Цель мастер-класса: Знакомство с методикой ТРИЗ и возможностями использования в работе педагогов дополнительного образования.
Задачи:
- Познакомить педагогов дополнительного образования с технологией ТРИЗ.
- Раскрыть возможности ТРИЗ посредством дополнительного образования детей.
Ход мероприятия
1. Введение.
Что такое ТРИЗ?
В требованиях современного сообщества к качеству образования можно встретить немало рекомендаций о том, что нужно развивать, воспитывать в подрастающем поколении. Развивать мышление! – вот основное требование, продекламированное в системе непрерывного образования. Главное высказывание «Школа должна учить мыслить! Это совершенно здравое пожелание, призыв, императив, презентация». В настоящий момент теория ТРИЗ позволяет научить любого человека решать творческие задачи и, следовательно, предоставляет возможность стать творческой личностью, обладающей сильным мышлением.
Нас окружают творческие задачи. Это задачи, которые, в отличие от математических, имеют много правильных решений, но не имеют четкого алгоритма решения. Например, надо сконструировать корабль для посадки на Луну, или обдумать методику поисков снежного человека, или усовершенствовать какое-либо техническое устройство, или купить продукты на 200 руб. – это все творческие задачи. Можно купить еду вегетарианскую, можно купить копчености, можно купить сладости, можно купить полуфабрикаты. Эта творческая задача имеет много решений, но для ваших конкретных условий и требований будет правильным ограниченное количество решений. Иное дело задача логическая: «Маша выше Саши, но ниже Даши. Кто из троих самый маленький?» Тут нет творчества, потому что есть жесткий алгоритм решения и один правильный ответ. Логические или математические задачи могут быть очень сложными, но они обычно имеют один правильный ответ и алгоритм решения. Изобретательские задачи – это творческие задачи.
ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем – фантастом, инженером и изобретателем – Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знаниях, ТРИЗ стала мировоззрением. Считают, что в конечном итоге ТРИЗ должна превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.
Дело в том, что задач в жизни приходится решать очень много и они разные, а «универсальных отмычек» – методов – для решения задач нет. Но человек должен быть универсальным! Поэтому-то и надо овладеть многими методами решения задач и не считать это лишним трудом, а радоваться, что такие методы существуют.
2. Способы обучения ТРИЗ.
На занятиях в объединении начального технического моделирования я использую методику ТРИЗ, а также способы обучения ТРИЗ, это:
- решение творческих задач;
- самостоятельное составление задач;
- умение задавать и отвечать на вопросы;
- решение технических проблем в практической деятельности;
- самостоятельное усвоение материала.
В своей работе использую методы активизации творческого мышления, применяя тренинги:
- Тренинг врождённых методов мышления:
- метод проб и ошибок;
- мышление по аналогии;
- мышление по ассоциации;
- Тренинг мозгового штурма:
- методика мозгового штурма;
- задачи и их решения;
- Тренинг умения задавать умные вопросы:
- метод контрольных вопросов;
- экзамен наоборот «данетка»;
- Тренинг фантазии и воображения:
- оживший рисунок;
- ускорение – замедление;
- машина времени;
- Тренинг навыков морфологического анализа:
- Морфологический анализ;
- Бездонный ящик идей.
Сегодня я расскажу, как провести тренинг навыков морфологического анализа.
3. Тренинг навыков морфологического анализа.
Спросите любую женщину, сколько она может предложить разных вариантов исполнения платья. Самая отчаянная скажет – тысячу! Скажите ей, что вы знаете метод, с помощью которого она сама через две минуты назовет более 100 000 вариантов исполнения платья.
- посмотрите таблицу «Часть платья / Вариант исполнения»;
- назовите основные части платья;
- Назовите варианты исполнения каждой части платья;
Осталось перебрать варианты и выбрать лучший вариант для пошива платья.
