Программа: Школа России.
Учебник: Моро М.И. Математика. 2 класс. 1 часть. – М.: Просвещение, 2010 – с. 66-67
Цели урока.
1. Закреплять умение записывать буквенные выражения и находить их значения при данных значениях букв.
2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
3. Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, умение обобщать и анализировать.
4. Воспитывать познавательный интерес и любовь к математике.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, Моро М. И. Математика: Учебник для 2 класса, мел, доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подравнялись, улыбнулись друг другу и пожелаем удачи.
А теперь настроились на работу, тихо сели. Открываем тетради и записываем число.
Самоопределение к деятельности.
На доске записаны выражения:
а+в+с 6+9
а+в 27-4
12-а 46+7-2
Прочитайте записи.
- Как назовёте их одним словом? (Выражения.)
- На какие две группы можно разбить все выражения? (Первая группа – это числовые выражения, вторая группа – буквенные выражения.)
- А сейчас прочитайте числовые выражения разными способами и назовите их значения.
- Итак, мы умеем числовые выражения читать, записывать и находить их значения.
- А теперь прочитайте и запишите буквенные выражения. Можем ли мы найти их значения? Значит, чему мы должны научиться сегодня? (Научимся читать, записывать и находить значения буквенных выражений.)
- Какой же будет тема сегодняшнего урока?
(Буквенные выражения. На экране: слайд №1.) Приложение 1.
Прочитаем все вместе девиз нашего урока (слайд № 2).
2. Актуализация знаний
1. А сейчас, как всегда, гимнастика для ума (слайд №3). Сначала поиграем в игру “Лабиринт” (слайд №4).
- Героев какой сказки вы видите на рисунке? (Белоснежка и 7 гномов)
- Мы должны помочь выбраться Белоснежке из подземелья. (Подземелье – помещение, пещера над поверхностью земли.) Но до неё дойти не так уж просто. По пути встречаются различные препятствия. Там, где линии выделены – это глухая стена. Давайте, решая цепочку примеров, попытаемся найти верную дорогу к Белоснежке. В этом нам помогут герои сказки – гномы. Именно они являются указателями дороги.
- Молодцы, мы с вами справились с этим заданием – выручили Белоснежку.
2. А теперь давайте выполним задание на внимание, на быстроту и логику (слайд №5).
- Найдите закономерность и используйте её при решении данного задания.
У вас у всех на партах лежат листочки с таким же заданием. Вместо “?” вы должны поставить правильные ответы. Выполняем задание на время (1 мин.). В течение урока я проверю ваши работы и поставлю оценки.
3. Теперь работаем по учебнику (стр.66). Нашли морского котика, который жонглирует шарами. Наша задача – найти закономерность и правильно вставить пропущенные числа в свободные шарики. Эти числа мы сейчас записываем с вами в тетради. Пишем очень красиво, через клетку и при этом всегда помним правило. Какое? (Цифра должна занимать правую половину клетки).
- Проверим, какие числа пропущены? (56, 67, 89)
- Как вы нашли эти пропущенные числа? (Число единиц увеличивается на одну единицу и число десятков увеличивается на один десяток. Каждое число увеличивается на 11.)
3. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику (№ 5, стр.66)
d | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
d – 5 | 1 | ||||
d + 10 | 16 |
d – 5 и d + 10 – Что это? (Буквенные выражения)
- Как вычислить решить такое буквенное выражение? (Вместо буквы можно подставить любое число)
- Как получили число 1? (Букву d заменили числом 6. Получилось выражение 6 – 5. Разность равна 1)
- Как получить следующее число 2-ой строки? (d = 7, 7 – 5 = 2)
Аналогично закончить строку.
- Как получили число 16? (Букву заменили числом 6. Получилось выражение 6 + 10. Сумма равна 16.)
Как получить следующее число 3-ей строки? (В = 7, 7 + 10 = 17)
Аналогично закончить строку.
2. Работа по учебнику (№ 5, стр.66)
Это задание выполняем по вариантам.
Сумму чисел a+8 находит 1 вариант.
