Развитие технического мышления младших школьников ТРИЗ технологиями

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель мастер-класса: Знакомство с методикой ТРИЗ и возможностями использования в работе педагогов дополнительного образования.

Задачи:

  • Познакомить педагогов дополнительного образования с технологией ТРИЗ.
  • Раскрыть возможности ТРИЗ посредством дополнительного образования детей.

Ход мероприятия

1. Введение.

Что такое ТРИЗ?

В требованиях современного сообщества к качеству образования можно встретить немало рекомендаций о том, что нужно развивать, воспитывать в подрастающем поколении. Развивать мышление! – вот основное требование, продекламированное в системе непрерывного образования. Главное высказывание «Школа должна учить мыслить! Это совершенно здравое пожелание, призыв, императив, презентация». В настоящий момент теория ТРИЗ позволяет научить любого человека решать творческие задачи и, следовательно, предоставляет возможность стать творческой личностью, обладающей сильным мышлением.

Нас окружают творческие задачи. Это задачи, которые, в отличие от математических, имеют много правильных решений, но не имеют четкого алгоритма решения. Например, надо сконструировать корабль для посадки на Луну, или обдумать методику поисков снежного человека, или усовершенствовать какое-либо техническое устройство, или купить продукты на 200 руб. – это все творческие задачи. Можно купить еду вегетарианскую, можно купить копчености, можно купить сладости, можно купить полуфабрикаты. Эта творческая задача имеет много решений, но для ваших конкретных условий и требований будет правильным ограниченное количество решений. Иное дело задача логическая: «Маша выше Саши, но ниже Даши. Кто из троих самый маленький?» Тут нет творчества, потому что есть жесткий алгоритм решения и один правильный ответ. Логические или математические задачи могут быть очень сложными, но они обычно имеют один правильный ответ и алгоритм решения. Изобретательские задачи – это творческие задачи.

ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем – фантастом, инженером и изобретателем – Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знаниях, ТРИЗ стала мировоззрением. Считают, что в конечном итоге ТРИЗ должна превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

Дело в том, что задач в жизни приходится решать очень много и они разные, а «универсальных отмычек» – методов – для решения задач нет. Но человек должен быть универсальным! Поэтому-то и надо овладеть многими методами решения задач и не считать это лишним трудом, а радоваться, что такие методы существуют.

2. Способы обучения ТРИЗ.

На занятиях в объединении начального технического моделирования я использую методику ТРИЗ, а также способы обучения ТРИЗ, это:

  • решение творческих задач;
  • самостоятельное составление задач;
  • умение задавать и отвечать на вопросы;
  • решение технических проблем в практической деятельности;
  • самостоятельное усвоение материала.

В своей работе использую методы активизации творческого мышления, применяя тренинги:

  1. Тренинг врождённых методов мышления:
    • метод проб и ошибок;
    • мышление по аналогии;
    • мышление по ассоциации;
  2. Тренинг мозгового штурма:
    • методика мозгового штурма;
    • задачи и их решения;
  3. Тренинг умения задавать умные вопросы:
    • метод контрольных вопросов;
    • экзамен наоборот «данетка»;
  4. Тренинг фантазии и воображения:
    • оживший рисунок;
    • ускорение – замедление;
    • машина времени;
  5. Тренинг навыков морфологического анализа:
    • Морфологический анализ;
    • Бездонный ящик идей.

Сегодня я расскажу, как провести тренинг навыков морфологического анализа.

3. Тренинг навыков морфологического анализа.

Спросите любую женщину, сколько она может предложить разных вариантов исполнения платья. Самая отчаянная скажет – тысячу! Скажите ей, что вы знаете метод, с помощью которого она сама через две минуты назовет более 100 000 вариантов исполнения платья.

  • посмотрите таблицу «Часть платья / Вариант исполнения»;
  • назовите основные части платья;
  • Назовите варианты исполнения каждой части платья;

Осталось перебрать варианты и выбрать лучший вариант для пошива платья.

