Творческая мастерская – одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся любого возраста по построению собственных знаний в рамках учебной темы.
Целью творческой мастерской является обеспечение условий для самореализации обучающегося, для создания своего представления об окружающем мире, для самооценки и коррекции.
Проведение творческой мастерской позволяет решать задачи формирования мировоззрения учащихся, системы взглядов и убеждений, личностного развития, образовательной мотивации, т.е. повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала. Подобный коллективный тип занятий помогает решать социальный блок задач: воспитывать личность социально активной, мобильной и адаптивной, развивать позитивную эмоциональную сферу, формировать устойчивые положительные привычки, волю, самоконтроль и дисциплинированность, что является сложной проблемой для современных учеников. Творческая форма урока учит мыслить, а это умение складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, строить аналогии, устанавливать логические связи, сравнивать, обобщать, классифицировать и систематизировать знания, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Творческая мастерская способствует развитию функциональной грамотности и креативности, навыков и умений творческого освоения и осмысления нового знания, а также развитию памяти, произвольного и активного внимания, логического мышления, наблюдательности. Свободное общение во время занятий повышает культуру речи и письма, совершенствует аргументацию, приводит к обогащению словарного запаса, усложнению смысловой функции, усилению коммуникативных свойств речи (выразительности, овладении вниманием окружающих), социальной компетентности (коммуникативных навыков, развития межличностного общения в группе и ответственности за знания).
Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой оригинальной системы знаний, формировании на основе этих знаний общеучебных (организационных, информационных, интеллектуальных, коммуникативных) и специальных умений и навыков. Во время занятия учащиеся должны применять теоретические знания (понятия, законы и теории), фактологические знания, знания о способах деятельности. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.
Сценарий проведения творческой мастерской
В целях межпредметной интеграции в Кадетской школе-интернате №8 “Московский кадетский корпус юстиции” была организована и проведена во время Дней естествознания Творческая мастерская по теме “Сказка и кошмар Селигера”. Для участия в ней учителя-предметники отобрали 24 участника четырех команд из 5-10 классов. Тематика и форма мастерской держались в тайне.
В основе активного получения новых знаний лежала творческая деятельность каждого члена команды в отдельности и коллектива в целом и осознание закономерностей этой деятельности. В процессе работы ребенок получал гуманитарные и естественнонаучные сведения, которые иллюстрировались примерами из области изобразительного искусства, музыки, поэзии. Использовались методы работы с контекстовыми заданиями, проводилась ролевая игра.
Мастер и консультанты на равных работали с командами и индивидуально, знания из всего объема информации добывались самостоятельно каждым учеником либо в коллективном поиске, отсюда формировались плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к взглядам других и к иным способам деятельности.
По мере раскрытия проблемы и попыток ее решения у участников проявлялась ответственность за будущее страны и Селигерского края, сочувствие и сопереживание большим и малым существам и всему живому, активное желание помочь в решении тяжелых экологических задач, гордость за свой край и неприятие тех, кто его разрушает.
Материалами творческой мастерской служили краеведческие, художественные, научно-популярные книги, рекламная литература, неадаптированные статьи в газетах, журналах, интернет–изданиях, графическая информация, фотографии, наглядные пособия, видеофильмы, аудиозаписи, коллекции, туристическое и рыболовное снаряжение, постеры, открытки, репродукции, карты России, Тверской области, Селигерского края, материалы школьной исследовательской работы Георгия Самойловича, победителя Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ.
Кабинет химии был подготовлен для проведения творческой мастерской соответствующим образом. На досках были развешаны карта России, план-схема одного из плесов озера и постеры с изображением видов Селигера. На стендах находились плакаты, посвященные изучению поведения рыб. При входе первое, что видели участники, – были закопченные походные котелки, над которыми возвышался глобус. На столах и стеллаже располагались книги и печатные материалы, посвященные заданной теме. Часть столов украшали поделки кадет, выполненные на уроках технологии и природоведения, в том числе различные гербарии, соответствующие растительности Селигерского края. На столах также находились приспособления для рыбалки: спиннинг, блесны, ласты, маска, трубка, ружье для подводной охоты, коллекция засушенных щучьих и лещевых голов, соответствующих временной деградации рыбьего поголовья.
Участники приглашались в кабинет. Они должны были случайным образом выбрать стол под определенным номером, за которым в результате собиралась команда из 6 кадет разных курсов. До начала игры все имели возможность познакомиться с экспонатами и потрогать их руками. Мастер и консультанты (учителя-предметники), они же члены – жюри, давали разъяснения и оказывали помощь при выполнении различных заданий.