Разность чисел a-8 находит 2 вариант.
Закончили, проверим (слайд № 6).
Упражнения в чтении и записи буквенных выражений.
Мы теперь научились находить значения буквенных выражений. Эти знания нам пригодятся при решении уравнений на следующих занятиях.
4. Составление памятки. (Работа в группах.)
1. Прочитать.
2. Записать.
3. Подставить в выражение.
4. Вычислить.
5. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз (игра с лазерным лучиком).
Встали прямо, проведём гимнастику для глаз.
Закрыли глаза, открыли. Найдите лучик и следите за лучиком.
Работают только глазки, а головку не двигаем.
(Упражнения из методики В.Ф.Базарного)
6. Работа над задачами.
1) № 8, стр.66.
Прочитайте задачу. О чем в ней говорится? (О книгах, которые стоят на полке.)
- Что говорится о книгах? (На одной полке - 32 книги, на другой - 40 книг)
- Что сделали с книгами? (Выдали детям 20 книг)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько книг осталось?)
- Составим краткую запись решения задачи.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
- Почему? (Мы не знаем сколько всего было книг?)
- А можем мы узнать сколько книг было всего? (Да)
- Кто хочет решить задачу у доски?
- Решение задачи на доске.
1) 32+40=72 (кн.) - на двух полках.
2) 72-20=52 (кн.)
Ответ: 52 книги осталось на этих полках.
- Подумайте, можно решить задачу другими способами? А как?
Предположим, что книги выдали с первой полки. Тогда как решить задачу?
Запишите решение самостоятельно.
А теперь проверим (слайд № 7).
1) 32 – 20 = 12 (кн.) – осталось на 1 полке.
2) 12 + 40 = 52 (кн.)
Ответ: 52 книги осталось на этих полках.
- А можно решить ещё другим способом? (Да)
Запишите решение. (Слайд № 8)
1) 40 – 20 = 20 (кн.) – осталось на 2 полке.
2) 20 + 32 = 52 (кн.)
Ответ: 52 книги осталось на этих полках.
- Что скажете о полученных ответах? (Они одинаковые)
- Всегда ли такую задачу можно решить 3-мя способами? (Да. Нет.)
- Мнения разделились. Поясните свой ответ те, кто считает, что 3-мя способами решить задачу можно не всегда.
- После обсуждения, приходим к выводу:
Если количество книг больше 32, то задачу можно решить 2-мя способами. Если количество книг будет больше 40, то задачу можно будет решить только одним способом.
- Что мы повторили? (Решение задач несколькими способами.)
- Мы еще раз убедились, задачу можно решить разными способами.
2. № 7, стр.6.
А теперь перейдём к геометрическому материалу.
- Что надо делать в этом задании?
- Начертите отрезки. А теперь решим эту задачу..
- Что мы должны делать для решения этой задачи? (Перевести величины в одинаковое наименование)
- Какой длины первый отрезок? (50 мм)
- Второй? (5 см 2 мм)
- Что значит 5 см 2 мм? (52 мм)
- Каким действием решаются задачи на разностное сравнение?
Покажите на пальцах, расскажите правило.
Самостоятельное решение задачи, проверка.
52 – 50 = 2 (мм)
Ответ: на 2 мм длина второго отрезка больше длины первого отрезка.
7. Итог урока.
Итак, урок у нас потихоньку подходит к концу (слайд № 9).
Дети записывают буквы. Прочитаем хором слово (слайд № 10). (Молодцы!)
- Чем сегодня мы с вами занимались на уроке? (Записывали буквенные выражения, находили значения буквенных выражений, составили памятку для нахождения буквенных выражений, решали задачи разными способами, чертили отрезки и их сравнивали, разгадывали лабиринт).
- Что узнали нового? (Узнали, что если изменятся данные задачи, то и количество способов решения тоже может измениться.)
Мы с вами вначале урока провели задание на логику. С этим заданием на “отлично” справились (называю фамилии учеников).
Анализируем это задание мы на следующем уроке.
8. Домашнее задание.
№ 2, стр.67.