Ценностям нельзя научить, их нужно переживать. |
В условиях современных глобальных перемен в обществе: социальных, экономических, экологических – особую значимость приобретает гуманизация образования. Цель ее – воспитание личности творческой, самостоятельной, свободной, способной к саморазвитию и самореализации.
Если в центре традиционной модели педагогического процесса находятся предметные знания, а не целостная личность ребенка, то гуманитарное образование предполагает, прежде всего, воспитание собственно-человеческого в человеке, его духовности.
Именно духовность отражает глубинную суть человека и проявляется в смысле жизни, высших ценностях и целях, в нравственных чувствах, переживаниях, поступках и действиях.
Как построить педагогический процесс, чтобы он способствовал формированию духовности, умению жить по-человечески?
Это, на мой взгляд, создание опыта сотрудничества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит их принятие человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке».
Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».
Такое переживание возможно в творческих мастерских, в основе которых лежат методические идеи французской группы «Новое образование» (ЖФЕН).
ЖФЕН страстно стремится к тому, чтобы на заре третьего тысячелетия воспитывались и вырастали люди с высокими духовными ценностями, с новым менталитетом, лишенным рабского, исполнительского начала и основанном на глубокой вере в себя, в свои способности, на умении эти способности реализовывать во имя своего и общего счастья. Идеи и принципы педагогической системы ЖФЕН стали мне близки, поэтому я активно использую педагогическую мастерскую в учебном процессе.
Педагогическая мастерская
Цель: формировать ценностную ориентацию учащихся на анализ социальной проблемы как на собственную мыслительную задачу/
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать проблемы текста публицистического стиля и выражать отношение к ним; расширить знания школьников о задаче и сфере применения проблемной статьи.
Развивающие:
- формировать потребность в систематическом чтении публицистической литературы;
- развивать логическое и ассоциативное мышление;
- развивать способность убедительно, корректно вести диалог;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельного поиска медиа-ресурсов
Воспитательные:
- привлечь внимание подростков к актуальной общественной проблеме вандализма;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию;
- формировать чувство причастности к судьбе Отечества, воспитывать историческую память, активную жизненную позицию.
Ведущая педагогическая технология: педагогическая мастерская ценностных ориентаций.
Форма обучения: индивидуальная, групповая (включая межгрупповую социализацию), самокоррекция, рефлексия.
Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческое письмо.
Место урока: 8 класс. Тема «Статья» (2 часа, программа Разумовской М.М.).
Тип презентации: «двойное действие» (на слайдах, помимо визуальных материалов, приведена конкретная информация, она поясняет или «расширяет» смысл изображения).
Оборудование:
- компьютер с проектором;
- фотографии, изображающие следы вандализма;
- фрагмент статьи «Экология культуры» Д.С. Лихачева (15 экземпляров);
- публицистическая статья из газеты «Аргументы и факты», автор – В.Сорин, реставратор фирмы «Интарсия» (записала Е.Петрова), 15 экземпляров;
- рабочие материалы кабинета русского языка (15 экземпляров); красные (30 шт.) и зеленые (30 шт.) сигнальные карточки.
Приложение, Приложение 1,
Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Ход урока
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Индуктор | Слово учителя Мысленно перенеситесь в то место, которое поразило вас необыкновенной, божественной красотой. Запишите, прочитайте вслух (индивидуальная работа). |
Социализация Чтение записей учащимися. «Я закрыл глаза, увидел водопад и был поражен необыкновенной красотой, которую нам подарила матушка – природа». «Осенний лес в Казахстане. Невероятно красивое древнее место, которое поражает своим великолепием. Такое ощущение, что каждый листочек и травинка пропитаны многовековой печалью и спокойствием». «В Великом Новгороде в музее напротив Софийского собора я увидела очень большую книгу в малиновом замшевом переплете и в серебряном окладе. До сих пор не могу забыть!» (и др.). |
|
Создание творческого продукта |
|||
Работа с фотографиями | Слово учителя Посмотрите на экран (демонстрируются фотографии, изображающие следы вандализма). Обсудите в группе и назовите одним словом чувство, с каким вы смотрели эти кадры (групповая работа). |
Социализация.