«Морфологический ящик» для пошива платья
Часть платья | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
Лиф | Приталенный | Свободный | Декольтированный | Укороченный |
Юбка | Расклешенная | Прямая | Годе | Плиссе |
Рукав | Без рукава | Короткий | Фонарик | Три четверти |
Воротник | Испанский | Английский | Матросский | Круглый |
Теперь посчитаем количество вариантов исполнения платьев. Если важных частей платья будет названо 6 (в таблице – 4), а вариантов исполнения каждой части 10 (в таблице – 4), то число вариантов платьев становится астрономическим, трудно поддающимся анализу.
Вот вам и диалектика: то, что было главным преимуществом этого метода, стало его недостатком. Количество породило новое качество – в обилии вариантов можно утонуть.
4. Морфологический анализ.
Морфологический анализ (от греч. форма + …логия) имеет своего автора и год рождения: швейцарский астроном Ф. Цвикки, 1942 г. Термин «морфология» ввел Иоганн Гете в 1796 г.
Цели метода:
- решение сравнительно простых творческих задач;
- анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть);
- развитие управляемого воображения и фантазии;
- исправление одного из недостатков метода проб и ошибок – пропуск хорошего варианта решения.
Сущность метода заключается в следующем.
- Точно и четко формулируется проблема.
- В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы – словом, те параметры системы, от которых зависит решение проблемы (модель).
- По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки и варианты их исполнения располагают в форме таблицы.
- В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производят оценку этих вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.
Предлагаю сделать морфологический анализ чайника.
Последовательность работы по приему.
- Выбрать объект (в данном случае чайник).
- Заполнить первую сторону таблицы – «части» (в данном случае основа, крышка, носик, подставка)
- Заполнить правую часть таблицы – «варианты частей».
- Создавать новые объекты комбинаций различных вариантов.
Таблица морфологического анализа
Чайник
Части | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
Основа | ||||
Крышка | ||||
Ручка | ||||
Носик | ||||
Подставка |
После заполнения таблицы, я предлагаю вам нарисовать чайник, комбинируя произвольно части, а другие виды чайников можно создать перебирая возможные сочетания вариантов частей и исполнения признаков.
Оценку этих вариантов исполнения чайников предлагаю сделать с помощью приема «Думательные шляпы».
- Желтая шляпа – информация об изделии, модели, картине и т.д.
- Фиолетовая – недостатки в работе.
- Зеленая – что новое и интересное можно увидеть в этой работе.
- Красная – оценка, вывод какие чувства, эмоции вызывает эта модель, изделие, картина.
Метод «Думательные шляпы» предложил Эдвард Де Боно в прошлом веке. При использовании «Думательных шляп» на занятиях происходит обсуждение работы и развитие творческого мышления.
Преимущества метода морфологического анализа
- Метод имеет очень широкую область применения. Везде, где требуется перебирать более 10 вариантов, этот метод следует применять. Дело в том, что удержать в голове боле 10 вариантов уже затруднительно.
- Значительно расширяет область поиска решений.
- Метод позволяет найти необычное решение, такое, которое методом проб и ошибок не получить.
Недостатки метода
- Можно утонуть в анализе большого количества возможных решений.
- Метод непригоден для решения сложных задач.
5. Заключение.
В процессе проведения мастер-класса знакомлю педагогов с использованием и практическим применением ТРИЗ на занятиях, в процессе которого можно у обучающихся развивать творческие способности: воображение, фантазию, изобретательность, мышление, а также побудить способность к генерации идей, проектировать авторские проекты, заниматься исследовательской деятельностью.
Список литературы
- Барташников А.А., Учись мыслить: игры и тесты для детей. [Текст] / А.А. Барышникова, И.А. Барышникова. – Харьков: Фолио, 1998.
- Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления [Текст]: практическое пособие. / М.И. Меерович, Л.И. Шрагиной. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка [Текст]: младший подростковый возраст (11-14 лет). / Л.Ф. Тихомировой. – М.: Рольф, 2001.