Открытое психолого-педагогическое занятие по теме "В гостях у Белоснежки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Задачи:

  • закрепление навыков выражения эмоций – радости, грусти, страха;
  • учить выражать состояние испуга, объект страха в рисунке;
  • развивать умение преодолевать негативное эмоциональное состояние (в частности страх) с помощью изобразительной деятельности;
  • создание чувства сплоченности коллектива;
  • снятие напряжения, релаксация.

Оборудование: корзинка с яблочками; магнитофон; два домика; столы 4 и стулья по количество детей (подгруппа 7 человек); гномовские шапочки по количеству детей; веселая музыка для упражнения «Веселые гномики»; музыка мрачная – шум грома для выхода колдуньи; запись слов колдуньи; карта для детей. Листы бумаги – 8 шт., карандаши цветные; обручи – 9 шт.; 9 клубков ниток; один большой обруч; бусинки, брошки, картины и т.д. – для игрового упражнения «Мы одна большая семья». колокольчик; волшебная палочка; корона; конфеты по количеству участников; медальки – 7 шт..

Предварительная работа: чтение детям сказки «Белоснежка и семь гномов», рассматривание иллюстраций.

Методические приемы: показ; обсуждение; элементы сюжетно – ролевой игры; релаксационные приемы; пластические этюды; игры с элементами изотерапии; музыкальной терапии.

Ход занятия

Музыкальный зал украшен. В разных углах музыкального зала стоят дома – имитация замков. В каждом замке по два детских стола со стульчиками. На потолке светящийся шар. Один замок – темный, невзрачный. Второй светлый, красивый. Воспитатель, под веселую музыку, в роли Белоснежки встречает детей в музыкальном зале.

1. Вводная часть

Воспитатель (Белоснежка) [2]:

«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю –
Всех я вас приветствую!»

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Белоснежка! Сегодня я пришла к вам в гости и буду с вами играть. А вы ребятки будете веселыми и добрыми гномиками. Вот надевайте волшебные колпачки. (Раздаем колпачки детям). Для начала давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие «Волшебный клубочек». Дети сидят по кругу.

Воспитатель передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает ниточку на пальчик и при этом ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого.

(Необходимо показать детям, как наматывать ниточку и передавать клубок)

Воспитатель (Белоснежка): Ребятки, вот посмотрите, сейчас мы с вами связаны одной ниточкой. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое. Так же как и в сказке о Белоснежке и семи гномов. Когда Белоснежка попала к гномикам, у них стала одна большая, дружная семья. Где все были дружны и веселы. Скажите, пожалуйста, может ли человек прожить один? Почему вы так думаете? (ответы детей). Правильно, ребята, человеку очень трудно прожить на свете одному: ему будет грустно, одиноко, ему не с кем будет играть, он даже может очень сильно заболеть. Значит, для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым – человеку нужно жить среди людей.

Сейчас мы немного с вами поиграем в такую интересную игру, в которую я играю с гномиками. Встаем в кружок и все движения повторяем за мной.

Основная часть

Разминка. Пластический этюд под музыку «Весёлые гномики» [1]

Воспитатель (Белоснежка):

Человечки в доме жили, (Показываем крышу над головой)
Меж собой они дружили (Обнимаем друг друга).
Звали их совсем чудно –
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо. (Хлопаем в ладоши).
Удивлялись человечки:
– Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо! (Пожимаем плечами, поворачиваясь друг другу)
Им собака шла навстречу (Имитация ходьбы на месте)
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
– Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. (Исполняем «пружинку»).
Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака и ушами затрясла. (Потряхиваем головой, отворачиваемся друг от друга, спиной в круг).
Человечки же топочут: (Потопываем ногами, поворачиваемся в круг лицом).
– Ой – ты милая прости! (Обнимаемся)

Дети садятся в круг на ковер.

