Из опыта работы по краеведению с детьми среднего дошкольного возраста: "Моя родная улица"

Разделы: Работа с дошкольниками


Недавно далёкий сибирский город Иркутск праздновал своё 350-летие. И в связи с этой большой датой все – и родители, и педагоги, и дети – соприкоснулись с краеведческой работой.

Краеведение – нужная и важная область знаний для дошкольников и их родителей. На мой взгляд, информация по краеведению всегда интересна и увлекательна, она воспитывает гордость за свой регион или вызывает боль за него. Но никогда не оставляет равнодушным к этому материалу ни взрослого, ни ребёнка. Сегодня Россия переживает один из нелёгких периодов. В настоящее время материальные блага доминируют над духовными ценностями, поэтому у детей и их родителей зачастую искажены представления о добре и зле, о духовности и бездуховности, о приличии и неприличии. Часто присутствует псевдопатриотизм. Поэтому проблема нравственно-патриотического воспитания, приобщения ребёнка к общечеловеческим ценностям в сегодняшнем обществе приобрела особое значение.

Читая отдельные номера практического журнала “Воспитатель ДОУ” за 2010 год, я обнаружила статью Дмитриевой С.П. “Природные тропы Забайкалья”. Воспитатель работает в городе Краснокаменске Забайкальского края, в ДОУ с красивым названием – “Дюймовочка”.

И автор статьи на всех шести-восьми журнальных колонках с любовью пишет о том, чем интересен и славен её край, чему они стараются научить юных забайкальцев. “…Побывавшего у нас в Забайкалье хотя бы раз, обязательно тянет сюда обратно. Я знаю людей, которые стремятся приехать из краёв, богатых таёжными лесами, чтобы увидеть степные просторы Забайкальского края и вдохнуть полной грудью необычный, наполненный ароматом цветов и трав, воздух”. Вспомнила она слова А.Чехова: “Забайкалье – превосходный край. Вообще говоря, от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была только проза”.

Не менее интересен и поэтичен наш город Иркутск. Это центр сибирской науки, театра, музыки, сибирского спорта. Город, где жили декабристы – передовые умы нашей страны. Город, который прославляет мировую сокровищницу Байкал, бережёт его и охраняет. Город, который совсем недавно, в сентябре 2011 года, отметил свой юбилей, своё 350-летие. Город Вампилова, Распутина, известных актёров, учёных, конструкторов. С богатейшей историей, которую он ведёт от казака Якова Похабова.

“Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Могучий край всемирной славы,
Что грозной щедростью стяжал,
Завод и житница державы,
Её рудник и арсенал”. (А.Т. Твардовский)

Мы, иркутяне, очень много увлекательного можем рассказать про свой старый город. Наше ДОУ №119 расположено в Свердловском округе города Иркутска, в частности – в Студенческом городке. А какие названия у улиц! Улица Лермонтова, улица Гоголя, Тургенева, Грибоедова, Островского, Чернышевского, улица Маяковского и др. Спрашивается: какой же интересный чиновник (почитатель классической русской литературы) сидел в то время в 40-50-е годы ХХ века в КУМИ, что так хорошо “называл” улицы?

В целом тема ознакомления дошкольника с родным краем, с родной улицей очень актуальна. Она близка для детей среднего дошкольного возраста. Изо дня в день с мамой или папой он возвращается из садика домой. Изо дня в день он видит, встречается, здоровается с одними и теми же людьми со своей улицы. Изо дня в день он проходит мимо знакомого магазина, аптеки, кинотеатра “Чайка”, школы №63, мимо Технического университета (“Политех” в обиходе глазковцев), мимо Свердловского рынка.

Ребёнок среднего дошкольного возраста – большой собственник. Но собственник очень любознательный. И мне кажется, историю своей улицы (если ребёнка в неё посвятить) он будет долгие годы помнить и беречь как нечто своё личное, своё сокровенное. Психологами доказано, что черты характера, не встроенные в структуру личности в первые 7 лет жизни, впоследствии ассимилируются с трудом и реализуются с низким коэффициентом надёжности. В связи с этим нравственно-патриотическое образование и воспитание ребёнка надо начинать в детском саду. В детские годы важно напитать ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к родной истории, напомнить о предках, строивших и защищавших отечество. Обязательно нужно рассказывать своим воспитанникам, что у нас есть такой нравственный долг – любить, защищать и приумножать блага своего Отечества.

Родители наших воспитанников оказывают нам, воспитателям, большую помощь в нашей непростой работе.

Важным условием успеха в краеведческой работе с дошкольниками является понимание всеми значимости проблемы и необходимости педагогического сотрудничества и взаимодействия с семьёй. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего замечательного города и огромной своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться воспитателю самому, уметь преподнести материал понятно и увлекательно.

