Внеклассное мероприятие с элементами психологического тренинга "В гостях у сказки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Выбор темы внеклассного мероприятия не случаен. Современные дети мало знают произведений устного народного творчества, в том числе сказок. Чтению они предпочитают компьютерные игры и мультфильмы.

Между тем формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народа происходит в основном благодаря изучению произведений устного народного творчества. Чтение русских народных сказок способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Любовь к сказке и интерес к ней возникает в раннем возрасте и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Волшебные народные сказки – один из самых увлекательных жанров народного творчества. Сказка актуальна также как и сотни лет назад.

Сказки учат детей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно избавиться от них. Кроме того, с помощью сказок дети учатся справляться с негативными чувствами, в том числе со страхами.

Цель: развитие читательского интереса, расширение знаний  детей о богатстве устного народного творчества.

Задачи:

  • развивать коммуникативные и артистические способности;
  • способствовать расширению кругозора детей, формированию речетворческих способностей, воображения, мышления, внимания и памяти у детей;
  • научить первоклассников способам преодоления страхов отрицательных сказочных персонажей через психокоррекционную работу со сказкой.

Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества;  формирование позитивного мышления; обучение умению контролировать свое поведение; снижение уровня тревожности обучающихся.

Практическая значимость: данное мероприятие может быть использовано в педагогической практике учителями начальных классов, воспитателями ГПД при проведении внеклассных мероприятий по литературному чтению.

План мероприятия

  • Организационный момент. Создание эмоционального настроя на совместную работу         и вхождение в сказку.
  • Разминка: знакомство со сказочными персонажами.

Физминутка

  • Прослушивание русской народной сказки «Баба Яга». Анализ сказки.
  • Психокоррекционная работа со сказочным персонажем.

Музыкальная физминутка

  • Подведение итогов занятия и обобщение опыта приобретенного на занятии.
  • Выход из сказки.

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя на совместную работу и вхождение в сказку (ритуал произнесения волшебного заклинания).

Звучит песня «В мире много сказок».

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них… (музыкальное сопровождение)

 – Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Да.)
Конечно, сказки любят все!

Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Учат нас, как надо жить.
Чтобы всем вокруг дружить!

– Сегодня на занятии мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир русской народной сказки, где ждут нас сказочные герои.
– Какие русские народные сказки вы знаете?
– Чему учат нас сказки? (Сказки  учат нас быть  добрыми, честными, умными, сильными, они  высмеивают  людские недостатки:  жадность,  глупость,  жестокость, трусливость. В сказках  всегда добро побеждает зло.)
– Во многих русских сказках присутствуют волшебные предметы, заклинания.
– А какие волшебные предметы вы знаете? (Высказывания детей.)
– Что такое заклинание? (Заклинание – это одна из древних техник магического воздействия, которая заключается в использовании силы слова.)
– Какие заклинания из русских народных сказок вы помните? (Высказывания детей.)
– Из каких народных сказок эти заклинания: «По щучьему веленью, по моему хотенью», «В добрый путь!», «Сивка-Бурка, вещий каурка».
– Каждый из нас, хотя бы иногда, мечтал обладать волшебной палочкой или стать волшебником, чтобы защитить себя от неприятностей, прочитав всего лишь одно маленькое заклинание или взмахнув рукой.  И тогда наша жизнь могла бы превратиться в сказку. Ну что ж, еще не все потеряно.
– Предлагаю вам ненадолго стать волшебниками и совершить увлекательное путешествие      в гости к сказке. А помогут нам попасть в эту страну волшебные предметы: ковер-самолет и волшебная палочка. Предлагаю занять свои места. Остаётся только вспомнить волшебное заклинание, которое поможет нам перенестись в страну сказок. (Варианты ответов).
– Какие интересные заклинания! А я вам предлагаю произнести волшебные слова: «Земля прощай – в добрый путь!», но с разной интонацией: с удивлением, со злостью, со страхом,    с грустью, с радостью. А вот теперь, ребята, полетели в сказочную страну! Произносим все вместе: «Земля прощай, в добрый путь!»
– Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились в гостях у сказки.
– Как здорово оказаться в сказочной стране! Оглянитесь вокруг и произнесите удивленно: «Вот это да!», «Ничего себе!», «Вот здорово!». (Звучит спокойная музыка, затем тревожная.)

2. Разминка: знакомство со сказочными персонажами

– Ой, ребята! А что происходит? Ничего не понимаю.
– А, кто это? (Баба Яга.)
– Вы правы, это Баба Яга – сказочная героиня и владелица первого летательного аппарата (ступы). Мы приземлились на её волшебном аэродроме.
– Баба Яга предлагает вам познакомиться с жителями сказочной страны:

Мы из сказки – ты нас знаешь,
Если вспомнишь – отгадаешь,
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!

Интерактивный кроссворд. Загадки-перепутки от Бабы Яги

– Ребята, будьте внимательны! Не всегда ответ в рифму является правильным:

1.

В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня ...

Василиса Премудрая Баба Яга

2.

В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее ...

Снегурка Кикимора

3.

Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его ...

Незнайка Леший

4.

Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка ...

Мороз Водяной

5.

Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...

