Цель: формировать у детей знания и навыки правильного и регулярного ухода за полостью рта.
Задачи:
– выяснить причины заболевания зубов;
– выявить влияние больных зубов на внутренние органы человека;
– обучить практическим навыкам ухода за зубами;
– развивать познавательную активность, интерес к предмету, расширять словарный
запас.
Оборудование:
- пластмассовый макет челюсти человека;
- зубная щетка;
- несколько тюбиков зубной пасты;
- стол, стул;
- ноутбук, экран, проектор, презентация;
- бумажные макеты зубов;
- бумажные макеты внутренних органов;
- белый халат и шапочка врача;
- плакат “Проникновение инфекции в организм через больной зуб”.
План занятия.
- Причины заболевания зубов.
- Больные зубы и внутренние органы.
- Практические упражнения по уходу за ротовой полостью.
- Закрепление знаний.
В спектакле участвуют:
– ведущий – педагог или ученик старших классов;
– зубы и органы – ученики первых, вторых классов;
больные зубы:
I зуб;
II зуб ;
III зуб.
Здоровый зуб.
Органы:
сердце;
желудок;
глаз.
Врач стоматолог – ученик старших классов;
Хозяин зубов – ученик старших классов.
Ход занятия
(На сцену выходит ведущий.)
Ведущий: в некотором царстве, в некотором государстве, во рту своих хозяев, жили маленькие зубки. Одни из них были здоровы, другие больны.
(Ведущий показывает на экране Слайд 2.)
Ведущий: (обращается к зрителям) как вы думаете, какой из этих зубов здоровый, а какой больной? Правильно, тот, который белый и веселый – здоровый, а этот с черными пятнами – больной. В этом месте образовались маленькие дырочки, которые если не лечить увеличиваются.
Зубы были недовольны своей горькой, незавидной судьбой. Как-то ночью, когда их хозяева спали, они покинули их рты, оставив записку, и собрались на полянке. Собрались зубы, чтобы поговорить о своей нелегкой жизни, ведь почти все они очень больны, а некоторые находятся просто на грани гибели.
(Выходят зубы, ведущий показывает на экране Слайд 3.)
I-й зуб: я очень болен. У меня кариес, я просто начинаю гнить, появилась маленькая дырочка, через которую в организм попали болезнетворные микробы, и вот, постепенно разрушаюсь. А все из-за того, что мой хозяин очень любит кушать всякие сладости: конфеты, торты, мороженое.
(Ведущий показывает на экране Слайд 4.)
II-й зуб: я самый больной среди вас. У меня не только кариес, посмотрите, я некрасивого серо-коричневого цвета и пахну очень неприятно. У моего хозяина вредная привычка – он курит, а я страдаю.
(Ведущий показывает Слайд 5.)
III-й зуб: и я болен! У меня трещины по всему телу. Мой хозяин любит грызть орехи и, ужас, когда очень волнуется, даже грызет карандаши.
(Зубы берутся за руки и поют.)
I-й зуб:
Мы бедные зубки, несчастные зубки,
Больные мы и кривые.
Мы в трещинах, мы в дырочках
И корни у нас больные.
II-й зуб:
Что за хозяева нам достались
Беспечные и ленивые.
Они не хотят следить за собой,
Они не следят за своей едой.
III-й зуб:
Нездоровый образ жизни ведут:
Сладостями объедаются,
Сигаретами увлекаются.
Зубы (вместе):
Мы в печали пребываем,
Что нам делать, мы не знаем.
(Выходят внутренние органы.)
Зубы: а вы, кто такие?
Органы: мы – внутренние органы ваших хозяев.
(Ведущий показывает Слайд 6.)
Ведущий: это больные внутренние органы. Когда, вы зубы, болеете, инфекция с током крови часто попадает во внутренние органы человека, и они тоже начинают болеть.
Желудок: я – желудок. Если болит зуб во рту моего хозяина, меня начинает тошнить и с перевариванием пищи проблемы – болею.
Сердце: я – сердце. Инфекция от больного зуба попадает ко мне и я болею.
Глаз: и я, и я болею. Если зубы не лечат, мы глаза начинам плохо видеть.
Зубы и органы: что же нам делать больным, несчастным? Как нам жить дальше?