Воспитатель (Белоснежка): Да ребятки я совсем забыла, когда я к вам шла мне одна добрая старушка передала вот эту чудную корзинку. (Открывает). Посмотрите, какие здесь наливные яблочки. Сейчас мы присядем, вытрем ручки, и отведаем яблочки. (Раздаем каждому по яблочку. Музыка – раскаты грома, нарастающий шум дождя, ветра, мрачная музыка – и издается голос и смех старушки).

Старуха-колдунья: Ха-ха! Эти яблоки были не простые, а заколдованные. Ищите разгадку в корзине.

Воспитатель (Белоснежка): Ребята. Ой, что же делать? Оказывается, яблочки мне передала не добрая старушка, а переодетая злая Старуха-колдунья. Вы слышали, что сказала старуха, что какая – та разгадка находится в корзине. (Заглядывает в корзину). Так погодите, тут лежит карта, которая укажет нам путь дорогу. (Рассматривают карту)

Сейчас мы с вами возьмемся за руки, закроем глазки и отправимся в путешествие. Когда мы остановимся, я посчитаю, «Раз, два, три-смотри» – вы дружно открываете глаза. Белоснежка ведет детей в один из замков.

Воспитатель (Белоснежка): Ой, куда – же мы попали? Какое жуткое, мрачное место, кругом пауки.

На столах заранее приготовлены листы бумаги – 8 шт., карандаши черного цвета.

Старуха-колдунья: Ну, вот вы и пришли в мое королевство. Слышала я вас – как вы бегаете, веселитесь. Ну, ничего, сейчас я произнесу волшебные слова, и моё колдовство вы на себе испытаете и про радость и веселье забудете!

Трах – бидон
Я скажу и тогда,
Заколдую вас навсегда!

Упражнение с элементами изотерапии «Мои страхи»

Старуха-колдунья: Теперь я вас заколдовала. Вот посмотрите, что я для вас тут приготовила – темные, одни черные карандашики, листы бумаги. А рисовать вы будете все некрасивое и страшное. Будут вы рисовать только то, чего боитесь больше всего! Берите листы, карандаши и творите: пусть в ваших работах оживет только страх и ужас! И ты Белоснежка садись рядом со своими гномиками и рисуй то, чего больше всего боишься.

Воспитатель (Белоснежка): И вот ребятки заколдовала нас злая старуха и не отпустит, пока мы с вами не нарисуем наши страхи. Вот я, например, очень боюсь больших тараканов. Их я и буду рисовать. А ты кого боишься? (Беседа с детьми)

Старуха-колдунья: Ну, вот нарисовали, а теперь пришло время, и рассказать о своих страхах мне! Давай Белоснежка расскажи мне первая. (Белоснежка и дети рассказывают).

Воспитатель (Белоснежка): Колдунья вот ты живешь в таком мрачном и темном замке, у тебя никого нет ни друзей, ни подруг и поэтому ты такая злая. Давай ты со мной, Белоснежкой и моими гномиками будешь дружить? Вставай и сыграй с нами в игру.

Игровое упражнение ''Мы одна большая семья''. Звучит музыка, Белоснежка предлагает детям взять обруч и положить его вокруг большого обруча.

Воспитатель (Белоснежка): Обойдите обруч с закрытыми глазами. Откройте глаза, найдите середину обруча и сядьте. Закройте глаза и представьте, что это ваш домик. Расскажите, какой он. – Как можно украсить домик? Возьмите на столе украшения (бусинки, пуговицы, ленточки и т.д.) и украшайте свой домик, через 2 минуты я позвоню в колокольчик и вы должны закончить задание. Я тоже буду украшать свой домик, который находится в середине.

Пока дети работают, Белоснежка привязывает по клубку ниток к каждому обручу, кладет большой обруч на середину музыкального зала. Звонит в колокольчик

Воспитатель (Белоснежка): Какие у вас красивые получились домики. Я привязала к каждому домику ниточку. Давайте каждый катнет клубочек и проложит свою дорожку к домику злой старухи – колдуньи и вернется домой. В домике колдуньи очень мало украшений. Каждый пусть принесет и положит что-нибудь из своего домика, в домик старушки. Идите все по дорожке в гости к старушке, полюбуйтесь: у каждого есть свой домик и дороги ведут в замок старушки, где каждый положил, что-то свое, значит, у нас теперь есть большой общий дом – замок, где все могут приходить к тебе старушка и скучать ты больше никогда не будешь. А у нас получилась одна большая и крепкая дружная компания.

