Обучение детей старшего дошкольного возраста навыкам звукового анализа и синтеза

Разделы: Логопедия


Вопрос о подготовке к школе детей с речевыми нарушениями очень актуален. Речевое развитие дошкольника является одним из главных показателей его готовности к обучению. Решая этот вопрос, логопед в первую очередь исправляет детям звукопроизношение, так как четкое и правильное произношение звуков родного языка особенно важно в период обучения грамоте. Письменная речь формируется на основе устной. Нарушение устной речи часто приводят к неуспеваемости ребенка.

Умения правильно произносить и различать звуки недостаточно для успешного обучения ребенка в школе. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа. Перед логопедом встают задачи:

- развивать слуховое восприятие, речевой слух;

- развивать и совершенствовать у дошкольников фонетические знания и умения;

- формировать навыки восприятия и различения звуков речи;

- обучать детей старшего дошкольного возраста навыку звукового анализа;

- закреплять знания об изученных звуках

- учить характеризовать звуки (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой)

- учить находить местоположения звука в словах (начало, середина, конец)

- учить строить звуковую (небуквенную) модель отражающую количество, последовательность звуков в слове, и учить характеризовать их.

В.К.Орфинская писала: “Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально”. А.Н. Гвоздев в своей книге “Формирование у ребенка грамматического строя русского языка” отмечает, “хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится”. Действительно, вряд ли доступно дошкольнику выделить гласные, последний и первый согласные звуки, установить количество слогов в слове. Очень важно научить ребенка всему этому, и помощь должна быть квалифицированной, поэтапной, целостной.

В процессе аналитико-синтетической работы над словом происходит изучение звуков – дошкольник овладевает основными навыками звукового анализа (расчленения слова на звуки) и синтеза (объединение звуковых элементов в единое целое). Только после этого дети знакомятся с буквами, обозначающими звуки. Неумение производить звуковой анализ, может привести к нарушению письма в школе. Звуковой анализ является основным в предупреждении таких нарушений.

В своей работе “Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи” Л.Ф. Спирова пишет: “В сложном комплексе психических процессов, на который опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова”. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава.

Дошкольники должны знать что:

- речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,

- учатся выделять звуки из речи, из состава слова,

- понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности,

- овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения,

- овладевают понятиями: “предложение”, “слог”, “слово”, “звук”, “буква”.

Конечно, у дошкольников с различными нарушениями речи усвоение этого материала вызывает большие трудности. В силу различных причин у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне речи. Поэтому задача коррекционной работы - переключить внимание ребенка со смысла речи, на ее звуковой состав. Процесс обучения ребенка звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с работой над произношением, фонематическим восприятием и слоговой структурой речи.

Начиная обучать дошкольников звуковому анализу, следует поэтапно:

1. Изучение гласных и согласных звуков

2. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец)

3. Ввести фишки для выполнения звукового анализа:

- гласный звук,

- согласный звук твердый,

- согласный звук мягкий,

- звонкий звук,

- глухой звук.

4. Обучать производить полный звуковой анализ слова.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

Для коррекции и формирования фонетической стороны речи, её грамматического строя, овладения навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение. Важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его изображения-буквы. В результате у ребенка формируется взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе этой работы дети овладевают чтением слов. Слияние звуков, отображенных с помощью фишек, является моделированием чтения, а выкладывание фишек - моделированием письма. То и другое проходит в игровой, занимательной для дошкольников форме.

Использованная литература

1. Каше Г.А, Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.: 1978.

2. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). М.: 1993.

3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. Питер-Пресс, 1996.

4. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.

5. Жукова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д. 2000.

7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб Акцидент, 1997.

8. Костромина С.Н. Нагаева Л.Г, Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Прайм-Еврознак, 2008.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Владос, 2001.