Цели урока:
- повторение правописания словарных слов;
- развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму;
- графическое объяснение выбора написания;
- развитие логического мышления при изменении имён существительных по падежам, при определении их склонений и правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
Оборудование: наглядные таблицы, карточки, перфокарты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Словарная работа.
1. Введение слова корзина.
а) Лексическое значение.
– Это однозначное или многозначное слово? Что оно обозначает? (1. Плетёное изделие для хранения, переноса, упаковки. 2. В баскетболе: обруч с сеткой.)
б) Состав слова.
– Запишите три однокоренных слова, выделите корень, обозначьте безударную гласную. (Корзинка, корзиночка, корзинушка)
в) Игра “Наполните корзину”.
– Наполните корзину предметами, названия которых – это существительные 2-го склонения, “кладите” (записывайте) имена существительные, начинающиеся на буквы слова корзина.
(К – костёр, о – обед, р – ремонт, з – завод, и– иней, н – народ, а – алмаз.)
III. Постановка проблемы.
– Составьте предложение со словом корзина в П.п. Запишите словосочетание из этого предложения (лежали в корзине П.п.).
– Что вы можете сказать о слове корзина? (1-е скл., безударную гласную в падежном окончании нужно проверять словом – помощником в земле, значит окончание – е в П.п.)
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Мы уже познакомились с алгоритмом “Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного”. Сегодня на уроке будем упражняться, в применении этого алгоритма и определим, в каком падеже и склонении возникает такая проблема.
– Ребята, как вы думаете, в каком падеже и склонении возникает проблема?
(В предложном падеже 1-го, 2-го, 3-го склонения)
V. Развитие орфографических умений.
1. Письменный опрос.
– Напишите слова-помощники для проверки падежных окончаний существительных.
I вариант: 1-е скл. 3-е скл. (луна, земля, печь, степь)
II вариант: 2-е скл. 3-е скл. (конь, окно, печь, степь.)
– Какие существительные не имеют окончания? Запишите два слова, (метро, пальто)
– Запишите нужное окончание, обозначьте орфограмму:
I вариант: о мамонт.., по алле.., без помощ.. (о мамонте – 2-е скл. Слово-помощник о коне, окончание-е, по аллее – 1-е скл по земле – е, без помощи – 3-е скл без степи – и )
II вариант: без повязк.., о сирен.., к ветк… (без повязки -1-е скл. Слово-помощник без земли, окончание – и, о сирени – 3-е скл о степи – и, к ветке – 1-е скл к земле – е)
Проверка: показывают карточки с И или Е.
2. Физминутка. (Встать, если имя существительное в Р.п.; руки на пояс – Д.п.; если другой падеж – сидеть.)
Вышел из класса – Р.п., вошёл в автобус – В.п., ехали по дороге – Д.п., варенье из малины – Р.п., ходили по аллее – Д.п., говорю о сестре – П.п., свернул с тропинки – Р.п., стояли на площади – П.п., подлетел к черёмухе – Д.п., встретиться с друзьями – Т.п.
3. Первичное закрепление. Комментированная запись.
(поставить данные имена существительные в указанные падежные формы и записать словосочетания глаг. + сущ. Обозначить орфограммы – безударные гласные в падежных окончаниях существительных.)
Книга – П.п. | вспоминать |
Рассвет – П.п. | помочь |
Травинка – Д.п. | отмечать |
Нянечка – Д.п. | встать |
Сырость – Р.п. | ползти |
Остановка – Р.п. | продрогла |
Латынь – Д.п. | встретиться |
Молодость – П.п. | читал |
На доске учащиеся записывают с объяснением: читал (в чём?) в книге П.п.– 1-е скл. Слово-помощник в земле окончание – е, встать (на чём?) на рассвете П.п. – 2-е скл., слово-помощник на коне окончание – е. Ползти (по чему?) по травинке Д.п.– 1-е скл., по земле окончание – е, помочь (кому?) нянечке Д.п. – 1-е скл., окончание – е, продрогла (от чего?) от сырости Р.п.– 3-е скл., слово-помощник от печи окончание – и, встретиться (около чего?) около остановки Р.п.– 1-е скл., около земли окончание – и, отмечать (по чему?) по латыни Д.п. – 3-е скл., по печи окончание – и, вспоминать (о чём?) о молодости П.п. – 3-е скл., о печи окончание – и.
Вывод. – Какие падежные окончания имеют имена существительные в родительном, дательном, предложном падеже в 1-ом, 2-ом, 3– ем склонении?
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
|
Родительный падеж | – И |
-А -Я |
– И |
Дательный падеж | – Е |
– У – Ю |
– И |
Предложный падеж | – Е |
– Е |
– И |
– В каких падежах и склонениях окончание – Е, а в каких – окончание – И?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в парах)
– Составить и записать словосочетания глаг. + сущ. в Р.п., Д.п. или П.п., вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы – безударные гласные в окончаниях существительных.
Уча…вовать в | пов…сть |
Узнал из | мать |
Прие…жал к | бумага |
Выр…зал из | к…ртина |
Увидел на | праз…ник |
Возвр…тился из | роскош… |
Ж…вёт в | дрож… |
В…лновался до | пое…ка |
Вырос на | сов…сть |
П…ступил по | пустош… |
– На какие правила пропущены буквы? (На безударную гласную в корне проверяемую и не проверяемую, непроизносимую согласную в корне слова, правописание имён существительных с шипящими на конце, на жи – ши, правописание приставки)
Проверка: Участвовал в празднике П.п. 2-е скл (в окне), узнал из повести Р.п. 3-е скл (из печи), приезжал к матери Д.п. 3-е скл (к печи), вырезал из бумаги Р.п. 1-е скл (из земли), увидел на картине П.п. 1-е скл (на земле), возвратился из поездки Р.п. 1-е скл (из земли), живёт в роскоши П.п. 3-е скл (в степи), волновался до дрожи Р.п. 3-е скл (до степи), вырос на пустоши П.п. 3-е скл (на печи), поступил по совести Д.п. 3-е скл (по степи).
За безошибочное выполнение работы пара поощряется отметкой “5”, за 1-2 ошибки ставится оценка “4”.
– Какие ошибки допущены в словосочетаниях? (работа над ошибками)
VII. Повторение пройденного.
Диктант с подготовкой (вставить пропущенные буквы)
– На какие правила пропущены буквы?
Сне.. идёт, сне.. идёт.
К белым звёздочкам в буран…
Тянутся цв..ты геран…|
За оконный пер..плёт.
VIII. Итог урока
Учитель. Чем мы занимались на уроке? Что было трудно?
– Когда надо проверять правописание гласных букв в падежных окончаниях имён существительных?
В каком падеже и склонении возникает такая проблема?
(Выслушиваются ответы учащихся.)