Цели урока:
- Углубление знаний о физико-географических закономерностях на примере Байкала.
- Изучение Байкала и его окрестностей.
- Формирование чувства любви к родной природе.
- Формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала и их причин.
- Развитие навыков работы со справочными материалами.
Оборудование:
- Физическая карта России.
- Физическая карта гор юга Сибири.
- Географические атласы для 8-го класса.
- Картины озера Байкал.
- Проектор
- Компьютер
- Карточки с вопросами
Ход урока
На доске записаны слова А. Твардовского “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”.
II. Изучение новой темы.
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной.
И весь – до донышка – просвечен,
И весь - до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин-
И в этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
(М. Сергеев)
- Сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы. Байкал – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Познакомимся с ним подробнее.
- А что вам известно о Байкале?
Ребята могут записать свои сведения в тетрадь и оформить записи в виде таблицы:
знаю |
хочу узнать |
новая для меня информация |
- Ребята, полученные вопросы объединим в блоки.
1.Географическое положение озера
2. История открытия.
3. Геологическая история происхождения озёрной котловины.
4. Климат Байкала.
5. Уникальность воды озера.
6. Органический мир озера.
7. Экологические проблемы озера.
Класс можно разделить на группы с целью более полного изучения природы Байкала и его проблем.
1 группа – Историки
2 группа – Геологи и геоморфологи
3 группа – Гидрологи
4 группа – Климатологи
5 группа – Зоологи и ботаники
6 группа – Экологи
Группы специалистов получают карточки для изучения своей проблемы и работают с материалом учебника, картами и дополнительной литературой.
Историки
- Как называют Байкал буряты – коренное население побережья Байкала?
- Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?
- Что такое “Житие протопопа Аввакума”?
- Когда впервые на берегах озера появились русские?
- Кто из учёных занимался изучением Байкала?
- Какой статус имеет озеро в настоящее время?
Геологи и геоморфологи
- Какие очертания имеет озеро, почему?
- Почему озеро является самым глубоким в мире?
- Каков возраст котловины озера Байкал?
- Каков характер берегов озера?
- Какими породами сложены берега озера?
- Какие острова находятся в озере?
Гидрологи
- В чём уникальность воды Байкала?
- Химический состав воды.
- Прозрачность воды.
- Движение воды.
- Температура воды, ледовый режим.
- Реки, впадающие в озеро.
- Реки, вытекающие из озера.
Климатологи
- Каков климат Прибайкалья?
- Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.
- Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие?
Зоологи и ботаники
- В чём уникальность фауны озера Байкал?
- Чем уникальна рыбка голомянка?
- Какую роль играет планктон озера?
- Какое животное имеет промысловое значение?
- Каков тип растительности Прибайкалья?
- Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.
Экологи
- Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?
- В чём значение озера Байкал для человека и для природы?
- В чём причины изменения природы озера Байкал?
- Каковы пути решения проблем Байкала?
Ребятам даётся 10-15 минут, после чего предоставляется слово каждой группе для выступления. Остальные слушают и могут записывать. ( Рассказ детей можно сопровождать презентацией)
Отчёт историков:
Буряты называют Байкал – “Байгал-далай”, что означает “Байкал- море”. Русские появились на берегах Байкала в 1643 году – казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В XVIII веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях “Житие протопопа Аввакума” содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.
Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Учёные до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал.
Байкал изучали: Л.С.Берг, И.Д.Черский, В.А.Обручев и другие.
Отчёт геологов и геоморфологов.
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое происхождение. Очертания озера продолговатые – соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина – от 24 до 79 км.
Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620м. Причина большой глубины озера в его происхождении – тектонический разлом. Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На Байкале 27 островов, самый большой остров – Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину).
Отчёт гидрологов.
Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. солёность воды равна 0.1 0 /00 ) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала.
В озеро впадает 336 рек и речушек, самая крупная из них – Селенга. И лишь одна Ангара вытекает из озера Байкал. Вода в озере круглый год холодная, температура 10-120 С. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает сарма – ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперёк озера.
Байкал уникален и огромным объёмом воды. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.
Отчёт климатологов.
Климат Прибайкалья резко-континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января -240С, а на побережье -14-170С. Лето на берегах озера прохладное, средняя температура июля +150С. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северо-восточный ветер – баргузин, или верховик, дующий вдоль озера.
На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.
Отчёт зоологов и ботаников.
Органический мир Байкала уникален. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть из которых – водоросли. 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.
Отчёт экологов.
Уникальное по своей природе озеро имеет живописные берега и острова. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы, сосны. Кедр – это ценные орехи, которые служат пищей для обитателей тайги и для человека. Масло кедровых орехов используют в медицине и оптике. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекают множество туристов.
В XX веке на берегах Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат, который в значительной степени загрязняет воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъёму воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.
Необходимы природоохранные мероприятия:
- Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
- Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу.
- Запретить молевой сплав древесины по рекам.
- Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.
- Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами.
- Поднять экологическую культуру населения.
В конце урока подводится итог:
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая,
А с нею три сотни речушек и рек,-
Струи, как косы перебирая,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить здесь омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не “целлюлозило”,
Чтоб достояньем народа ты стал,
Славное море – священный Байкал?
III. Домашнее задание: Подготовиться к игре “Байкальская регата”.
Литература
- Я иду на урок географии: Физическая география России: Книга для учителя. – М., 2000
- И.И. Баринова Современный урок географии, М.: Школа – Пресс, 2000.