Урок окружающего мира с использованием краеведческого материала "Куда текут реки?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе.

Задачи урока:

Предметные:

  • создание условий для ознакомления учащихся с понятиями “исток”, “устье”, для расширения знаний о реках России;
  • создание условий для ознакомления с названиями рек и водоёмов СПб, области и района.

Метапредметные:

  • познавательные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии;
  • коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач;
  • регулятивные: обучать умению формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу;
  • личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование:

1.Демонстрационные карточки со словами. (Куда, откуда, текут, реки, устье, исток, море, река, озеро, родник, болото, река Волга, река Лена, река Москва, река Нева, Ладожское озеро, Финский залив, Балтийское море, река Охта.)

2.Физическая карта России.

3.Схема нашего края (Невы, её устья, истока и притоков). Приложение 2.

4.Аудиозаписи: “Шум воды”, песня “Улыбка” (Приложение 4).

5.Презентация со слайдами: изображение реки Волги, Лены, Москвы, их устья и истока. Приложение 1.

6. Изображение-картинка “Капельки”, “Муравьишки-Вопросика”, “Мудрой Черепахи”. Приложение 3.

7.Книги-энциклопедии, справочники.

8.Рассказ о Неве (напечатан на отдельном листе).

9.Фотоизображение “Мусор на реке”

Оборудование у учащихся:

1.Карточки для самооценки настроения (изображение двух капелек). Приложение 3.

2.Схема нашего края в виде мозаики (в конверте). Приложение 2.

3.Сигнальные карточки (зелёная, красная).

Подготовительная работа: детям выдаются индивидуальные задания. Четыре ученика должны выучить тексты (смотри в тексте урока) к презентации о реках.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

-приветствие, готовность

-настрой на работу

-Ребята, к нам в гости на урок пришла Капелька.

Она рада встрече с вами. Она улыбается, у неё хорошее настроение.

-У вас тоже есть две Капельки.

Покажите на первой Капельке своё настроение (дети рисуют ротик)

-У кого хорошее настроение? Надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится до конца урока.

II. Проверка знаний, повторение, работа с физической картой.

-Капелька хочет узнать, что вы запомнили на прошлом уроке.

-Как называется наша страна?

-Как называется такая карта?

-Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины.

-Назовите и покажите на карте город, в котором мы живём.

III. Выявление темы урока, постановка учебной задачи.

-Капелька рада, что вы хорошо ответили на вопросы, и приготовила для вас загадку:

И шумит, и бурлит,

Между двух берегов бежит. (Река)

-В России много рек, поэтому изменю слово (вывешивается карточка - реки).

-Какие реки России вы знаете?

-Каким цветом на карте обозначены реки, озера, моря?

-Муравьишка-Вопросик, наш постоянный гость, принёс сегодня слова:

( вывешиваются карточки со словами – откуда и куда)

-Прочитайте.

-А я добавлю еще слово и поставлю знак (карточка - текут и ? )

-Прочитайте, какое предложение получилось?

Откуда и куда текут реки?

-Как определим цель нашего сегодняшнего урока?

-На этот вопрос мы должны сегодня ответить.

IV. Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа.

-Сейчас я включу необычную музыку (шум воды, прибоя), а вы закройте глазки и подумайте, откуда и куда текут реки.

-У вас появилось собственное мнение.

2. Работа в парах постоянного состава.

-А теперь поработаем в парах. Задайте друг другу этот вопрос и послушайте ответ товарища. Побеседуйте, обсудите. Кто готов, покажет зеленый сигнал.

3. Высказывание мнений, предположений учащихся.

-Послушаем, какие предположения у вас появились.

-Вы высказали свои мнения, мы скоро узнаем, кто из вас прав.

-А вот Мудрая Черепаха все знает и попросила ребят рассказать, откуда и куда текут реки России. Слушайте внимательно и старайтесь запоминать.

4. Сообщение нового материала

(подготовленные рассказы детей, сопровождающиеся показом слайдов).

1-й ученик. Слайды № 2,3,4.

-В России более двух с половиной миллионов рек. И все они разные: большие и маленькие, горные и равнинные. Но у каждой реки есть свое начало. Место, где река берет свое начало, называют исток. Место, где река впадает в другую реку,

озеро или море, называют устье.

2-й ученик. Слайд № 5.

-Река Волга – одна из крупнейших рек России и на Земле. Длина Волги более трех тысяч километров. Исток Волги – её начало – это родник в селе Волговерховье Тверской области. А впадает река Волга в Каспийское море.

3-й ученик. Слайд № 6.

-Река Лена занимает по величине десятое место в мире. Её длина более четырёх тысяч километров. Истоком реки Лены, то есть её началом, считается небольшое болото. Впадает река Лена в море Лаптевых – это её устье.

4-й ученик. Слайд № 7.

-Некоторые реки берут своё начало из другой реки и могут впадать в другую реку. Например, река Москва, которая протекает в столице нашей Родины городе Москве. Река Москва начинается в болоте, а впадает в другую реку Оку.