«Морфологический ящик» для пошива платья 

Часть платья Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Лиф Приталенный Свободный Декольтированный Укороченный
Юбка Расклешенная Прямая Годе Плиссе
Рукав Без рукава Короткий Фонарик Три четверти
Воротник Испанский Английский Матросский Круглый

Теперь посчитаем количество вариантов исполнения платьев. Если важных частей платья будет названо 6 (в таблице – 4), а вариантов исполнения каждой части 10 (в таблице – 4), то число вариантов платьев становится астрономическим, трудно поддающимся анализу.

Вот вам и диалектика: то, что было главным преимуществом этого метода, стало его недостатком. Количество породило новое качество – в обилии вариантов можно утонуть. 

4. Морфологический анализ. 

Морфологический анализ (от греч. форма + …логия) имеет своего автора и год рождения: швейцарский астроном Ф. Цвикки, 1942 г. Термин «морфология» ввел Иоганн Гете в 1796 г.

Цели метода:

  • решение сравнительно простых творческих задач;
  • анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть);
  • развитие управляемого воображения и фантазии;
  • исправление одного из недостатков метода проб и ошибок – пропуск хорошего варианта решения.

Сущность метода заключается в следующем.

  • Точно и четко формулируется проблема.
  • В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы – словом, те параметры системы, от которых зависит решение проблемы (модель).
  • По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки и варианты их исполнения располагают в форме таблицы.
  • В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производят оценку этих вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

Предлагаю сделать морфологический анализ чайника.

Последовательность работы по приему.

  1. Выбрать объект (в данном случае чайник).
  2. Заполнить первую сторону таблицы – «части» (в данном случае основа, крышка, носик, подставка)
  3. Заполнить правую часть таблицы – «варианты частей».
  4. Создавать новые объекты комбинаций различных вариантов.

Таблица морфологического анализа

Чайник

Части 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
Основа        
Крышка        
Ручка        
Носик        
Подставка        

 После заполнения таблицы, я предлагаю вам нарисовать чайник, комбинируя произвольно части, а другие виды чайников можно создать перебирая возможные сочетания вариантов частей и исполнения признаков.

Оценку этих вариантов исполнения чайников предлагаю сделать с помощью приема «Думательные шляпы».

  • Желтая шляпа – информация об изделии, модели, картине и т.д.
  • Фиолетовая – недостатки в работе.
  • Зеленая – что новое и интересное можно увидеть в этой работе.
  • Красная – оценка, вывод какие чувства, эмоции вызывает эта модель, изделие, картина.

Метод «Думательные шляпы» предложил Эдвард Де Боно в прошлом веке. При использовании «Думательных шляп» на занятиях происходит обсуждение работы и развитие творческого мышления.

Преимущества метода морфологического анализа

  • Метод имеет очень широкую область применения. Везде, где требуется перебирать более 10 вариантов, этот метод следует применять. Дело в том, что удержать в голове боле 10 вариантов уже затруднительно.
  • Значительно расширяет область поиска решений.
  • Метод позволяет найти необычное решение, такое, которое методом проб и ошибок не получить.

Недостатки метода

  • Можно утонуть в анализе большого количества возможных решений.
  • Метод непригоден для решения сложных задач.

5. Заключение. 

В процессе проведения мастер-класса знакомлю педагогов с использованием и практическим применением ТРИЗ на занятиях, в процессе которого можно у обучающихся развивать творческие способности: воображение, фантазию, изобретательность, мышление, а также побудить способность к генерации идей, проектировать авторские проекты, заниматься исследовательской деятельностью.

Список литературы

  1. Барташников А.А., Учись мыслить: игры и тесты для детей. [Текст] / А.А. Барышникова, И.А. Барышникова. – Харьков: Фолио, 1998.
  2. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления [Текст]: практическое пособие. / М.И. Меерович, Л.И. Шрагиной. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
  3. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка [Текст]: младший подростковый возраст (11-14 лет). / Л.Ф. Тихомировой. – М.: Рольф, 2001.

Приложение 1, Приложение 2.