Правописание непроизносимых согласных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • дать учащимся первоначальное понятие о непроизносимых согласных в слове;
  • развивать навык графического выделения орфограммы;
  • способствовать развитию речи, кругозора, памяти, внимания, прививать внимание к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели и задач и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

– Сегодняшний урок я начну не с привычных для вас слов: «Откройте тетради,  пишем число, тему урока», а с очень древней мудрой легенды:

«Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейшая, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!»

– И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка  и повторить правописание непроизносимых согласных в корнях слов.

III. Актуализация знаний

На доске записаны слова:

Тяжёлый, дверной, честный, лёгкий, почтовый, воздушный, улыбка, позволил, ошибка, скворечник.

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам.

– Прочитайте внимательно слова, записанные на доске, разделите их на группы по орфограммам, запишите в тетрадь, затем докажите, по какому принципу разделили их на группы.
– Почему одно слово не разместили в какой-либо столбик?
– Почему так считаете?
– Почему вы считаете, что слово честный нельзя записать ни в один из двух столбиков?
– Эта орфограмма и подскажет нашу сегодняшнюю тему урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1. Прочитайте стихотворение, записанное на уроке.
Здра…ствуй, радос…ное со…нце,
Вес…ник летнего тепла!
Словно праз…ник, к нам в оконце
Постучалось ты с утра.
Дай блес…нуть лучам прелес…ным,
Всю окрес…ность озари,
И шагай путём извес…ным
От зари и до зари.

– Как вы думаете, почему стоят точки в словах? (В этих словах есть орфограммы, звук не произносится, а буква пишется.)
– Почему вы решили, что нужно вместо точек писать какую-то букву? (Подобрали проверочное слово.)
– Прокомментируйте более подробно написание слов. (Здравствуй – непроизносимый звук [В], т.к. в проверочном слове здравие этот звук есть, только мягкий, поэтому пишем букву в.)

Подобным образом дети подбирают однокоренные слова ко всем остальным словам.

– Сформируем правило, которым вы пользовались при проверке слов. (Выслушать ответы учеников, а затем правило прочитать в учебнике.)

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно вам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

Повторить правило в стихотворной форме несколько раз вслух хором.

2. Выборочное письмо. Из стихотворения выписать слово с непроизносимыми согласными.

Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно.

– Назовите слова, которые вы писали, устно подберите к ним проверочные слова.

V. Первичная проверка понимания

3. Работа с учебником

Упр. 48 – устно;
Упр. 49 – письменно. После записи упражнения в тетрадь, предложить следующие знания:

– Подберите синонимы к именам прилагательным грустный, счастливый, прелестный.

Упр. 50 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (т. е. текст для проверки записан на доске).

– Так какую тему мы начали изучать?
– Как проверить написание непроизносимого согласного звука в корне слова?

VI. Первичное закрепление

1. Зрительно-слуховой диктант по упр. 53

– Первое и последнее предложение разобрать по членам предложения.
– Что знаем о написании разделительныхъ и ь?

2. Слого-звуковой анализ слова яростный
3. Словарная работа

– Выпишите словарные слова, припишите к ним любое слово, чтобы получилось словосочетание.

Что растет у Натки
На зеленой грядке?
Свекла, репа, сельдерей,
Вот лучок стоит – порей.
Тут у нашей Натки
Рос горошек сладкий,
Да и здесь не пусто –
Морковка и капуста.
Тут томат и перец здесь,
И чеснок на грядке есть,
И зеленый молодец –
Под листочком огурец
Патисон и кабачок.
Вот салат и баклажаны…
– Ну а где же здесь бананы?
– Не ищите вы их тут:
Они в Африке растут.

VII. Домашнее задание

Упр. 50 – устно, приготовиться к записи по памяти.

– В словаре найти 15 слов с непроизносимыми  согласными, записать их рядом вместе с проверочными словами, правило написания непроизносимых  согласных в корне выучить.

VIII. Рефлексия, подведение итогов урока

– Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?
– Каким образом вы справились с этим затруднением?
– Кто запомнил правило в стихотворной форме? Помогите своим товарищам, которые не успели его запомнить, выучить правило в стихах.