Урок с ИКТ "Алгоритм". 3-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 3


Вид урока: комбинированный.

Оборудование:

  • “Информатика в играх и задачах”, 3 класс, учебник-тетрадь, Горячев А.В.
  • Мультимедийные проектор
  • Экран

Цели урока.

  • Обучающая: создать условия для формирования первичного представления о алгоритме.
  • Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышления для составления и выполнения .
  • Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – познакомиться с понятием алгоритм, “алгоритм действия”, “команда алгоритма”.
  • Развивающая – развитие алгоритмического мышления, внимания, воображения.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, сверка обучающихся по журналу.

II. Мотивационное начало урока

Ребята давайте познакомимся с профессором Фортраном и его другом котом Икс.

Кот лежит на кровати и читает книгу. Тут его позвал профессор:

- Икс, иди чистить картошку.

- Уже иду.

Чистят картошку.

- Эх робота бы сюда. – Говорит кот

- Робот не знает, как чистить картошку. Нужен алгоритм управления роботом. – ответил профессор.

- Ха! Пара пустяков!

- Пара пустяков? Сейчас проверим. Давай я буду роботом. Командуй!

- Робот Фортран, чисть картошку!

- Я чищу. – Чистит картошку носовым платком кота.

- Мой носовой платок! Остановись!

- Ты должен давать подробные и точные команды. Попробуй ещё раз.

- Робот Фортран! Возьми в правую руку нож и чисть картошку!

Профессор Фортран чистит рукояткой ножа.

- Опять не так. Лучше я сам почищу картошку.

- Теперь ты понял, что управлять роботами не просто? Нужен был другой алгоритм.

- А какой?

- Вот какой. Взять правой рукой нож за ручку. В левую руку взять нечищеную картошку. Острой стороной лезвия срезать у картошки всю кожуру. Положить картошку в кастрюлю. Если не вся картошка почищена, то вернуться к пункту 2. Конец работы.

Приложение 1.

III. Объяснение нового материала

III. 1 Понятие алгоритма, команды алгоритма.

Ребята, а что делали профессор Фортран и кот Икс?

А как кот Икс давал команды, в чем в начале была его ошибка?

Почему второй раз робот кота Икс, тоже не правильно сработал?

Что сделал профессор Фортран для того чтобы робот правильно заработал?

Давайте теперь мы с вами сами попробуем потренироваться в управлении действиями робота?

ИГРА “РОБОТ”.

Одному из ребят предлагается стать роботом он должен будет в точности выполнять все команды которые ему будут предлагаться без проявления догадливости. Если он по каким-то причинам не может сделать например наткнулся на стол, он должен сказать “Не могу выполнить команду”.

Остальные дети по очереди дают команды роботу. Если команда ошибочная учитель поправляет и объясняет почему он поправил.

Ребята сейчас вы давали команды, как вы их называли? (Правильно, последовательно). Правильно вы их задавали в определенной последовательности. Т.е. вы задавали план действий. План действий мы можем с вами назвать последовательностью шагов. Где вы в жизни делали последовательность “шагов”? (Распорядок дня, распорядок школьных занятий, зарядка и т.д.). Молодцы, итак план действий или план шагов – это алгоритм действия. Итак, какой вы каждый день выполняет алгоритм перед школой? (Сбор в школу, доехать до школы и т.д.).

Ребят каждый шаг в алгоритме принято называть командой. Т.е. то, что вы проговаривали роботу – это команды. В начале алгоритма принято записывать команду “Начало”, а в конце – команду “Конец”.

III.2 Последовательность команд в алгоритме.

Давайте, теперь вместе с вами выполним Задание 1 и поможем роботу Бобу разобраться в командах. Для начала внимательно посмотрите на рисунки, подпишете их и пронумеруйте. Не забывайте, что Боб впервые сажает дерево и поэтому мы ему должны давать чёткие команды.

Учитель последовательно опрашивает учеников, корректирует ответы и наводит на правильные. Ребята называют картинку, проговаривают команду и если картинка выбрана правильно и команда проговорена правильно, учитель показывает слайд с правильной командой.

Приложение 2.

Алгоритм “Посади дерево”

  1. Начало
  2. Принеси лопату, лейку и саженец
  3. Выкопай ямку
  4. Поставь саженец в ямку
  5. Засыпь ямку землёй
  6. Налей воды в лейку
  7. Полей саженец
  8. Отнеси лопату и лейку
  9. Конец

III.3 Ошибки в алгоритме.

Задание 2. Давайте разберёмся почему же заболел Янт, внимательно посмотрите, какие он сделал ошибки. Обучающиеся описывают картинки с ошибками Янта.

После они проговаривают варианты алгоритма. Выбирается наилучший, еще раз проговаривается и записывается в тетради и на экране.

Приложение 3.

Алгоритм “Съешь банан”

  1. Начало
  2. Вымой руки
  3. Возьми банан
  4. Вымой банан
  5. Очисти банан от кожуры
  6. Выброси кожуру в мусорное ведро
  7. Съешь мякоть банана
  8. Конец

III. 4 Выполнение алгоритма

Обучающимся предлагается написание “Диктанта по клеточкам”, выполненное под диктовку учителя строго по его алгоритму. После чего обучающиеся должны сказать, что у них получилось.

IV. Итоги урока

Сегодня мы узнали что такое алгоритм, что при его помощи можно описать любое действие.

V. Домашнее задание.

Задание 3 – обратить внимание, что в этом задание нужно составить алгоритм.

Задание 4 – обратить внимание, что нужно выполнить в точности алгоритм.

Литература

1. Зарецкий А.В., Труханов А.В. Энциклопедия, написанная профессором Фортраном. Москва “Просвещение”, 1990 г.