Урок по теме "Числа и точки на прямой"

Разделы: Математика


(Второй урок по теме)

Цель урока: формирование навыков работы на координатной прямой.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Устная работа

(Запускается Презентация)

На прошлом уроке мы узнали, как связаны числа и точки, лежащие на прямой. Познакомились с ее названием: координатная прямая.
Вопросы и задания:
(ответы учеников сопровождаются изменениями на экране)

1 слайд:

1) Как задается координатная прямая?
2) Какие числа соответствуют точкам А, В, С, D, F?
3) Как называются эти числа?
4) Где расположены точки М(3) и N(10)?

2 слайд: На координатной прямой надо отложить точки А(30), В(50), С(80).

1) Как задать координату точки Е?
2) Где поставить точки А, В, С?
3) Какую координату имеет точка К?
4) Где поставить точку F(15)?

3 слайд: Расставьте на координатной прямой точки М(115), N(119), К(122).

Где лежат точки М, Т, К? Дальше справа. Чтобы их найти, надо передвинуться по прямой вправо до точки с числом 115. (картинка слайда).Теперь расставить остальные числа несложно.

Какую координату имеет точка F?

3. Работа в тетрадях

Открываем тетради, записываем тему и число.

Выполняем упражнения.

1) № 130. Начертите прямую и отметьте на ней точку О. Отступив от точки вправо на четыре клетки, отметьте число 2. Покажите на прямой метки для чисел 1, 4, 8.
Выполняют самостоятельно. Комментируют с места. Для иллюстрации слайд 4.
2) № 132
Выполняют самостоятельно, учитель проверяет у некоторых учеников. Комментарии и ответы с места.
3) Задание на слайде 6

Запишите все числа, которые расположены на координатной прямой между числами:

  1. 20 и 28
  2. 31 и 21
  3. 120 и 103
  4. 2310 и 231000

Записывают в тетрадях и по очереди проговаривают ответы.

В случаях 2 и 3 верными считать ответы по возрастанию и по убыванию.
В случаях 3 и 4 все числа перечислит нельзя. Записываем несколько первых и два-три последних. Например: 2310, 2311, 2312, …, 230998, 230999, 231000.
(Первое и последнее числа записываем, но это надо проговорить. Так ребятам проще выполнить задание).

4) № 133. Назовите числа, которые на координатной прямой удалены от числа 13 на 4 единицы.

а) Решают самостоятельно. Ученик, выполнивший задание, объясняет решение устно. Для иллюстрации слайд 7.

5) Задание на слайде 8

Найдите координату точки С середины отрезка АВ, если:

  1. А(3), В(7),
  2. А(2), В(10),
  3. А(1), В(13),
  4. А(0), В(6).

Начинают решать самостоятельно. Ученика, верно решившего, вызвать к доске. После его решения проговорить все этапы с комментариями, используя слайд 8.
Остальные упражнения ученики выполняют самостоятельно. Координатную прямую не используем. Проверяем ответы. (Допускается устное решение с записью ответа)

6) Задание на слайде 10

Задайте координаты точек А и В так, чтобы данная точка С являлась серединой отрезка АВ.

а) С(3), б) С(1),
в) С(89), г) С(112).

Решаем первое упражнения а).

Выслушать ответы учеников. Могут предложить несколько вариантов. Почему верных ответов несколько? Что надо добавить в условие, что бы задача имела единственное решение? (Надо задать расстояние а)

Разобрать решение по слайду. Сколько решений имеет эта задача?

Ученики по одному выходят к доске и решают остальные задания, начиная с добавления условия. При этом, объясняют, какие еще значения может принимать эта величина, и пример значения а, при котором задача не имеет решения.

Придумайте координату точки С(х) так, что бы задача имела одно решение. (х = 1).

С(1) – мы сказали, что такая задача имеет одно решение. А кто думает по-другому? (Ученики вспомнят дроби, которые они изучали в начальной школе). Можно подчеркнуть, что сейчас мы рассматриваем натуральные числа, и тогда решений действительно одно.

Можно ли задать такую координату, что бы решений не было? (х = 0)
С(0) – верно ли, что нельзя указать отрезок, серединой которого будет точка С?

Начертить координатную прямую и на ней выполнить задание. Найдется ученик, который такой отрезок построит. Вправо от нуля откладывают натуральные числа. А что нам мешает отложить влево 2? (Мы не знаем, какое число будет соответствовать этой точке.) Возможно, что кто-то слышал о таких числах и как они называются? Изучать отрицательные числа мы будем в 6 классе. А в натуральных числах действительно задача не имеет решения.

4. Подведение итогов. Выставление оценок за урок

5. Домашнее задание: закончить задания 21-37 по данной теме в тетрадях с печатной основой.