Детям и их родителям было очень интересно проводить такое “исследование” своих улиц. Вопросы:

  1. Почему так названа ваша улица?
  2. Когда так названа?
  3. Пройдитесь по своей улице. Какие дома стоят на вашей улице?
  4. Сколько домов на вашей улице? Где берет начало ваша улица?
  5. Какие знаменитые/известные люди живут на вашей улице?
  6. Чем нравится вам ваша улица? Ваши любимые места.
  7. А что хотелось бы изменить на вашей улице?
  8. Какие важные объекты социального значения (магазин, аптека, школа, поликлиника) расположены на вашей улице?
  9. Сфотографируйте отдельные фрагменты вашей улицы. Места, которые вам нравятся.

На определенный период (с 15 сентября по 20 октября) родителям и своим воспитанникам я задала такое изучение улиц.

Вадим живет на улице Шмидта
Вася – на улице Флюкова
Алеша – на улице Островского
Андрей – на улице Миронова
Лиза – на улице Терешковой
Дима – на улице 4-я Железнодорожная
Ксюша – на улице Чернышевского
Максим – на улице Звездинская

Было, конечно сложно искать ответы на заданные вопросы, находить информацию в Интернете или библиотеке.

Из совместных бесед, обсуждений в семье на данную тему ребенок уже отбирал самую интересную, животрепещущую информацию (Почему так называется? А так!? Столько лет!? Такие люди!? Столько домов!?). Дошкольник одновременно оценивал родителей (Какие мама с папой умные! Всё умеют и всё знают!), он удивлялся вместе с ними найденной информации. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил: “От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние”. Действительно взрослый не далеко ушел от ребенка, а дошкольник – пока уменьшенная копия своего родителя, у него есть всё, но не совершенное пока. Во время этого “исследования” взрослый много общался со своим ребёнком, учился понимать своего сына или дочь, учился смотреть на мир его глазами.

Очень хороший материал подготовили родители Алёши об улице Островского; мама Вадима теперь будет интересно рассказывать о своей улице Шмидта. “В 1947-1949 годах в Иркутске органами местного самоуправления началось выделение земельных участков под индивидуальное строительство в районе Глазково.

Участки под строительство получили работники Восточно-Сибирской железной дороги, Иркутского хлебозавода, макаронной фабрики и других предприятий города”. Бабушка Алёши пишет в своей работе: “На нашей улице до 2011 года жил Козловский Иван Самуилович, прошедший всю войну в артиллерийских войсках. Был неоднократно награжден правительственными наградами”.

У меня опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста небольшой. Но знаю, что у детей средней группы интеллектуальные и нравственные возможности значительно возрастают, поэтому усложняются и требования к ним. Совершенствуются отношения со сверстниками. У детей продолжают воспитывать умение играть сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться общим правилам, стараются развивать общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь. Учим в этом возрасте не быть назойливыми, не вмешиваться в разговор взрослых, не перебивать. И как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными становятся такие формы и методы работы, где воспитанники сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность. В системе нравственно-патриотического воспитания надо использовать разные виды детской деятельности, проводить мероприятия краеведческого характера:

– экскурсии и прогулки,
– тематические занятия в группе,
– тематические занятия в Центральной детской библиотеке,
– игры,
– конструирование,
– художественное рисование,
– работа с книгой,
– развлечение.

Людмила Рябова, преподаватель Иркутского государственного университета путей сообщений, занимается изучением наименований улиц свыше 20 лет. Под её руководством студентами университета проводилось исследование того, как иркутяне воспринимают название той или иной улицы и какое оно оказывает на них влияние. “ Любое название является отражением психологической природы человека…В каждый исторический период в названиях улиц просматривается система ценностей общества. ХХ век с его многочисленными потрясениями отметился и на карте Иркутска”. Далее она рассуждает: “В 20-ые годы исчезли названия, связанные с церквями, кладбищами, именами купцов. На смену им пришли имена революционеров, бунтарей, чьи судьбы не всегда были связаны с городом. Появились улицы Марата, Желябова, Фурье, Розы Люксембург, Степана Разина. Если смотреть по названиям, то может показаться, что именно столица Восточной Сибири являлась колыбелью революции”.

И вот – начало сделано. Мы говорим о родных улицах – Флюкова, Новокшонова, Шмидта, Клары Цеткин, Терешковой… Затем разговор зайдёт о церквях, купцах, меценатах, писателях, ветеранах. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой родины – родного города Иркутска. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого; любовь к родной улице, к Иркутску, к краю под названием Восточная Сибирь постепенно перейдёт в большую любовь – к России.