5. Взаимооценка.

-Спасибо ребятам за рассказы. Оцените их выступления. Они заслужили подарки от Капельки ( жетоны с изображением Капельки).

-А где ребята, вы могли бы узнать о других реках?

-Для самых любознательных я приготовила интересные книги – энциклопедии

( выставка книг), на перемене вы сможете их посмотреть.

6. Первичное обобщение и закрепление.

-А теперь, наша Капелька хочет узнать, что вы запомнили из рассказа ребят.

-О каких реках рассказали? Ответы детей сопровождаются составлением опорной схемы. Учитель прикрепляет карточки к доске – река Волга, река Лена, река Москва.

-Как называется место, где река берёт начало? Прикрепляется карточка – исток.

-Вспомните, откуда текут эти реки? Карточки – родник, болото, река.

-Куда эти реки впадают? Карточки – море, река.

-Как называется место, где река впадает в другую реку или море?

На доске опорная схема.

Откуда и куда текут реки?

исток

родник

болото

река

устье

море

река

река Волга

река Лена

река Москва

7. Работа с картой.

-Капелька приглашает нас совершить прогулку по карте и посмотреть реки, о которых мы говорили. Показ и комментирование учителя.

8. Физкультминутка. Песня “ Улыбка”

-Какие слова из песни подходят к теме нашего урока?

( С голубого ручейка начинается река)

-А дружба с чего начинается?

-Улыбнулись, продолжим урок.

9. Работа с краеведческим материалом.

Беседа и работа с картой.

А знаете ли вы, какая большая река протекает в нашем городе?

Есть в нашем городе река
Её зовут Нева.
И широка, и глубока
Речная синева.

-Посмотрим на карте. Нева – широкая и многоводная река, по сравнению с такими реками, как Волга и Лена и поэтому на карте едва видна.

-Для любознательных детей я приготовила рассказ о Неве. Кто захочет, сможет на перемене прочитать.

-Кто знает, откуда и куда течет Нева?

Капелька приглашает нас в путешествие. Давайте представим, что мы превратились в маленьких капелек и поднимемся высоко-высоко. Сверху видны только крупные объекты: города, реки, озера, леса. Если сделать такой рисунок, то он будет называться схемой края.

10. Самостоятельная работа и проверка.

-У каждого из вас в конверте – схема нашего края в виде мозаики. Задание: собрать схему и прочитать слова на ней. Кто готов – зеленый сигнал. У кого возникают затруднения – красный. Помогайте друг другу, советуйтесь.

-Сравните мою схему и вашу (на доске – схема нашего края). Проверьте соседа.

11.Обобщение знаний, дополнение опорной схемы.

Слайды № 8,9.

- Рассмотрите схему. Найдите Неву.

-Откуда и куда течет Нева?

- Посмотрим на карте.

- Мы можем дополнить ответ на наш вопрос.

-Откуда ещё могут брать начало реки? (Схема дополняется словом – озеро.)

-И впадать реки тоже могут в озеро.

-Какие слова ещё прочитали на схеме? ( Мга, Тосна, Ижора, Охта)

-Это притоки Невы – реки, впадающие в Неву.

-Как пишутся все названия рек?

-А какая из этих рек протекает в нашем районе? Слайды № 10.

-Какие реки ещё протекают в Красногвардейском районе?

Задание для любознательных: съездить с родителями и посмотреть то место, где река Охта впадает в реку Неву и узнать, какие ещё реки протекают в нашем районе.

-Завершилось наше путешествие с Капелькой, и она просит вас сделать ей дома подарок: собрать схему и приклеить её в тетрадь. А сейчас соберите схему в конверт.

12. Беседа на экологическую тему.

- Пока мы путешествовали, Капелька сделала фотографию. Показ фото с изображением мусора на реке.

-Что вы видите?

- Хорошо ли поступают люди?

-Люди должны заботиться о чистоте рек, охранять их.

-Вот об этом мы поговорим на следующем уроке.

-Капелька приготовила для некоторых ребят задания к следующему уроку. Учитель раздаёт задания на следующий урок.

V.Подведение итогов, закрепление. Рефлексия.

-А сегодня, какое задание понравилось?

-Кого мы можем похвалить? За что?

-А кто себя может похвалить? За что?

-Капельке понравилось у нас на уроке. Она улыбается и неё хорошее настроение.

-Покажите своё настроение. (На втором изображении Капельки дети рисуют ротик)

У кого хорошее настроение?

-Вспомните, какой вопрос мы поставили в начале урока.

-Какую цель ставили перед собой?

-Муравьишка-Вопросик хочет узнать, ответили ли мы на его вопрос.

По опорной схеме дети отвечают на вопросы.

-Откуда могут брать начало реки?

-Куда могут впадать реки?

-О каких реках говорили?

-Какие новые слова узнали?

-Муравьишка и Мудрая Черепаха говорят вам спасибо, а Капелька дарит всем свои маленькие портреты.