I-й зуб: я предлагаю бастовать. Давайте откажемся жевать пищу.
Ведущий: по-моему, это жестоко. Ведь без пищи человек может заболеть и даже умереть.
Лучше расскажите, как нужно нам себя вести, чтобы, вы – зубы, были здоровы и довольны.
Зубы и органы: конечно! Расскажем! И покажем.
(Ведущий показывает Слайд 7.)
I-й зуб: чтобы зубы не болели, человек должен правильно питаться. Есть больше продуктов содержащих витамины В и С – это лук, помидоры, печень трески. Очень полезны для зубов творог, молоко, яйца, в них много кальция, который укрепляет зубы. Так же полезны рыба и другие морепродукты содержащие минеральные вещества.
(Ведущий показывает Слайд 8.)
II-й зуб: обязательно 2 раза в год нужно показываться врачу стоматологу, даже если зубы не болят. Врач увидит то, что вам пока незаметно и вовремя назначит лечение. Ведь потеря даже одного зуба всегда плохо (обращается к зрителям).
Ребята, почему плохо терять зубы?
Зрители: больно. Будет трудно пережевывать пищу.
II-й зуб: верно и еще, быстрее разрушаются другие зубы, потому, что на них нагрузка увеличивается. Также ухудшается речь и внешний вид человека.
III-й зуб: чтобы зубы были здоровы, их необходимо чистить 2 раза в день после завтрака и после ужина, перед сном.
(Ведущий показывает Слайд 9 и обращается к зрителям.)
Ведущий: ребята, предлагаю вам отгадать загадки.
(Ребята отгадывают загадки, записанные на слайде. Здесь же можно проверить верно ли отгадали.)
Продукты, которые вы отгадали, полезны или вредны для зубов?
Верно, полезны.
(Вбегает хозяин зубов, размахивая запиской.)
Хозяин: какой ужас! У меня такое горе! Сегодня утром хотел позавтракать, но зубов во рту не оказалось. Нечем даже пищу разжевать. Хожу голодный, живот болит. На столе обнаружил записку: “Ушли навсегда!” и подпись “Зубы”. А вы, случайно, не видели мои зубы?
Сердце: так вот же они (показывает рукой на зубы).
Желудок: зубы очень обижены на вас, впрочем, как и мы – внутренние органы.
Оказывается, вы плохо с ними обращались: вовремя не чистили, ели много сладкого, курили, грызли орехи. Вот они и убежали от вас.
Хозяин: как же мне вернуть вас обратно, мои милые зубки? Ведь без вас я совсем пропаду.
Здоровый зуб: вам, уважаемый, надо знать и соблюдать правила, благодаря которым, зубы остаются надолго здоровыми, тогда они к вам может быть вернутся. А для начала постарайтесь выполнить наше задание.
(Ведущий показывает Слайд 10.)
Хозяин: можно мне зрители помогут?
Здоровый зуб: помогите ребята больному, несчастному человеку.
(Ребята выполняют задание записанное на слайде, и здесь же проверяют правильность ответов.)
Хозяин: спасибо ребята, выручили. Я запомнил все, что вы говорили, но как правильно чистить зубы не знаю.
Здоровый зуб: я предлагаю спросить это у зубного доктора Айболита.
Зубы и органы: правильно! Мы обязательно пойдем к доктору, он нас вылечит и покажет всем, как нужно нас чистить.
Хозяин: возьмите и меня с собой. Я обещаю, что обязательно научусь беречь вас и ухаживать за вами, мои любимые зубки.
I-й зуб: жалко его, человек больной, нервничает. Возьмем и его с собой.
II-й зуб: мы все идем к доктору. Но где это?
Здоровый зуб: мы пойдем в поликлинику, в кабинет врача, который занимается лечением зубов и полости рта. Стоматолог – так называют нашего Айболита.
(Зубы и органы берутся за руки и поют:)
Ура, ура! Нашли мы выход –
Пойдемте к доктору скорей.
Пусть нас излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
А, хозяева наши пусть
Становятся сознательней и краше.
Чтоб им с жуткою тоскою
Не пришлось на склоне лет
Страшной челюстью вставною
Пережевывать обед.
Чтоб они родные зубки
Смогли дольше сохранить,
Надо чистить их почаще,
Надо вовремя лечить.
