Цели:
- повторить, закрепить и обобщить знания об орнаменте;
- убедить в важности осознанного видения межпредметных связей.
- продолжить развитие творческих способностей;
- вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока;
Задачи:
- образовательная — повторить и обобщить материалы предыдущих уроков;
- развивающая — развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства, а также методом глубокого погружения в материал;
- воспитательная — продолжить формирование умений работать в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Материалы: бумага, графические материалы, краски, фломастеры, линейка, циркуль.
Ход урока
I. Организация урока
(поздороваться с детьми, настроить их на работу).
II. Сообщение темы урока
(создать представление о том, чем будем заниматься на уроке).
III. Сообщение цели урока.
IV. Фронтальная беседа.
Мы сегодня узнаем, что такое фракталы и фрактальные орнаменты?
Но сначала — разминка:
- что называется орнаментом?
- назовите типы орнаментов;
- назовите основные группы орнаментов;
- назовите виды орнаментов;
- что такое раппорт?
V. Слово учителя
Основные открытия науки на рубеже ХIХ и ХХ веков опрокинули представления о рациональном устройстве мира. Воспроизводить видимую картину мира стало неинтересно. Родилась новая живопись, которой интересно то, что внутри: закономерности, структура, порядок. Или, наоборот: хаос, случайность.
Физическая картина расщепления атома и распада материи отразилась на приемах кубистов (Пабло Пикассо). Законы распределения случайных величин и теории вероятности иллюстрируют работы Дюшана и Арпа.
Гравюры М. Эшера — замечательное воплощение фрактального самоподобия. Художник Эшер прочувствовал идею фрактальности раньше, чем её воплотил в компьютерной графике математик Мандельброт.
Творчество саратовского художника Владимира Чернова иллюстрирует неограниченные возможности самоподобия спирали в создании художественной формы.
Фрактальная графика — это графическое воплощение сложных математических формул. От фрактальных орнаментов Эшера до фрактальной геометрии компьютерной графики — таковы пути искусства и геометрии ХХ века.
Ещё раз убедимся в этом на примере работ, представленных в презентации к уроку.
VI. Итоги презентации.
Находят ли новые научные открытия отражение в современной живописи? Сделайте вывод.
Да! Фрактальный бум охватил всю планету и стал одной из ярких примет ушедшего ХХ века. Фрактальные структуры были открыты давно, но получили признание в середине ХХ века. Фрактал — от лат. fractus— дробный, изломанный. Фрактальные структуры самоподобны, т.е. в малой части фрактальной структуры содержится информация о всей структуре. Они встречаются в природе как в подвижном состоянии (облака, разряд молнии, растущие живые организмы и т. п.), так и в неподвижном виде (горы, береговые линии, деревья и т. п.). И такое новое представление о состоянии вещества (ни одномерное и ни двумерное, а как бы вспененное) нашло отражение в работах М.Эшера, В.Чернова, в компьютерной графике.
Учитель. Это была вводная беседа, а теперь познакомимся с фрактальными орнаментами.
VII. Творческое задание.
Нарисуйте простые и красивые линейные фракталы по заданным алгоритмам (алгоритмы написаны на доске) и на их основе создайте фрактальные орнаменты. Учащиеся делятся на две группы и выполняют задание в альбомах сначала карандашом, а затем — черным фломастером.
1 группа. Построение фрактала «Звезда Хельги фон Кох».
Постройте равносторонний треугольник.
Алгоритм построения первого шага (n = 1):
- каждую сторону треугольника поделите на 3равные части;
- на средней части каждой стороны треугольника постройте меньший равносторонний треугольник;
- отбросьте его основание.
На четвертом шаге (n=4) получится 48-сторонняя звезда и т. д. (Приложение 1).
2 группа. Построение фрактала «Треугольники Серпиньского».
Постройте равносторонний треугольник.
Закрасьте его любым цветом.
Алгоритм построения:
- каждую сторону треугольника разделите на 2 равные части;
- впишите равносторонний треугольник;
- удалите центральный треугольник, т.е. сделайте его белым (Приложение 2).
VIII. Итоги урока.
Подведем итоги. (Учащиеся заранее получают слова для выступления).
- мир оказался сложнее и непостижимее;
- наука находится в постоянном поиске истины;
- новые научные открытия вызывают изменения в сознании людей и находят отражение в произведениях искусства;
- произведение искусства всегда индивидуально и субъективно.
IX. Заключительное слово учителя.
Искусство, конечно не наука, но они развиваются параллельно, взаимно обогащая друг друга. Искусство и наука – это две грани одного и того же процесса
— творчества.
Х. Оценка работ учащихся.
Лучшие работы показать, похвалить; проверить, все ли выполнили задание.
Проверка работ или сборка их на проверку.
Литература
- А.С. Питерских, Г.Е.Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учеб. для 7-8- кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. Б. М. Неменского. – М.:Просвещение, 2008.
- Волошинов А. В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 2000.
- Орнамент всех времен и стилей – М.: Арт – Родник, 1997.
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков ИЗО. – М.:Владос, 20004.
- Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура». М.: ООО «Фирма МХК», 2001.
- М. Эшер – Арт - Родник, изд. на русском языке, 2000.