Интегрированный урок "ИЗО + математика" по теме "Живопись авангарда. Фрактальная геометрия". 7-й класс

Разделы: Математика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • повторить, закрепить и обобщить знания об орнаменте;
  • убедить в важности осознанного видения межпредметных связей.
  • продолжить развитие творческих способностей;
  • вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока;

Задачи:

  • образовательная — повторить и обобщить материалы предыдущих уроков;
  • развивающая — развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства, а также методом глубокого погружения в материал;
  • воспитательная — продолжить формирование умений работать в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Материалы: бумага, графические материалы, краски, фломастеры, линейка, циркуль.

Ход урока

I. Организация урока

(поздороваться с детьми, настроить их на работу).

II. Сообщение темы урока

(создать представление о том, чем будем заниматься на уроке).

III. Сообщение цели урока.

IV. Фронтальная беседа.

Мы сегодня узнаем, что такое фракталы и фрактальные орнаменты?

Но сначала — разминка:

  • что называется орнаментом?
  • назовите типы орнаментов;
  • назовите основные группы орнаментов;
  • назовите виды орнаментов;
  • что такое раппорт?

V. Слово учителя

Основные открытия науки на рубеже ХIХ и ХХ веков опрокинули представления о рациональном устройстве мира. Воспроизводить видимую картину мира стало неинтересно. Родилась новая живопись, которой интересно то, что внутри: закономерности, структура, порядок. Или, наоборот: хаос, случайность.

Физическая картина расщепления атома и распада материи отразилась на приемах кубистов (Пабло Пикассо). Законы распределения случайных величин и теории вероятности иллюстрируют работы Дюшана и Арпа.

Гравюры М. Эшера — замечательное воплощение фрактального самоподобия. Художник Эшер прочувствовал идею фрактальности раньше, чем её воплотил в компьютерной графике математик Мандельброт.

Творчество саратовского художника Владимира Чернова иллюстрирует неограниченные возможности самоподобия спирали в создании художественной формы.

Фрактальная графика — это графическое воплощение сложных математических формул. От фрактальных орнаментов Эшера до фрактальной геометрии компьютерной графики — таковы пути искусства и геометрии ХХ века.

Ещё раз убедимся в этом на примере работ, представленных в презентации к уроку.

VI. Итоги презентации.

Находят ли новые научные открытия отражение в современной живописи? Сделайте вывод.

Да! Фрактальный бум охватил всю планету и стал одной из ярких примет ушедшего ХХ века. Фрактальные структуры были открыты давно, но получили признание в середине ХХ века. Фрактал — от лат. fractus— дробный, изломанный. Фрактальные структуры самоподобны, т.е. в малой части фрактальной структуры содержится информация о всей структуре. Они встречаются в природе как в подвижном состоянии (облака, разряд молнии, растущие живые организмы и т. п.), так и в неподвижном виде (горы, береговые линии, деревья и т. п.). И такое новое представление о состоянии вещества (ни одномерное и ни двумерное, а как бы вспененное) нашло отражение в работах М.Эшера, В.Чернова, в компьютерной графике.

Учитель. Это была вводная беседа, а теперь познакомимся с фрактальными орнаментами.

VII. Творческое задание.

Нарисуйте простые и красивые линейные фракталы по заданным алгоритмам (алгоритмы написаны на доске) и на их основе создайте фрактальные орнаменты. Учащиеся делятся на две группы и выполняют задание в альбомах сначала карандашом, а затем — черным фломастером.

1 группа. Построение фрактала «Звезда Хельги фон Кох».

Постройте равносторонний треугольник.

Алгоритм построения первого шага (n = 1):

  1. каждую сторону треугольника поделите на 3равные части;
  2. на средней части каждой стороны треугольника постройте меньший равносторонний треугольник;
  3. отбросьте его основание.

На четвертом шаге (n=4) получится 48-сторонняя звезда и т. д. (Приложение 1).

2 группа. Построение фрактала «Треугольники Серпиньского».

Постройте равносторонний треугольник.

Закрасьте его любым цветом.

Алгоритм построения:

  1. каждую сторону треугольника разделите на 2 равные части;
  2. впишите равносторонний треугольник;
  3. удалите центральный треугольник, т.е. сделайте его белым (Приложение 2).

VIII. Итоги урока.

Подведем итоги. (Учащиеся заранее получают слова для выступления).

  • мир оказался сложнее и непостижимее;
  • наука находится в постоянном поиске истины;
  • новые научные открытия вызывают изменения в сознании людей и находят отражение в произведениях искусства;
  • произведение искусства всегда индивидуально и субъективно.

IX. Заключительное слово учителя.

Искусство, конечно не наука, но они развиваются параллельно, взаимно обогащая друг друга. Искусство и наука – это две грани одного и того же процесса

— творчества.

Х. Оценка работ учащихся.

Лучшие работы показать, похвалить; проверить, все ли выполнили задание.

Проверка работ или сборка их на проверку.

Литература

  1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учеб. для 7-8- кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. Б. М. Неменского. – М.:Просвещение, 2008.
  2. Волошинов А. В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Орнамент всех времен и стилей – М.: Арт – Родник, 1997.
  4. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков ИЗО. – М.:Владос, 20004.
  5. Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура». М.: ООО «Фирма МХК», 2001.
  6. М. Эшер – Арт - Родник, изд. на русском языке, 2000.