Цель:
- Учить детей определять границы предложения, грамматическое значение слова в предложении (слово-предмет, слово-действие, слово-признак), учить выделять предлоги и союзы, опираясь на слуховое ритмическое восприятие (длинное-короткое).
- Учить детей составлять рассказ по личным впечатлениям от услышанного с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
- Учить составлять простое предложение с союзом И, осложнённое однородными сказуемыми, и его схему. («Мохнатый медвежонок проснулся и вылез из берлоги»).
- Учить детей определять и воспроизводить интонацию предложения (вопросительную, повествовательную, восклицательную).
- Учить ориентироваться на листе бумаги с помощью словесного указания.
- Развивать мышление, навык звукового и слогового анализа и синтеза.
- Развивать эмпатию (психогимнастика).
- Развивать навык коллективной работы по мнемотаблице.
- Развивать мелкую моторику.
- Закрепить навык дифференциации сезонных изменений в природе.
- Закрепить знание графем – В, Е, С, Н, А.
Материал:
- схемы модели для звукового и слогового анализа слова и словесного предложения;
- схемы-модели с изображением сезонных изменений в природе;
- листы бумаги в крупную клетку для каждого ребёнка;
- кроссворд, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Когда это бывает?»
Воспитатель раздает детям карточки (модели с изображением сезонных изменений в природе) и уточняет, каким цветом мы обозначаем каждое из времён года. (Например, зима – синим, весна – красным, лето – зеленым, осень – желтым).
Воспитатель: Каждый из вас по очереди будет выкладывать свою карточку на то время года, которому оно соответствует.
2. Разгадывание кроссворда.
Слоговой анализ слов и звуковой анализ слова «ВЕСНА».
Воспитатель: Разгадав кроссворд, мы узнаем, о каком времени года пойдёт речь на занятии.
Воспитатель читает детям загадки, они отгадывают их (на доске подсказки-картинки). Ответы записывает воспитатель.
По горизонтали:
1. Только снег сойдёт едва,
Появляется она. (Трава)
В голубой рубашке,
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)2. Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)3. Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. (Подснежник.)4. По ней кораблики пускают
Когда уходят холода,
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда! (Лужа.)
По вертикали:
1. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна.)
Для звукового анализа воспитатель раздает детям модели.
3. Физкультурная минутка «ВЕСНА».
Воспитатель: Поздняя весна на Севере. Давайте позовём её.
Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью, (Идут в противоположную сторону.)
С великой милостью:
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.)
С хлебом обильным. (Взявшись за руки, высоко поднимают руки вверх.)
4. Игра «Четвёртый – лишний».
Воспитатель выставляет картинки с изображениями волка оленя, медведя, зайца.
Воспитатель: Дети подумайте, кто из животных здесь лишний и почему?
Дети: Медведь, потому что он всю зиму спит.
5. Игра с мячом «Давайте посчитаем». Согласование словосочетания сущ. + прил. С числительными от одного до десяти.
Воспитатель: Как зовут детёныша медведя?
Дети: Медвежонок.
Воспитатель: В лесу у медведиц родилось за зиму десять мохнатых медвежат. Давайте их посчитаем.
Дети: Один мохнатый медвежонок, два мохнатых медвежонка... (Передают мяч друг другу.)
6. Составление распространённого предложения, осложнённого однородными сказуемыми.
Воспитатель: Кого мы с вами сейчас считали?
Дети: Мохнатых медвежат.
Воспитатель: Много мохнатых медвежат, а один...
Дети: Мохнатый медвежонок.
Воспитатель: Определите значение каждого слова в словосочетании.
Дети: Мохнатый – слово-признак, медвежонок – слово-предмет.
Воспитатель: Попробуйте составить «весеннее» предложение со словосочетанием «мохнатый медвежонок». Что необычного, весеннего происходит с медвежонком весной?
Дети: Мохнатый медвежонок просыпается и вылезает из берлоги.
Воспитатель: Составьте схему этого предложения.
Дети выкладывают схемы-модели с изображением слов-признаков и слов-предметов, слов-действий и коротких слов.
Воспитатель: Сколько в этом предложении слов-предметов? Чем они отличаются?
Дети: Одно из них главное» над подлежащим выкладывается корона.
7. Работа над интонацией.
Воспитатель: Произнесите это предложение так, будто вы спрашивайте о медвежонке.
- Какой знак мы должны поставить в конце предложения?
- А теперь сообщите это радостно, восторженно. Какой знак ставим?
8. Психогимнастика.
Воспитатель: Представьте себе, что вы маленькие медвежата. Вы спите в тёплой берлоге, вам уютно и спокойно. Вдруг вам на нос попадает капелька воды, а за ней другая, третья. Вы решили посмотреть, что происходит...
9. Составление рассказа по мнемотаблице.
Воспитатель: Чтобы каждый из вас превратился в медвежонка и рассказал, что происходит на улице, давайте вернёмся к началу нашего занятия, повторим, какие изменения происходят в природе весной.
9.1. Коллективное составление мнемотаблицы.
- Какое время года? (Наступила долгожданная весна.)
- Солнце. (Светит яркое солнце.)
- Проталины, лужи. (Снег быстро тает, и появляются первые проталины и лужи.)
- Ручеек. (По дорогам побежали веселые ручейки.)
- Деревья. (На деревьях набухают почки.)
- Улыбка. (Мы рады весне.)
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
9.2. Словарно-лексическая работа. Игра с мячом «Какой, какая, какое?»
- Солнце весной какое? ...
- Сугробы ...
- Небо ...
- Лужи ...
- Ручьи ...
9.3. Составление рассказа детьми.
Воспитатель: А теперь вы все – маленькие мохнатые медвежата. Высунули нос из берлоги и увидели...
Дети с опорой на мнемотаблицу рассказывают о весне.
10. Пальчиковая гимнастика.
Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу.)
Принеси ржаной колосок, (Загибают пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинца.)
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
11. Печатанье слова «ВЕСНА».
Воспитатель: Мы с вами знаем уже все буквы. И сейчас мы напечатаем слово ВЕСНА. Найдите на листе верхний левый угол, отсчитайте две клетки вправо, две клетки вниз, поставьте точку. Проведите вниз линию, длинной в две клетки. Это высота ваших букв, а ширина – одно клетка, расстояние между буквами тоже одна клетка.