самою незаметностью своей.

- Подготовьте выразительное чтение этих стихотворений. Что общего между этими стихотворениями и рассказом Ю. Яковлева? Какой урок вы для себя получили после знакомства с Костой?

6 группа – зеленая шляпа (творческая): Слайд №13 поиск новых граней в изученном материале.

- Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Как можно соотнести название рассказа с героем? Почему? Предположите, что будет дальше, как сложится дальнейшая судьба Косты.

(Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно).

2) Работа в группах.

Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо звучит запись песни «Багульник» слова И.Морозова, музыка В.Шаинского) (Приложение №2)

3) Выступление групп (по одному представителю).
 
III. Рефлексия.

1) Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2).Напомню задание. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»

2) Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения:

Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.

3) Работа над частями сочинения-рассуждения:

1 абзац – все вместе в группе (зачитываем, обсуждаем).

2 и 3 абзацы – каждый пишет сам (зачитываем, обсуждаем).

4 абзац – группой (зачитываем, обсуждаем).

Примерное сочинение уч-ся. (Приложение №3).

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

Ребята, я предлагаю заполнить 3 графу таблицы (что я узнал по теме нового). Поставьте себе оценку за работу на уроке.

- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

- Какие предположения подтвердились?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Домашнее задание: доработать сочинение.