О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…А.С.Пушкин
Цель: познакомить с информацией, которая публикуется в Православном календаре на 2012 год и рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви
предметные задачи:
- способствовать обогащению словаря обучающегося православными терминами и усвоению информации о Богоявлении и Крещении Господнем;
регулятивные задачи:
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- формировать учение понимать, принимать и сохранять информацию;
познавательные задачи:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- содействовать развитию умений осуществлять синтез как составление целого из частей;
коммуникативные задачи:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру
Оборудование:
проектор
Православные календари на 2012 год
Православная энциклопедия
словари протоиерея Г.Дьяченко, В.И. Даля
Пожелание учителя перед началом работы: наполним минуты досуга плодотворными размышлениями над страницами и полезными действиями
Ход занятия
I. Открываем Православный календарь, зачитываем информацию дня, согласно календарю, объясняя по возможности
2012 год 19 января (6 января) – Седмица 32-я по Пятидесятнице. Поста нет.
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Преставление святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894)
Объяснение дают учащиеся, а учитель им помогает наводящими вопросами.
Можно использовать прием “походный диктант”.
(В классе развешиваем информацию на листочках, которую ученик по желанию прочитает и повторит по памяти для остальных)
- 2012 год от Рождества Христова
- 19.01 – по новому стилю, исчислил папа Римский, Григорий XIII, в 1582 году. В Советской России с 1918 года.
- 6.01 – по старому стилю, его исчислил при Иулии кесаре (Юлий Цезарь) александрийский астроном Созиген в 46-45 г.г. до Р.Х. У нас введен с года Крещения Руси, с 988 года.
Проблемный вопрос: Почему Православная Церковь сохраняет старый стиль?
(если на вопрос нет полного ответа, он остается до конца занятия)
- седмица 32-я – неделя 32-я, если считать от 12 июня 2011 года, Пятидесятницы, День Святой Троицы, Сошествие Святого Духа на апостолов.
Это произошло в Иерусалиме, в 9 часов утра, когда апостолы, Богородица, а всего 120 человек, “услышали шум с неба, как бы несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа святого”. (Деяние апостолов, гл.2)
(для “походного диктанта”)
- Пятидесятница – 50-ый день после Пасхи.
Такое название праздника было у иудеев тоже, они вспоминали в этот день Синай, когда получил Моисей на горе заповеди. Еще в этот день евреи праздновали праздник жатвы, праздник первых плодов, и приносили два ячменных хлеба, два агнца в качестве жертв
(для “походного диктанта”)
Счет ведем недель от Пятидесятницы, т.к. это
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ!
возвестили миру апостолы благую весть после сошествия Духа Святого, “Итак охотно принявшие слово его (апостола Петра) крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч” (Деяние апостолов, гл.3)
(для “походного диктанта”)
- поста нет, потому что 18 января (5января) Крещенский сочельник, день строгий постный. Навечерие Богоявления.
18 января знаменательный постный день – однодневный пост (Крещенский сочельник), всего один в чреде вольных, “скоромных” дней питания. Почему же? Да потому, что надо вспомнить о горькой судьбе того, кто отважился крестить Самого Спасителя в реке Иордан, при большом стечении народа, в то время как было ясно, что подобный подвиг мог иметь только трагические последствия. С этого дня за Иоанном и его учениками, переходившими из города в город, предвещая встречу с Иисусом, неотступно шли, чтобы схватить и передать Ироду Антипе.
(для “походного диктанта”)
- в этот день освящается вода (от полу/) первое великое водоосвящение проходит в Крещенский сочельник, после особых часов в церковной службе, полу/ношницы; второе – в день Крещения (от полу)
(для “походного диктанта”)
- Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Двунадесятый праздник.
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно и гражданскими.
(для “походного диктанта”)
II. Поздравим друг друга с Двунадесятым праздником. Богоявлением. Крещением
(все встают, дарят поздравительные открытки друг другу)
Мы Крещение Господне
Отмечать спешим сегодня!
Будьте счастливы, чисты!
Будут будни пусть просты!
Вы забудьте свою грусть!
Светлым праздник будет пусть!
III. Самостоятельная работа. Поиск информации
1 группа: История установления Праздника
2 группа: Словарная работа
3 группа: Феофан Затворник
IV. Сообщения групп
1 группа: История установления Праздника
(Энциклопедия православной жизни. Авторы-составители Г.Калинина и С. Стромынский. Имидж Принт, Тула, 2009, стр.303)
Начало празднования Крещения или Богоявления относится ко временам апостольским. В первые века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, Крещение и Рождество Спасителевы праздновались под общим названием Богоявления. Выделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Когда эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника.
Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова – как памятник древнего соединения Рождества христова и святого Богоявления. Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения, совершаемые только на Богоявление.
Первое великое водоосвящение бывает в Крещенский сочельник, а другое – в самый праздник, и служится то и другое, если есть возможность, под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое в древности совершалось для крещения оглашенных и уже впоследствии обращено было в воспоминание крещения господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.
Вода, набранная после великого освящения, называется крещенской или великой агиасмой.
2 группа: Словарная работа (тропарь, кондак, величание, задостойник)
(Полный церковно-славянский словарь. Протоиерей Г.Дьяченко.)
Тропа/рь – краткая песня в коей прославляются дела Бога или святых. В обширном смысле – всякое церковное песнопение;
Ко/ндак – краткая песнь в похвалю святому или праздника, это приготовление к икосу (пространной части после кондака);
Величание – на утреней поется в праздники пред евангелием и на девятой песни, которая есть конец и завершение канонов, как исполнение закона и пророков. Иисус Христос величается в это время, также и преблагословенная Его Матерь славословится;
Задостойник – это песнь вместо “Достойно есть, яко воистину”, которая поется в праздник Пасхи, во все двунадесятые, 1-го января, в Лазареву субботу, в великий четверг и великую субботу)
Проблемный вопрос: Почему Православная Церковь сохраняет старый стиль?
(подсказка 1)
Свидетельство паломника слушаем или читаем:
(Могу свидетельствовать, что когда мы прибыли на Иордан, было 10 часов утра. Ни малейшего ветерка. На воде - штиль. Деревья не колыхнутся. И было удивительно, и не верилось, что возможно такое, что "Иордан возратися вспять". Но после того, как Патриарх Феофил и греческое духовенство отслужили молебен, после того, как троекратно Крест был погружен в Иордан под пение молитв, мы стали очевидцами истинности слов Божьих. Три раза Иордан менял направление и " возратися вспять". )
(подсказка 2)
Найдем ответ на титульном листе одной из книг.
(“Почему старый стиль точнее нового стиля”)
Вывод: Божественные чудеса по старому стилю происходят
(Например: схождение Благодатного огня; появление облака на горе Фавор в день Преображения Господня)
3 группа: Феофан Затворник
(Православный календарь 2012. Христовы воины. Жития и труды подвижников XX. стр.20 или какой другой источник, можно выйти в интернет)
V. Проверка индивидуальной домашней работы обучающихся, которые работали со словарем В.И.Даля. Информацию представили в таблице
Приметы народные | Действия русского народа |
В Крещенье метель, и на Святой метель. | Увидеть Господне крещение: в полночь чаша с водой сама колыхнется. |
Коли в Крещенье собаки много лают, будет много дичи. | До трех дней, до первого Спаса и после Крещенья, белья не прут. (не стирают) |
Коли на воду пойдут в туман, хлебу много будет. | Крещенский снег хранят водою, для беленья холстов и от разных недуг. |
Снег хлопьями, к урожаю. | Перед заутренней небо открывается, а о чем в Крещенье открытому небу помолишься, то сбудется. |
В полдень синие облака, к урожаю. | На Крещенский сочельник ставят меловые кресты. |
Богоявленье под полный месяц, к большому разливу. | |
На Крещенье день теплый, так хлеб будет темный (т.е. густой) | |
Звездистая ночь – урожай горох и ягоды. |
Пословица: Были бы родины, а крестины будут.
Крестинный пир, обед. Крестильная каша либо сбитень, смесь соли, хрена, перца и прочего, подносимая бабкой отцу младенца. Тот ест или пьет морщась, для общей потехи, и платит деньги.
Тема нового разговора: как правильно креститься по новым правилам? (“Российская газета” 29.12.2011 год, стр.26)
VI. Поэтическая минутка
Крещение. Творца крещает тварь!
Воистину Божественно смиренье!
И воды, не вмещая Божества,
Переменяют вспять свое теченье.
Предтеча светел, трепетной рукой
Показывает всем Его Явленье:
- Внемлите! Предстоящий – Царь веков!
Ему спасать нас, грешных, от истленья!
Иеромонах Роман скит Ветрово 2004 Псковская земля
VII. Рефлексия
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…
А.С.Пушкин
- Сколько открытий вы сегодня сделали?
(На листочках обучающиеся ставят число, можно написать, и передают друг другу)
Желаю успехов! С Праздником!