Вид урока:
комбинированный.Оборудование:
Цели урока.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – познакомиться с понятием алгоритм, “алгоритм действия”, “команда алгоритма”.
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, внимания, воображения.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, сверка обучающихся по журналу.
II. Мотивационное начало урока
Ребята давайте познакомимся с профессором Фортраном и его другом котом Икс.
Кот лежит на кровати и читает книгу. Тут его позвал профессор:
- Икс, иди чистить картошку.
- Уже иду.
Чистят картошку.
- Эх робота бы сюда. – Говорит кот
- Робот не знает, как чистить картошку. Нужен алгоритм управления роботом. – ответил профессор.
- Ха! Пара пустяков!
- Пара пустяков? Сейчас проверим. Давай я буду роботом. Командуй!
- Робот Фортран, чисть картошку!
- Я чищу. – Чистит картошку носовым платком кота.
- Мой носовой платок! Остановись!
- Ты должен давать подробные и точные команды. Попробуй ещё раз.
- Робот Фортран! Возьми в правую руку нож и чисть картошку!
Профессор Фортран чистит рукояткой ножа.
- Опять не так. Лучше я сам почищу картошку.
- Теперь ты понял, что управлять роботами не просто? Нужен был другой алгоритм.
- А какой?
- Вот какой. Взять правой рукой нож за ручку. В левую руку взять нечищеную картошку. Острой стороной лезвия срезать у картошки всю кожуру. Положить картошку в кастрюлю. Если не вся картошка почищена, то вернуться к пункту 2. Конец работы.
III. Объяснение нового материала
III. 1 Понятие алгоритма, команды алгоритма.
Ребята, а что делали профессор Фортран и кот Икс?
А как кот Икс давал команды, в чем в начале была его ошибка?
Почему второй раз робот кота Икс, тоже не правильно сработал?
Что сделал профессор Фортран для того чтобы робот правильно заработал?
Давайте теперь мы с вами сами попробуем потренироваться в управлении действиями робота?
ИГРА “РОБОТ”.
Одному из ребят предлагается стать роботом он должен будет в точности выполнять все команды которые ему будут предлагаться без проявления догадливости. Если он по каким-то причинам не может сделать например наткнулся на стол, он должен сказать “Не могу выполнить команду”.
Остальные дети по очереди дают команды роботу. Если команда ошибочная учитель поправляет и объясняет почему он поправил.
Ребята сейчас вы давали команды, как вы их называли? (Правильно, последовательно). Правильно вы их задавали в определенной последовательности. Т.е. вы задавали план действий. План действий мы можем с вами назвать последовательностью шагов. Где вы в жизни делали последовательность “шагов”? (Распорядок дня, распорядок школьных занятий, зарядка и т.д.). Молодцы, итак план действий или план шагов – это алгоритм действия. Итак, какой вы каждый день выполняет алгоритм перед школой? (Сбор в школу, доехать до школы и т.д.).
Ребят каждый шаг в алгоритме принято называть командой. Т.е. то, что вы проговаривали роботу – это команды. В начале алгоритма принято записывать команду “Начало”, а в конце – команду “Конец”.
III.2 Последовательность команд в алгоритме.
Давайте, теперь вместе с вами выполним Задание 1 и поможем роботу Бобу разобраться в командах. Для начала внимательно посмотрите на рисунки, подпишете их и пронумеруйте. Не забывайте, что Боб впервые сажает дерево и поэтому мы ему должны давать чёткие команды.
Учитель последовательно опрашивает учеников, корректирует ответы и наводит на правильные. Ребята называют картинку, проговаривают команду и если картинка выбрана правильно и команда проговорена правильно, учитель показывает слайд с правильной командой.
Алгоритм “Посади дерево”
- Начало
- Принеси лопату, лейку и саженец
- Выкопай ямку
- Поставь саженец в ямку
- Засыпь ямку землёй
- Налей воды в лейку
- Полей саженец
- Отнеси лопату и лейку
- Конец
III.3 Ошибки в алгоритме.
Задание 2. Давайте разберёмся почему же заболел Янт, внимательно посмотрите, какие он сделал ошибки. Обучающиеся описывают картинки с ошибками Янта.
После они проговаривают варианты алгоритма. Выбирается наилучший, еще раз проговаривается и записывается в тетради и на экране.
Алгоритм “Съешь банан”
- Начало
- Вымой руки
- Возьми банан
- Вымой банан
- Очисти банан от кожуры
- Выброси кожуру в мусорное ведро
- Съешь мякоть банана
- Конец
III. 4 Выполнение алгоритма
Обучающимся предлагается написание “Диктанта по клеточкам”, выполненное под диктовку учителя строго по его алгоритму. После чего обучающиеся должны сказать, что у них получилось.
IV. Итоги урока
Сегодня мы узнали что такое алгоритм, что при его помощи можно описать любое действие.
V. Домашнее задание.
Задание 3 – обратить внимание, что в этом задание нужно составить алгоритм.
Задание 4 – обратить внимание, что нужно выполнить в точности алгоритм.
Литература
1. Зарецкий А.В., Труханов А.В. Энциклопедия, написанная профессором Фортраном. Москва “Просвещение”, 1990 г.