Цели урока:
- обучающая – формировать у учащихся навыки работы с текстом произведения для понимания глубины и писательской прозорливости; формировать исследовательскую компетентность (от создания учебно-исследовательской работы – к исследовательской позиции в жизни, профессии); формировать представление о взаимосвязи литературы с будущей профессиональной деятельностью учащихся;
- развивающая – развивать эмоциональный интерес учащихся через осмысление прочитанного;
- воспитательная – активизировать взаимодействие между обучающимися в групповой работе.
Методическая цель – активизация самостоятельной творческой, исследовательской деятельности учащихся через анализ текста.
Формы организации учебной деятельности: работа с группами учащихся, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность.
Методы обучения:
- диалоговое общение;
- исследовательская деятельность;
- проблемное обучение;
Тип урока: комбинированный.
Место урока в теме: систематизация, обобщение знаний и умений для развития собственного «прочтения» произведений Гоголя.
Межпредметные связи: история России, кулинария.
Учебно-методическое обеспечение: тексты произведений Гоголя, учебник «Русская литература XIX века 10 кл.» Г.Н. Ионина, сообщения-презентации учащихся к уроку.
Материально-техническое обеспечение: рабочее место учителя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места учащихся.
Урок разработан для обучающихся первого курса по профессии "Повар, кондитер".
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Если бы судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом – поваром!»
Сергей Аксаков
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I.Организационная часть (1 мин.) | |
Приветственное слово учителя. Сообщение темы,
цели, плана, эпиграфа к
уроку. (Слайд 4 на экране) План урока: 1. Особенности произведений Гоголя. 2. Отношение писателей к кулинарии. 3. Гоголь и кулинария. 4. Раскрытие характеров героев Гоголя через их кулинарные предпочтения. (Слайд 3) |
Рапорт дежурного. Запись в тетради темы, плана урока, эпиграфа. |
II. Постановка проблемных вопросов (1 мин.) | |
– Ребята, внимательно прочтите эпиграф и задумайтесь, почему С.Т. Аксаков, один из близких друзей, так говорил о Гоголе? Предлагаю ответить на этот вопрос в конце урока. – А сейчас подумайте и ответьте, чему, кроме описания природы, портретов персонажей, в своих произведениях Гоголь отводил особое внимание? (Слайд 5) – Почему? |
(Предполагаемые ответы учащихся): – …описанию угощений, пиршеств и к кулинарным вкусам своих персонажей. – Может быть, потому что на Руси поесть любили всегда. Это хорошая традиция, сохранившаяся до наших дней – встречать гостей за щедро накрытым столом. |
III. Представление учащимися результатов исследований (20 мин.) | |
– Давайте выясним, как через кулинарные пристрастия «оживлялись» герои гоголевских творений? И что значит «быть живыми душами?» – Вы работали в группах. У каждой группы своя тема (Слайд 6): |
|
1. Групповая работа 1 гр. – «Великие писатели и их кулинарные пристрастия» 2 гр. – «Современники о гоголевском творчестве в литературе и кулинарии» 3 гр. – «Любимые кушанья героев Гоголя» – Чем для Вас были интересны эти темы и почему? – Так чем же питались великие гении? И как их кулинарные пристрастия влияли на творчество? – Итак, каким вамтеперь представляется Н.В. Гоголь? Что нового Вы узнали о писателе? – Какие же кушанья русской кухни Гоголь чаще всего упоминает в своих произведениях? Почему? |
(Выступление учащихся с исследовательскими сообщениями-презентациями)
1 гр.: «Великие писатели и их кулинарные пристрастия» (Приложения: презентация 1) – Они всё же предпочитали простую пищу. Но выбор определялся в зависимости от их настроения. На голодный желудок они точно не творили. 2 гр.: «Современники о гоголевском творчестве в литературе и кулинарии» (Приложения: презентация 2) – Он был не только великим писателем, но и знатоком кулинарии. Свои любимые блюда он поместил в кулинарном словаре – приложении к первому изданию «Вечеров на хуторе близ Диканьки». 3 гр.: «Любимые кушанья героев Гоголя» (Приложения: презентация 3) – Щи, блины, квас, сбитень, кулебяку, расстегаи, вареники, галушки и т. д. Потому что эти блюда были традиционными для эпохи Гоголя. |
2. Диалоговое общение по тексту поэмы «Мёртвые души» (15 мин.) – Давайте совершим путешествие вместе с Чичиковым и «путешествуя» обсудим следующие проблемы: (Слайд 7): 1) Каким кушаньям отдают предпочтения герои «Мёртвых душ»? 2) «Живыми» или «мёртвыми» Вам кажутся герои Гоголя? 3) – Как Вы думаете, почему Николай Васильевич так подробно описывал кулинарные пристрастия своих героев? 4) – И что было бы с поэмой, если бы писатель не стал прибегать к описанию трапез, которые совершали его герои во время встреч с Чичиковым? |