Пятачок Кощей Бессмертный

Игра «Сказочное лото»

– А сейчас я предлагаю вам поиграть: из волшебного мешочка вытащить бочонок с номером сказочного персонажа, которого нужно изобразить с помощью жестов и мимики (без слов). Остальные ребята должны отгадать, кого именно изображает водящий.
– А знаете ли вы, что многие дети боятся страшных сказочных героев? А бывало ли такое      с вами, приходилось ли вам испытывать страх?
– Все мы чего-то боимся. Что же такое страх? (Страх – это реакция человека на угрозу, которая сковывает движение, волю человека, лишает сил, делает его беспомощным.)
– Когда страшно, что с нами происходит? (Называем характерные для этого чувства выражения: «у страха глаза велики», «волосы встали дыбом», «побежали мурашки по всему телу», «сердце замерло», «задрожали руки и ноги» и т. д.). Вспомните свои ощущения. Изобразите с помощью жестов и мимики (работа с фразеологическими оборотами).
– А как же избавиться от страхов? На сегодняшнем занятии мы с вами научимся это делать.
– Итак, в путь!

Физминутка

В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (наклоны)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

3. Прослушивание русской народной сказки «Баба Яга». Анализ сказки

– Давайте создадим образ самого известного страшного персонажа русских народных сказок – Бабы Яги.
– Какой вы себе представляете Бабу Ягу. (Косматая, горбатая, грубая, хитрая, сердитая, справедливая).
– Что помогло вам ее описать? (Внешний вид, речь, поступки.)
– Сейчас я вам раздам листочки, на которых художник нарисовал портрет Бабы Яги. Ваша задача – дорисовать этот рисунок.
– Пока вы будете рисовать, я прочитаю вам сказку «Баба Яга». Итак, начинаю чтение. Внимательно слушайте.
– Понравилась ли сказка? О чём эта сказка?
– Есть ли в сказке чудесный помощник? (Кот.) Как он помогает девушке? 
– По какой причине мачеха отправляет свою дочь к Бабе Яге? (Хочет избавиться от нее.)
– Как заканчивается сказка? (Добро побеждает зло.)
– Сказка – ложь,  да в ней намёк, добру молодцу урок. Какой урок вынесли вы?
– Какие пословицы выражают главную мысль сказки?

  • Делай добро и жди добра.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Добрым словом и бездомный богат.

4. Психокоррекционная работа со сказочным персонажем

– А знаете ли вы, как из страшного можно сделать нестрашное? (Страхи ненавидят, когда люди смеются над ними.)
– Я вам открою один секрет: «Чтобы сделать нашу Бабу Ягу нестрашной – надо дорисовать ей какие-то смешные детали – бантики, косички, шляпку и прочее». Давайте попробуем. Подумайте, что могло бы обрадовать Бабу Ягу. Дорисуйте ей торт, воздушные шары или прилепите бантик.

Презентация работ «Картинная галерея»

– Те, кто нарисовал, могут подойти ко мне, для того, чтобы я повесила ваш рисунок в картинной галерее. Каждый из вас может по очереди стать экскурсоводом и рассказать о любой картине так, чтобы вызвать смех у одноклассников.

Обращение Бабы Яги (письмо с предложением дружбы)

– Ребята, что это? Это смс-сообщение от Бабы Яги! Вы хотите узнать, что там написано? Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Бабушка Ягушка. Узнала я, что многие дети меня боятся. Но на самом деле не такая уж я и страшная. И мне так хочется иметь друзей. Мне очень скучно и одиноко в лесу. Вот я иногда и балуюсь, пугаю детишек. Но если вы согласитесь со мной дружить, то я стану доброй и буду вам помогать. Вы станете моими друзьями?»

– Что мы ответим Бабушке Яге?

Музыкальная пауза

Частушки «Растяни меха гармошка» (видеоролик)

– Баба Яга со своими подружками приглашает вас на танец. (Дети повторяют движения и подпевают Бабкам Ёжкам.)

5. Подведение итогов и обобщение опыта приобретенного на занятии

– К сожалению, пришло время расставаться со сказкой. Наше сказочное путешествие подходит к концу.
– Что нового, интересного вы узнали во время нашего путешествия? (Страхи можно победить.)
– Что вы в себе изменили?
– Какие новые способы вы теперь узнали, и будете применять в борьбе со страхами?
– Кто, по вашему мнению, был самым важным, нужным человеком на сегодняшнем занятии?
– У меня есть один сказочный предмет: волшебная шкатулка. Каждый из вас заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть, и в мире. (Учитель подходит к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя.)
– Вы удивлены? (Без каждого из вас наше сегодняшнее путешествие не состоялось бы!)
– Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным? (Да.)

6. Выход из сказки с помощью специального ритуала прощания

А теперь пришло время возвращаться домой. Садитесь, ребята, на ковёр-самолёт и в путь. А почему мы не можем взлететь? Покинуть страну сказок нам помогут волшебные слова: «Земля прощай – в добрый путь!», произнесённые с радостной интонацией.
– Поздравляю вас с благополучным возвращением на родную землю.
– Кому понравилось путешествие, поднимите 2 руки. Кому понравилось, но не очень – 1 руку. Кому не понравилось – «спрячьтесь в домик».
– Спасибо всем за приятное путешествие! До новых встреч.

Использованная литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: Речь, 2005.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
  3. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  4. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие игры и сказки для дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург: Речь, 2008.
  5. Прудиус Е.К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. – Москва, 2006.
  6. Терапевтические сказки /Под ред. О.В. Хухлаевой. – М.: Академический проект, 2001.
  7. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2010.

Интернет-источник: http://www.solnet.ee/sol/002/z_092.html (загадки про сказочных персонажей)