(Зубы, органы, хозяин приходят к врачу, здороваются.)
I-й зуб: помогите нам пожалуйста, вылечите нас, и научите наших хозяев правильно с нами обращаться.
Стоматолог: здравствуйте, садитесь. Вы молодцы, что обратились ко мне. Я помогу вам и научу, как правильно ухаживать за полостью рта. Прежде всего, необходимо выбрать зубную щетку. Она должна быть достаточно мягкой и гибкой (показывает щетку), чтобы не повредить десна.
(Ведущий показывает Слайд 11.)
Пасту тоже необходимо выбирать качественную. Например, “Пародонтол” поможет вашим деснам, “Лесной бальзам” с экстрактом кедрового масла используют для предотвращения кариеса и уменьшения воспаления десен, SPLAT – для укрепления эмали зубов и снижения ее чувствительности. Все эти пасты являются хорошей защитой от кариеса и способствуют укреплению десен.
Вы уже знаете, что зубы чистят 2 раза в день утром и вечером. А теперь я покажу, как правильно чистить зубы, ведь это очень важно для сохранения эмали зубов.
(Стоматолог на макете челюсти демонстрирует, как необходимо чистить зубы.)
Стоматолог: зубы нижней челюсти чистят снизу вверх, как бы выметая остатки пищи, и также внутри. Зубы верхней челюсти – сверху вниз, и также внутри. Коренные зубы чистят круговыми движениями.
После того, как почистили зубы, рекомендуется сделать массаж десен, тогда к корням зубов поступит больше питательных веществ, а значит зубы и десна будут здоровы.
Массаж делаем круговыми движениями, нажимая указательным пальцем на десна (показывает на макете челюсти), и также внутри.
Второй способ массажа: мы большим и указательным пальцами захватываем десну, как бы натягивая ее на зубы. Десну верхней челюсти натягиваем вниз, нижней – вверх (демонстрирует на макете челюсти). Все запомнили?
У кого-нибудь из зрителей есть желание почистить зубы верхней челюсти на макете?
(Один из зрителей чистит зубы на макете челюсти.)
Стоматолог: молодец, кто хочет потренироваться и сделать массаж десен?
(Один из зрителей показывает массаж на макете челюсти.)
Стоматолог: хорошо, надеюсь, что все вы теперь не только будете чистить зубы, но и делать массаж десен.
(Ведущий показывает Слайд 12.)
Ведущий: теперь поиграем со зрителями. Вы должны правильно расставить предметы под зубами, одни из них полезны, другие вредны для зубов.
(Ребята расставляют предметы на экране. Здесь же проверяют правильность своих действий.)
Молодцы ребята!
Стоматолог: уважаемые зрители, объясните поговорку: “Здоровые зубы – зеркало здоровья”?
(Ребята отвечают.)
Стоматолог: верно, когда наши зубы здоровы, то и внутренние органы тоже здоровы.
Хозяин: я обещаю правильно и регулярно ухаживать за полостью рта, и бороться со своей вредной привычкой, чтобы зубы на меня больше никогда не обижались.
Зубы: тогда мы возвращаемся к вам!
Хозяин: ура! Я буду вас беречь!
Стоматолог и зубы: мы желаем всем нам жить здорово. До свидания!
Ведущий: вот и сказке конец, кто внимательно смотрел – тот молодец!
(Все артисты уходят со сцены, машут зрителям руками.)
Словарь терминов:
КА́РИЕС [< лат. cariēs гниль]. мед. Процесс гниения ткани кости или зуба, постепенно приводящий к его разрушению.[5]
стоматолог (стомато– + греч. logos учение, наука) врач-специалист, получивший подготовку по диагностике, лечению и профилактике болезней и повреждений зубов и других органов полости рта.[5]
Список использованной литературы:
- Зайцев Д.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма.– Санкт-Петербург: Акцент, 1997.
- Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н., Орехова Л.Ю. Терапевтическая стоматология: учебник.– М.: Медицина, 2002.
- Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Академия,2006.
- Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1992.
- Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника.– Санкт-Петербург: изд. дом Литера, 2005.
- Энциклопедический словарь edudic.ru›bes/26111/
- Ярыгин В.Н. Биология для учащихся медицинских училищ. – М.: Медицина, 1987.