Старуха-колдунья: Да ребята только сейчас я поняла, как хорошо и весело когда у тебя есть друзья. И как хорошо, когда у тебя есть такой большой и замечательный дом, в котором мы можем встречаться и беседовать. Ой, ну, что – же делать теперь с моим колдовством. Ведь я заколдовала яблочки, которые вы поели? (Задумалась). Пожалуй, я знаю. Сейчас мы отправимся в другой замок, где живет добрый принц, он нам поможет! Ребята берите свои рисунки.

Включается мелодичная музыка.

Старуха-колдунья: Закрываем глаза, беремся за руки и медленно идем за мной.

Воспитатель (Белоснежка): Куда же мы пришли? Какой красивый, светлый замок. Ребята, посмотрите сюда, здесь живет добрый принц, который обязательно нам поможет!

Принц: Белоснежка и гномики как долго я вас искал! Ой, что это у вас в руках, и какие ужасы вы нарисовали. Это потому что вы поели яблочек злой колдуньи. Хотите, я помогу вам избавиться от заклинания. Теперь если вы чего-то боитесь, вы можете это нарисовать и после этого исправить свой мрачный рисунок, взяв в руки яркие и светлые карандашики и подрисовать что-нибудь, чтобы рисунок стал добрым и совсем нестрашным.

Принц прикасается к каждому волшебной палочкой и произносит заклинания

Тара-тым, тара-тум,
Страхи ходят все кругом!
Оставьте детей,
Рисунки детей станут добрей и светлей!

Принц: А теперь проверим, действует ли моё заклинание? Пусть каждый из вас подумает, что можно дорисовать к своей картинке, чтобы она стала совсем не страшной. А может быть, кто-то так дорисует картинку, что она превратится в добрую или смешную?

Упражнение с элементами изотерапии «Избавляемся от страхов», выполняемое под музыку

Воспитатель (Белоснежка): Ребята и ты, теперь уже добрая и хорошая старушка садись с нами, и давайте, исправим наши рисунки. Только хороший и веселый рисунок мы будем делать прямо здесь же на нашем страшном рисунке. Надо ребята нам сделать так, чтобы наш рисунок преобразился и стал смешным. Вот, например я нарисовала много тараканов, и посмотрите, что я сделаю, чтобы они стали хорошими и совсем нестрашными – нарисую им цветочки.

Некоторым ребятам сложно, что-нибудь придумать. Нужно помочь детям и подсказывать, что можно подрисовать, чтобы рисунок стал смешным.

Релаксация и обсуждение «Хочу поделиться своим страхом»

Принц: Ребята, надо нам сейчас проверить на всех ли подействовало мое волшебство. Давайте сядем в кружок. Сейчас мы по кругу будем передавать мою корону. Тот ребенок кому досталась корона, ее надевает, садится в середину круга и расскажет, какую страшилку рисовал и как от нее избавился. А ты Белоснежка возьми у меня в замке для каждого подарочек и вознаграждай детей за то, что они смогли справиться с заданием!

Детям раздаются конфетки.

Заключительная часть

Воспитатель (Белоснежка): Принц давай я первая расскажу о своем рисунке!

Далее все дети по очереди рассказывают, какой страх нарисовали и как от него избавились, что изменили в рисунке.

Воспитатель (Белоснежка): И вот ребятки наше занятие подошло к концу и пора прощаться.

Старуха-колдунья: Ой, подождите, принц подарил вам свои подарочки, но я ведь тоже для вас приготовила! Я дарю вам такие медальки – медальоны, на которых изображены – веселое, доброе солнышко. Эти медальки обладают небывалой силой. Когда вам будет грустно, вы ее оденьте и в ответ улыбнитесь солнышку.

Список используемой литературы

  1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников, М., 2001.
  2. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, М., 2004.