Мастер открывает творческую мастерскую
Сегодня необычный урок. Каждый из учителей выбрал для его проведения лучших своих учеников, но за одним из столов вы все оказались случайно. Так часто бывает в жизни. Но все учатся жить и работать вместе. Иначе нельзя. Вот и сегодня вы все должны создать команду, научиться ладить друг с другом, ужиться и обустроить эту территорию, на которой сегодня находитесь. Для начала вы должны познакомиться. Представьтесь друг другу. Вам нужно выбрать капитана, придумать название команды, девиз, эмблему и ее песню. (Команды работают над первым заданием)
Итак, есть команды, выбраны капитаны, наши корабли отправляются в плавание.
Мастер рындой отбивает склянки.
1. Индукция
Но для того, чтобы плавание было успешным, нужно знать навигацию, уметь определять местонахождение и прокладывать курс. Где мы сейчас с вами находимся и куда направляемся?
Звучит аудиозапись шума дождя, кваканья лягушек, затем пение птиц, шелест волн.
Мастер читает стихи Ф. И. Тютчева:
Тихо в озере струится
Отблеск кровель золотых,
Много в озеро глядится
Достославностей былых.
Жизнь играет, солнце греет,
Но под нею и под ним
Здесь былое чудно веет
Обаянием своим.
Солнце светит золотое,
Блещут озера струи ...
Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи ...
Остальные подсказки вы видите в этом кабинете.
Команды вносят свои предложения и они обсуждаются. Анализируются фотографии, постеры, растительность гербариев, обсуждаются ареалы обитания рыб и рыболовные снасти. Мастер показывает видеофильм о жизни, разведении и ловле щук. География поиска постепенно сужается. В одной из команд приходят к выводу, что это Селигер. Мастер раздает командам и консультантам карты Селигерского края и показывает видеофильм о Селигере, предлагая следить по карте за курсом вертолета, с борта которого ведутся съемки.
1а. Самоинструкция
Каждый выбирает по предложенным карточкам свое воплощение, причем сложность образа возрастает с возрастом:
5 класс – щука, кувшинка, чомга,
масленок;
6 класс – лошадь, сосна, родник, куст черники;
7 класс – утка, болото, старая церковь, луг;
8 класс – фермер, горожанин, турист, деревенский
житель;
9 класс – агроном, лесничий, капитан теплохода,
рыбак;
10 класс – владелец турфирмы, хозяин рыболовецкой
артели, директор кожевенного завода, мэр города.
Каждый размышляет о своем месте в жизни Селигерского края в рамках образа и готовит свою презентацию.
1б. Социоконструкция
Все работают в команде, помогают друг другу составить представление о своем образе, а затем пытаются конструировать полученные элементы в некую модель жизни края.
2. Работа с материалом
Мастер предлагает воспользоваться всеми материалами, имеющимися в кабинете, и помощью консультантов. Члены команд разыскивают на столах и стендах всю информацию о своем воплощении и задают вопросы консультантам и мастеру. Все помогают друг другу.
2а. Деконструкция
Мастер сообщает аудитории, что каждый будет выступать самостоятельно, представляя собственное воплощения по принципу полилога от младшего к старшему, и каждая роль будет обсуждаться всеми командами.
2б. Реконструкция
На основе полученных знаний каждым и выдвинутых командой идей, создаются разнообразные по форме, содержанию, назначению продукты, как индивидуальной, так и групповой деятельности, отражающие состояние Селигера и перспективы его развития.
2в. Социализация
Мастер предлагает обсудить в команде все, что сделано индивидуально, рассмотреть все предложения.
3. Разрыв
На фоне общего позитивного настроя Мастер описывает картину массовой гибели красноперки в озере после сброса отходов кожевенного завода; демонстрирует плакат, содержащий информацию о составе этих отходов и их физиологическом воздействии; рассказывает о захоронении отходов производства бериллия на дне внутренних озер после закрытия завода “Звезда”, о распродаже берегов Селигера, о вырубке лесов в 300-метровой прибрежной зоне; приводит факты приватизации флота, примеры вымирания деревень от пьянства; иллюстрирует деградацию щучьего и лещевого стада с помощью плакатов и экспонатов.
4. Афиширование
Каждая команда представляет общую картину состояния Селигера путем выступления каждого участника, начиная с самых младших, которые демонстрируют все, что они создали, команда комментирует. Остальные задают вопросы.
5. Рефлексия
После полученной информации начинается активное обсуждение всеми командами роли и значения каждого участника, находящегося в заданном образе. Ролевая игра настолько всех увлекает, что перерастает в бурную дискуссию по проблемам спасения Селигерского края. Мастер подводит всех к идее создания общего природоохранного плана развития региона, который затем можно будет переслать администрации города Осташкова. Выдвигается идея поездки во время летних каникул на Селигер на сборы.
В конце работы творческой мастерской подводятся итоги и объявляются сроки представления командами подготовленных проектов природосберегающего развития Селигерского края, которые затем защищаются.
Автор выражает глубокую признательность преподавателю кафедры открытых образовательных технологий МИОО кандидату педагогических наук Мейчик Галине Альфредовне за консультацию и критические замечания при создании данной творческой мастерской.