Цели урока:
– познакомить учащихся с группами вводных слов по значению, правилами выделения вводных слов в устной речи (интонация водности)и на письме (выделительные знаки препинания);
– способствовать развитию умений интонационно правильно произносить предложения с вводными словами; правильно выделять вводные слова знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
– содействовать формированию интереса к русскому языку, эстетического отношения к произведениям художественной литературы и формированию нравственных ценностей.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, проектор, экран, таблица “Группы вводных слов”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний:
а) Синтаксический разбор предложений:
Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
“Какие члены предложения могут обособляться? Вспомним условия обособления.
– Работа по карточкам:
Карточка №1
1. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания:
Батальон не замеченный противником зашёл в тыл и ворвался на вокзал.
Карточка №2
1. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания.
Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки.
Карточка №3
1. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания.
Тимирязев замечательны ботаник открыл законы жизни растений.
б) Орфографическая диктовка:
По моему проекту, сделать по-моему, поступить не по-товарищески, по зимнему пути, идти еле-еле, нежданно – негаданно, давным – давно, точь-в-точь, светло-зеленый, белокаменный, свежезамороженный, среднеевропейский.
3. Постановка темы и целей урока.
– Лингвистическая сказка “Вводное слово “Говорят” (проецируется на экран)
Слово Говорят как-то выделяется в предложении. Другие слова не имеют ни одной запятой, а ему положены целых две. И каждому понятно, что это – вполне заслуженно.
Слово Говорят издавна славилось своими познаниями. О чём его ни спроси – всё известно. Оно охотно отвечает на любые вопросы.
Вас интересует, какая завтра погода?
Спроси у слова Говорят, оно вам ответит точно и определённо:
– Говорят, будет дождь.
Хотите знать, хороша ли вышедшая на экран кинокартина? И здесь к вашим услугам это замечательное слово:
– Ничего, говорят, смотреть можно.
Всё знает слово Говорят, хотя само не является даже членом предложения. Неизвестно, почему его до сих пор не принимают. Может быть, потому, что главные места заняты Подлежащим и Сказуемым, а предлагать такому слову какое-нибудь второстепенное место просто неудобно.
Но и не являясь членом предложения, слово Говорят, как вы уже убедились, прекрасно справляется со своими обязанностями. Правда, частенько оно ошибается, иногда любят приврать, но его за это никто не осудит: ведь оно всегда вводное слово!
“О чём эта сказка? Как сформулировать тему урока? Назовите тему урока. С помощью слов “познакомиться и “научиться” сформулируем цели урока”.
4. Первичное усвоение новых знаний.
“Что вы узнали из сказки о вводных словах? По тексту сказки найдите опознавательные признаки вводного слова “Говорят”.
Вывод:
– выделяется запятыми,
– интонация водности,
– нельзя задать вопрос,
– можно опустить из предложения.
– Чтение правила на с. 174 учебника.
– Работа с таблицей “Группы вводных слов”.
“Назовите основные группы вводных слов”.
5. Проверка первичного усвоения материала:
а) упр. 361, с. 174 (устно).
“Прочитайте предложения, соблюдая интонацию водности: паузы, понижение силы голоса, темп (более быстрое произношение вводных слов)”.
б) Включить данные водные слова в начало предложения ДОЖДЬ ПОЙДЁТ. Изменится ли смысл предложения в зависимости от использования вводных слов различного значения. Как? А интонация?
К счастью, конечно, по-моему, к сожалению, наверное.
6. Первичное закрепление изученного материала:
а) Лингвистический эксперимент:
– упр. 362, с. 175.
“Сравните употребление слов казалось – казались. Какое из них вводное? Обоснуйте ответ”.
Учащиеся объясняют, как различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.
б) Тестовые задания:
1. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).
а) Навстречу нам шла шхуна должно быть
в Тамань.
б) Что может быть более радостного чем делиться
прекрасным!
в) Старуха очевидно рассказала о горящем сердце
Данко.
г) Желание служить людям непременно должно быть
потребностью души.
Ответ: а, в.
2. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Солнце чувствуется уже садится за
вершины далёких строений.
б) По синему небу и обилию света чувствуется
приближение весны.
в) Книга может быть наиболее сложное и великое
чудо.
г) Товарищ почему – то не спал и по – видимому
разыскивал меня.
Ответ: б.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
– п. 59 с. 174-175 теоретический материал.
– упр. 363, с. 175.
8. Рефлексия (подведение итогов урока)
– Составьте текс, используя следующие слова:
“На уроке я, во-первых, познакомился…
Во-вторых, научились…
В-третьих,…
Наконец, сегодняшний урок для меня…”
Список литературы:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя/ Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка– Брянск: Курсив, 2006.
- Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д Дейкина, О.М. Александрова, науч. Ред. Н.М. Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, А.И Запорожец. – М.: Просвещение, 2009.