Выбор темы внеклассного мероприятия не случаен. Современные дети мало знают произведений устного народного творчества, в том числе сказок. Чтению они предпочитают компьютерные игры и мультфильмы.
Между тем формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народа происходит в основном благодаря изучению произведений устного народного творчества. Чтение русских народных сказок способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Любовь к сказке и интерес к ней возникает в раннем возрасте и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Волшебные народные сказки – один из самых увлекательных жанров народного творчества. Сказка актуальна также как и сотни лет назад.
Сказки учат детей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них. Кроме того, с помощью сказок дети учатся справляться с негативными чувствами, в том числе со страхами.
Цель: развитие читательского интереса, расширение знаний детей о богатстве устного народного творчества.
Задачи:
- развивать коммуникативные и артистические способности;
- способствовать расширению кругозора детей, формированию речетворческих способностей, воображения, мышления, внимания и памяти у детей;
- научить первоклассников способам преодоления страхов отрицательных сказочных персонажей через психокоррекционную работу со сказкой.
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение умению контролировать свое поведение; снижение уровня тревожности обучающихся.
Практическая значимость: данное мероприятие может быть использовано в педагогической практике учителями начальных классов, воспитателями ГПД при проведении внеклассных мероприятий по литературному чтению.
План мероприятия
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя на совместную работу и вхождение в сказку.
- Разминка: знакомство со сказочными персонажами.
Физминутка
- Прослушивание русской народной сказки «Баба Яга». Анализ сказки.
- Психокоррекционная работа со сказочным персонажем.
Музыкальная физминутка
- Подведение итогов занятия и обобщение опыта приобретенного на занятии.
- Выход из сказки.
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя на совместную работу и вхождение в сказку (ритуал произнесения волшебного заклинания).
Звучит песня «В мире много сказок».
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них… (музыкальное сопровождение)
– Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста,
а вы любите сказки? (Да.)
Конечно, сказки любят все!
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Учат нас, как надо жить.
Чтобы всем вокруг дружить!
– Сегодня на занятии мы совершим увлекательное
путешествие в удивительный мир русской народной
сказки, где ждут нас сказочные герои.
– Какие русские народные сказки вы знаете?
– Чему учат нас сказки? (Сказки учат нас
быть добрыми, честными, умными, сильными,
они высмеивают людские недостатки:
жадность, глупость, жестокость,
трусливость. В сказках всегда добро побеждает
зло.)
– Во многих русских сказках присутствуют
волшебные предметы, заклинания.
– А какие волшебные предметы вы знаете? (Высказывания
детей.)
– Что такое заклинание? (Заклинание – это одна
из древних техник магического воздействия,
которая заключается в использовании силы слова.)
– Какие заклинания из русских народных сказок вы
помните? (Высказывания детей.)
– Из каких народных сказок эти заклинания: «По
щучьему веленью, по моему хотенью», «В добрый
путь!», «Сивка-Бурка, вещий каурка».
– Каждый из нас, хотя бы иногда, мечтал обладать
волшебной палочкой или стать волшебником, чтобы
защитить себя от неприятностей, прочитав всего
лишь одно маленькое заклинание или взмахнув
рукой. И тогда наша жизнь могла бы
превратиться в сказку. Ну что ж, еще не все
потеряно.
– Предлагаю вам ненадолго стать волшебниками и
совершить увлекательное путешествие
в гости к сказке. А помогут нам
попасть в эту страну волшебные предметы:
ковер-самолет и волшебная палочка. Предлагаю
занять свои места. Остаётся только вспомнить
волшебное заклинание, которое поможет нам
перенестись в страну сказок. (Варианты
ответов).
– Какие интересные заклинания! А я вам предлагаю
произнести волшебные слова: «Земля прощай – в
добрый путь!», но с разной интонацией: с
удивлением, со злостью, со страхом, с
грустью, с радостью. А вот теперь, ребята,
полетели в сказочную страну! Произносим все
вместе: «Земля прощай, в добрый путь!»
– Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились в
гостях у сказки.
– Как здорово оказаться в сказочной стране!
Оглянитесь вокруг и произнесите удивленно: «Вот
это да!», «Ничего себе!», «Вот здорово!». (Звучит
спокойная музыка, затем тревожная.)
2. Разминка: знакомство со сказочными персонажами
– Ой, ребята! А что происходит? Ничего не
понимаю.
– А, кто это? (Баба Яга.)
– Вы правы, это Баба Яга – сказочная героиня и
владелица первого летательного аппарата (ступы).
Мы приземлились на её волшебном аэродроме.
– Баба Яга предлагает вам познакомиться с
жителями сказочной страны:
Мы из сказки – ты нас знаешь,
Если вспомнишь – отгадаешь,
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
Интерактивный кроссворд. Загадки-перепутки от Бабы Яги
– Ребята, будьте внимательны! Не всегда ответ в рифму является правильным:
1.
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня ...
Василиса Премудрая Баба Яга
2.
В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее ...
Снегурка Кикимора
3.
Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его ...
Незнайка Леший
4.
Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка ...
Мороз Водяной
5.
Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
Пятачок Кощей Бессмертный
Игра «Сказочное лото»
– А сейчас я предлагаю вам поиграть: из
волшебного мешочка вытащить бочонок с номером
сказочного персонажа, которого нужно изобразить
с помощью жестов и мимики (без слов). Остальные
ребята должны отгадать, кого именно изображает
водящий.
