Цели:
- Обучающая: обобщить знания учащихся по данной теме, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся посредством развития представлений о единстве мира, о многообразии процессов в природе;
- Развивающая: развивать познавательный интерес к таким предметам как биология и физика; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать навык работы с интерактивной доской.
- Воспитательная: поддерживать интерес к предметам, умение соревноваться между собой.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Содержание мероприятия |
Слайды Презентации |
Наше сегодняшнее мероприятие –
интеллектуальная игра «Умники и умницы» будет
посвящена Тема: «Зрительный анализатор. Иллюзии зрения. Оптические явления». На нашей игре присутствуют члены жюри, игроки - учащиеся 8 класса, а также гости. Игрокам предоставляется возможность выбора игровой дорожки: красной, желтой и зеленой.
Правила игры: Красная дорожка самая короткая, но игроку нельзя ошибаться, на желтой дорожке игрок может ошибиться только один раз, а на зеленой игрок может допустить две ошибки. В случае неправильных ответов игроков на дорожках, зрители могут ответить на вопросы и получить дополнительные очки. 1-я тройка игроков 1. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Ответ: Отрезки одинаковые. 2. Почему так трудно подкрасться к зайцу не спугнув его? Ответ: Не поворачивая головы, заяц своими глазами видит не только то, что находится впереди, но и то, что позади него. 3. Прочтите надпись. Ответ. Лифт. 4. Есть люди, которые утверждают, что им доводилось наблюдать «видения», однако современная наука доказывает, что никаких «ведений» не существует. Объясните с научной точки зрения, возможны ли подобные явления. Ответ. Возникновение ведений связано с определенным психическим состоянием человека, когда под влиянием психического напряжения (вечером в заброшенном парке, темной улице), или внушения (рассказ о страшном), или действия веществ (ядов), в зрительных зонах коры больших полушарий возникает сильное возбуждение. Это приводит к возникновению зрительных образов (ведений). Палочки и колбочки сетчатки при этом не возбуждаются, так как в реальности объекта не существует. 5. Может ли звуковой анализатор воспринимать свет, а зрительный – звук? Почему? Ответ. Нет, центры располагаются в разных частях головного мозга (слуховой в височных долях, а зрительных в затылочной). Они являются строго специфичными органами чувств, направленными на восприятие какого-то одного раздражителя. 6. Английский писатель Герберт Уэллс в своём романе «Человек – невидимка» стремился убедить своих читателей, что возможность стать невидимым вполне осуществима. Может ли «человек – невидимка» видеть? Ответ. Нет. Лучи света будут проходить через глаза невидимого человека беспрепятственно, не преломляясь и не задерживаясь в них, следовательно, они не могут вызывать в его сознании никакого образа. 7. Как в средневековье, знакомые с наукой люди, наблюдали, не выходя из дома то, что происходит на улице? Ответ. Для этого необходимо в стенах своих домов сделать небольшое отверстие, чтобы, не выходя из дома, наблюдать на противоположной стене происходящее на улице. 8. Глядя на рисунок, можно пронаблюдать иллюзию цветовосприятия. Какой из кругов более светлый? Ответ. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка. 9. Размер зрачка изменяется в зависимости от интенсивности освещения. Он меньше при сильном освещении и расширяется при слабом. Какой это рефлекс? Ответ. Безусловный рефлекс, который осуществляется в ответ на изменение освещенности. При увеличении освещенности возбуждается центр, вызывающий сокращения мышц, суживающих зрачок. При уменьшении освещения рефлекторно возбуждается центр мышц, расширяющих зрачок 2-я тройка игроков 10. Почему рыбы видят под водой? Ответ. У рыб хрусталик имеет шарообразную форму и не изменяет её при аккомодации. Вместо изменения формы изменяется положение хрусталика в глазу. Показатель его преломления самый большой из всех, какие известны в глазах животных. Не будь этого, глаза были бы бесполезны рыбам. 11. Почему глубина водоёма (речки, пруда, озера) кажется нам меньше, чем на самом деле? Ответ. Из-за преломления света дно пруда, речки, озера представляется глазу приподнятым на третью часть глубины. 12. Что больше в этой фигуре – высота или ширина? Ответ. Фигура одинакова как по длине, так и по высоте. 13. У какого фрукта есть глаз? Ответ. Яблоко. 14. Какой из кругов, расположенных по середине, больше? Ответ. Круги одинаковые. 15. Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Однако через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел тропинку. Дайте объяснение этому явлению. Ответ. В условиях хорошего освещения человек воспринимает световое изображение колбочками, в темноте цветное восприятие затухает, и действуют палочки – клетки «ночного» зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Приспособление (адаптация) к темноте происходит не сразу, и необходимо время для восстановления зрительного пигмента (родопсина), так как при дневном зрении в палочках его нет. 16. Какой дефект зрения изображён на рисунке? Ответ. Близорукость 17. Какой дефект зрения изображён на рисунке? Ответ. Дальнозоркость. 18. Чему равно расстояние наилучшего зрения? Ответ. Оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25 см. Подведение итогов игры. Награждение победителей. Спасибо за внимание. |
Вступительное слово ведущих. Слайд 1 Слайд 2
Слайды 3,4
Слайды 5,6
Слайды 7,8
Слайды 9,10
Слайды 11,12
Слайды 13, 14
Слайды 15, 16
Слайды 17.18
Слайды 19, 20
Слайды 21, 22
Слайды 23, 24
Слайды 25.26
Слайды 27, 28
Слайды 29, 30
Слайды 31, 32
Слайды 33, 34
Слайды 35, 36
Слайды 37, 38
Слайды 39 |