Ответы учащихся: осуждение, ужас, горечь, стыд… |
|
Работа с текстом публицистического стиля | Слово учителя Послушайте статью Д.С. Лихачева. Человек, хорошо владеющий словом, способный зажечь своей речью людей, он обратил свой талант к добру. Его знаменитые «Заметки о русском» поднимают важные современные проблемы. Постарайтесь понять одну из нравственных проблем его статьи и выскажите к ней свое отношение. Закончите предложение: «Этим людям горько, потому что…» (письменный ответ) |
Учащиеся читают свои записи в группе,
обмениваются мнениями, выбирают один ответ, который их объединяет;
выслушиваются также ответы тех членов группы, у кого особое видение
проблемы (индивидуальная и групповая работа). Ответ от группы: «Этим людям горько, потому что …кто-то оскорбил прошлое страны, в которой живет, оскорбил свой дом». …трудно понять людей, которые не любят свою страну,– дом, в котором родились и живут. Не любить свой дом – значит не любить себя». …сносилось не только величайшее архитектурное строение древности, но и частичка нашей истории» (и др.). |
|
Работа со словом «вандализм». | Слово учителя Как можно назвать это явление? Вандализм – что это такое? Зачитать определение этого слова: «Вандализм – бессмысленное, варварское уничтожение культурных и материальных ценностей» (из «Краткого словаря современных понятий и терминов»). Какие примеры вандализма вы знаете? Граффити – это вандализм или нет? Обоснуйте свое мнение (ответ определяется по поднятым красным и зеленым карточкам). |
Ответы учащихся: …«речевой» вандализм, когда наш язык засоряется грубыми жаргонными словами, нецензурными словами; «школьный» вандализм, когда портится школьное имущество; вандализм в подъездах домов, граффити… Социализация. В ходе дискуссии звучат такие ответы:
|
|
Работа с публицистическим материалом Газета «Аргументы и факты» и рабочие материалы кабинета русского языка |
Слово учителя Выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной (прием «Что, не ждали?»). Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни? (прием «Поучительный вывод»). Как вы объясните, почему сегодня совершаются акты вандализма? Как автор статьи объясняет причины возникновения вандализма? В чем вы видите его опасность? (индивидуальная и групповая работа). |
Социализация.
Ответ от группы. В чем вы видите опасность вандализма?
|
|
Как бороться с вандалами? Что вы можете предложить? | Слово учителя
Обсудите это в группе и дайте ответ (работа в группе – прием «Аукцион идей»). |
Социализация. Варианты ответов:
|
|
Скажем вандализму нет! Создание творческого продукта (плаката) | Слово учителя
С каким призывом вы обратитесь к людям, чтобы прекратились акты вандализма. Создайте в группе плакат, в котором в яркой и лаконичной форме выразите свою мысль |
Индивидуальная и групповая работа по
созданию плакатов с применением компьютерной техники. Афиширование. Выставка плакатов и их комментарий. |
|
Рефлексия |
|||
Что вы чувствовали, что пережили в ходе мастерской? Какое открытие сделали? |
Участники мастерской пишут свое рефлексивное письмо о
понятом, пережитом в ходе мастерской и зачитывают вслух: – Я думала о том, что надо бережно относиться ко всему, что создано человеком. Во все, что окружает нас, вложено много труда, творческих усилий. – Памятники истории надо сохранить для будущих поколений. – Я думал о том, почему люди заботятся о своем жилище, но равнодушны к тому месту, где живут, – подъезду, улице, парку… Я постараюсь обуздать темные инстинкты, если они заявят о себе. – Я понял, что нельзя проходить мимо, если видишь, что кто-то ломает скамейку в парке, или рвет цветы с клумбы, или портит стены в подъезде (и др.). |
||
Домашнее задание |
|||
Напишите сочинение – рассуждение на тему « Что значит быть человеком, полезным Родине?» (упр. 382) |
Послесловие
Педагогическая мастерская состоялась. Степень эмоционального переживания была очень сильной. Все писали, читали, рисовали, слушали. Все творили, потому что все способны к творчеству, к саморазвитию, к исследованию окружающего мира. Все работали в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания, комфорта, потому что действуют 3 «золотых» правила:
- «Слушаем каждого и слышим всех»;
- «Будь свободен в выборе действий»;
- «Верь в свой успех!».
Оживляли работу нетрадиционные методы и приемы, используемые в ходе мастерской:
- метод смысловых ассоциаций
Презентация плакатов и рефлексия убедили в том, что нравственные ценности, о которых шел разговор, были приняты детьми. И это, надеюсь, поможет им противостоять такому негативному явлению, как вандализм.