– А знаете ли вы, что многие дети боятся страшных
сказочных героев? А бывало ли такое
с вами, приходилось ли вам испытывать страх?
– Все мы чего-то боимся. Что же такое страх? (Страх
– это реакция человека на угрозу, которая
сковывает движение, волю человека, лишает сил,
делает его беспомощным.)
– Когда страшно, что с нами происходит? (Называем
характерные для этого чувства выражения: «у
страха глаза велики», «волосы встали дыбом»,
«побежали мурашки по всему телу», «сердце
замерло», «задрожали руки и ноги» и т. д.).
Вспомните свои ощущения. Изобразите с помощью
жестов и мимики (работа с фразеологическими
оборотами).
– А как же избавиться от страхов? На сегодняшнем
занятии мы с вами научимся это делать.
– Итак, в путь!
Физминутка
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (наклоны)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
3. Прослушивание русской народной сказки «Баба Яга». Анализ сказки
– Давайте создадим образ самого известного
страшного персонажа русских народных сказок –
Бабы Яги.
– Какой вы себе представляете Бабу Ягу. (Косматая,
горбатая, грубая, хитрая, сердитая, справедливая).
– Что помогло вам ее описать? (Внешний вид,
речь, поступки.)
– Сейчас я вам раздам листочки, на которых
художник нарисовал портрет Бабы Яги. Ваша задача
– дорисовать этот рисунок.
– Пока вы будете рисовать, я прочитаю вам сказку
«Баба Яга». Итак, начинаю чтение. Внимательно
слушайте.
– Понравилась ли сказка? О чём эта сказка?
– Есть ли в сказке чудесный помощник? (Кот.)
Как он помогает девушке?
– По какой причине мачеха отправляет свою дочь к
Бабе Яге? (Хочет избавиться от нее.)
– Как заканчивается сказка? (Добро побеждает
зло.)
– Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу
урок. Какой урок вынесли вы?
– Какие пословицы выражают главную мысль сказки?
- Делай добро и жди добра.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
- Добрым словом и бездомный богат.
4. Психокоррекционная работа со сказочным персонажем
– А знаете ли вы, как из страшного можно сделать
нестрашное? (Страхи ненавидят, когда люди смеются
над ними.)
– Я вам открою один секрет: «Чтобы сделать нашу
Бабу Ягу нестрашной – надо дорисовать ей
какие-то смешные детали – бантики, косички,
шляпку и прочее». Давайте попробуем. Подумайте,
что могло бы обрадовать Бабу Ягу. Дорисуйте ей
торт, воздушные шары или прилепите бантик.
Презентация работ «Картинная галерея»
– Те, кто нарисовал, могут подойти ко мне, для того, чтобы я повесила ваш рисунок в картинной галерее. Каждый из вас может по очереди стать экскурсоводом и рассказать о любой картине так, чтобы вызвать смех у одноклассников.
Обращение Бабы Яги (письмо с предложением дружбы)
– Ребята, что это? Это смс-сообщение от Бабы Яги! Вы хотите узнать, что там написано? Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Бабушка Ягушка. Узнала я, что многие дети меня боятся. Но на самом деле не такая уж я и страшная. И мне так хочется иметь друзей. Мне очень скучно и одиноко в лесу. Вот я иногда и балуюсь, пугаю детишек. Но если вы согласитесь со мной дружить, то я стану доброй и буду вам помогать. Вы станете моими друзьями?»
– Что мы ответим Бабушке Яге?
Музыкальная пауза
Частушки «Растяни меха гармошка» (видеоролик)
– Баба Яга со своими подружками приглашает вас на танец. (Дети повторяют движения и подпевают Бабкам Ёжкам.)
5. Подведение итогов и обобщение опыта приобретенного на занятии
– К сожалению, пришло время расставаться со
сказкой. Наше сказочное путешествие подходит к
концу.
– Что нового, интересного вы узнали во время
нашего путешествия? (Страхи можно победить.)
– Что вы в себе изменили?
– Какие новые способы вы теперь узнали, и будете
применять в борьбе со страхами?
– Кто, по вашему мнению, был самым важным, нужным
человеком на сегодняшнем занятии?
– У меня есть один сказочный предмет: волшебная
шкатулка. Каждый из вас заглянув в неё, сможет
увидеть самого важного и нужного человека на
нашем уроке, а может быть, и в мире. (Учитель
подходит к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя.)
– Вы удивлены? (Без каждого из вас наше
сегодняшнее путешествие не состоялось бы!)
– Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным
и нужным? (Да.)
6. Выход из сказки с помощью специального ритуала прощания
– А теперь пришло время возвращаться
домой. Садитесь, ребята, на ковёр-самолёт и в путь.
А почему мы не можем взлететь? Покинуть страну
сказок нам помогут волшебные слова: «Земля
прощай – в добрый путь!», произнесённые с
радостной интонацией.
– Поздравляю вас с благополучным возвращением
на родную землю.
– Кому понравилось путешествие, поднимите 2 руки.
Кому понравилось, но не очень – 1 руку. Кому не
понравилось – «спрячьтесь в домик».
– Спасибо всем за приятное путешествие! До новых
встреч.
Использованная литература
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: Речь, 2005.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
- Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие игры и сказки для дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург: Речь, 2008.
- Прудиус Е.К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. – Москва, 2006.
- Терапевтические сказки /Под ред. О.В. Хухлаевой. – М.: Академический проект, 2001.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2010.
Интернет-источник: http://www.solnet.ee/sol/002/z_092.html (загадки про сказочных персонажей)