(Зачитывают отрывки из текста, анализируют их) 1. «Чичиков в гостинице», глава 1, стр.25) – Герой Гоголя любит сытно и разнообразно поесть прежде, чем начать какое – либо дело. 2. «Чичиков у Коробочки», глава 3, стр. 64) – Помещица Настасья Петровна отличается истинно русским гостеприимством. Но, к сожалению, писатель своё отношение к ней определил однозначно: «дубинноголовая» 3. «Чичиков в трактире», глава 4, стр.68) – Видимо, сытный завтрак у Коробочки для Чичикова был не настолько сытным, если он, приехав в город, заказывает не менее сытный обед, состоявший из «стерляжьей ухи с налимами и молоками, заедая расстегаем и кулебякой с сомовьим плесом» 4. «Чичиков у Собакевича», гл.5, стр.99) – Этот герой внешне напоминает русских богатырей. Но, увы, свои «подвиги» он совершает за столом, съедая за один присест половину бараньего бока. – Такие герои, как Собакевич и другие живут только насущными интересами, заботясь о сытной еде, поэтому они, скорее, духовно мертвы. – На этот вопрос отвечает сам автор. «Во мне заключалось собрание всех возможных гадостей…», – признавался Гоголь и тут же добавлял, что большую часть своих пороков он передавал своим героям, осмеивал их и таким образом избавлялся от них навсегда. (Предполагаемые ответы) 1) Наверное, мы не смогли бы в полной мере понять характеры героев Гоголя. 2) Мы, как будущие повара, не познакомились бы с шедеврами старинной русской кухни. 3) Меньше узнали бы об эпохе Гоголя и об обычаях и традициях русского гостеприимства и т.д. 4) Таким образом, поэма, возможно, потеряла бы свою привлекательность для нас, будущих поваров. |
3. Слово учителя (1 мин.) После смерти великого художника среди многочисленных бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской, написанной уже после сожжения второй части «Мертвых душ»: «Будьте живые, а не мертвые души!» (Слайд8) – Что это? Прокомментируйте. Выскажите свои предположения. – Почему Вы так решили? Обоснуйте свой ответ. |
(Предполагаемые ответы) – Больше всего это похоже на завещание. Наверное, это и есть то самое главное, что хотел сказать нам, своим потомкам, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он предостерегает нас от ошибок, от возможности «омертветь» душой, если жить, заботясь только о материальной стороне жизни… |
4.Рефлексия урока (5 мин.) – Что нового Вы открыли для себя, как будущие специалисты, в книгах Гоголя о кулинарии, еде, её приготовлении? – Можно ли назвать «Мёртвые души» своеобразной книгой рецептов русской кухни того времени? (На слайдах 9, 10, 11, 12 кулинарный словарь блюд, описываемых Гоголем) – На листах – заготовках запишите названия блюд, которые Вы хотели бы приготовить. |
– Описание кулинарных реалий в его творчестве так красочно, что у современного читателя, не знакомого с этими русскими блюдами, возникает желание попробовать эти самые «щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам» – Да, книгу Гоголя можно назвать книгой рецептов, потому что можно по ней приготовить описанные блюда. (Записывают названия понравившихся блюд) |
5. Слово учителя (1 мин.) – Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли Вы со словами С.Т. Аксакова о Гоголе? (Слайд 4) – Итак, сегодня мы с вами проследили связь поколений через века, я очень надеюсь, что Вы будете продолжателями традиций по созданию кулинарных шедевров русской кухни и сумеете заинтересовать современников той удивительной едой, которую предпочитали наши предки, рецепты которой сохранили наши писатели, историки. – Кого из героев Гоголя можно считать «живой душой»? Почему? |
– Да. Если бы судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он непременно стал бы поваром. Об этом говорят те факты из его биографии, которые здесь прозвучали.
– Из галереи портретов помещиков, пожалуй, никого. Но в поэме есть герои из народа, которых нет в живых, но они живы в памяти. Например, крестьяне Собакевича, мастера своего дела. |
IV. Домашнее задание (1 мин.) | |
– А что значит, по-вашему, «быть живыми душами»? Подумайте и напишите об этом дома в мини-сочинении. (Слайд 13) Преподаватель выписывает названия блюд, которым отдали предпочтения ребята. (После урока передаёт мастеру производственного обучения для работы на уроке производственного обучения для создания мини-проекта «Гоголевский стол») |
Запись домашнего задания |
V. Подведение итогов урока (выставление оценок) |