Занятие в подготовительной группе. Подготовка к обучению грамоте "Весеннее пробуждение"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Учить детей определять границы предложения, грамматическое значение слова в предложении (слово-предмет, слово-действие, слово-признак), учить выделять предлоги и союзы, опираясь на слуховое ритмическое восприятие (длинное-короткое).
  2. Учить детей составлять рассказ по личным впечатлениям от услышанного с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

  1. Учить составлять простое предложение с союзом И, осложнённое однородными сказуемыми, и его схему. («Мохнатый медвежонок проснулся и вылез из берлоги»).
  2. Учить детей определять и воспроизводить интонацию предложения (вопросительную, повествовательную, восклицательную).
  3. Учить ориентироваться на листе бумаги с помощью словесного указания.
  4. Развивать мышление, навык звукового и слогового анализа и синтеза.
  5. Развивать эмпатию (психогимнастика).
  6. Развивать навык коллективной работы по мнемотаблице.
  7. Развивать мелкую моторику.
  8. Закрепить навык дифференциации сезонных изменений в природе.
  9. Закрепить знание графем – В, Е, С, Н, А.

Материал:

  • схемы модели для звукового и слогового анализа слова и словесного предложения;
  • схемы-модели с изображением сезонных изменений в природе;
  • листы бумаги в крупную клетку для каждого ребёнка;
  • кроссворд, простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель раздает детям карточки (модели с изображением сезонных изменений в природе) и уточняет, каким цветом мы обозначаем каждое из времён года. (Например, зима – синим, весна – красным, лето – зеленым, осень – желтым).

Воспитатель: Каждый из вас по очереди будет выкладывать свою карточку на то время года, которому оно соответствует.

2. Разгадывание кроссворда.

Слоговой анализ слов и звуковой анализ слова «ВЕСНА».

Воспитатель: Разгадав кроссворд, мы узнаем, о каком времени года пойдёт речь на занятии.

Воспитатель читает детям загадки, они отгадывают их (на доске подсказки-картинки). Ответы записывает воспитатель.

По горизонтали:

1. Только снег сойдёт едва,
Появляется она. (Трава)
В голубой рубашке,
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)

2. Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)

3. Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. (Подснежник.)

4. По ней кораблики пускают
Когда уходят холода,
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда! (Лужа.)

По вертикали:

1. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна.)

Для звукового анализа воспитатель раздает детям модели.

3. Физкультурная минутка «ВЕСНА».

Воспитатель: Поздняя весна на Севере. Давайте позовём её.

Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью, (Идут в противоположную сторону.)
С великой милостью:
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.)
С хлебом обильным. (Взявшись за руки, высоко поднимают руки вверх.)

4. Игра «Четвёртый – лишний».

Воспитатель выставляет картинки с изображениями волка оленя, медведя, зайца.

Воспитатель: Дети подумайте, кто из животных здесь лишний и почему?

Дети: Медведь, потому что он всю зиму спит.

5. Игра с мячом «Давайте посчитаем». Согласование словосочетания сущ. + прил. С числительными от одного до десяти.

Воспитатель: Как зовут детёныша медведя?

Дети: Медвежонок.

Воспитатель: В лесу у медведиц родилось за зиму десять мохнатых медвежат. Давайте их посчитаем.

Дети: Один мохнатый медвежонок, два мохнатых медвежонка... (Передают мяч друг другу.)

6. Составление распространённого предложения, осложнённого однородными сказуемыми.

Воспитатель: Кого мы с вами сейчас считали?

Дети: Мохнатых медвежат.

Воспитатель: Много мохнатых медвежат, а один...

Дети: Мохнатый медвежонок.

Воспитатель: Определите значение каждого слова в словосочетании.

Дети: Мохнатый – слово-признак, медвежонок – слово-предмет.

Воспитатель: Попробуйте составить «весеннее» предложение со словосочетанием «мохнатый медвежонок». Что необычного, весеннего происходит с медвежонком весной?

Дети: Мохнатый медвежонок просыпается и вылезает из берлоги.

Воспитатель: Составьте схему этого предложения.

Дети выкладывают схемы-модели с изображением слов-признаков и слов-предметов, слов-действий и коротких слов.

Воспитатель: Сколько в этом предложении слов-предметов? Чем они отличаются?

Дети: Одно из них главное» над подлежащим выкладывается корона.

7. Работа над интонацией.

Воспитатель: Произнесите это предложение так, будто вы спрашивайте о медвежонке.

- Какой знак мы должны поставить в конце предложения?

- А теперь сообщите это радостно, восторженно. Какой знак ставим?

8. Психогимнастика.

Воспитатель: Представьте себе, что вы маленькие медвежата. Вы спите в тёплой берлоге, вам уютно и спокойно. Вдруг вам на нос попадает капелька воды, а за ней другая, третья. Вы решили посмотреть, что происходит...

9. Составление рассказа по мнемотаблице.

Воспитатель: Чтобы каждый из вас превратился в медвежонка и рассказал, что происходит на улице, давайте вернёмся к началу нашего занятия, повторим, какие изменения происходят в природе весной.

9.1. Коллективное составление мнемотаблицы.

  1. Какое время года? (Наступила долгожданная весна.)
  2. Солнце. (Светит яркое солнце.)
  3. Проталины, лужи. (Снег быстро тает, и появляются первые проталины и лужи.)
  4. Ручеек. (По дорогам побежали веселые ручейки.)
  5. Деревья. (На деревьях набухают почки.)
  6. Улыбка. (Мы рады весне.)
1.

2.

3.

4.

5.

6.

9.2. Словарно-лексическая работа. Игра с мячом «Какой, какая, какое?»

  1. Солнце весной какое? ...
  2. Сугробы ...
  3. Небо ...
  4. Лужи ...
  5. Ручьи ...

9.3. Составление рассказа детьми.

Воспитатель: А теперь вы все – маленькие мохнатые медвежата. Высунули нос из берлоги и увидели...

Дети с опорой на мнемотаблицу рассказывают о весне.

10. Пальчиковая гимнастика.

Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу.)
Принеси ржаной колосок, (Загибают пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинца.)
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

11. Печатанье слова «ВЕСНА».

Воспитатель: Мы с вами знаем уже все буквы. И сейчас мы напечатаем слово ВЕСНА. Найдите на листе верхний левый угол, отсчитайте две клетки вправо, две клетки вниз, поставьте точку. Проведите вниз линию, длинной в две клетки. Это высота ваших букв, а ширина – одно клетка, расстояние между буквами тоже одна клетка.