Урок литературного чтения "Сергей Козлов «Если меня совсем нет»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


4 класс, программа Л. В. Занкова.

Цели урока:

Образовательная:

а) подвести учащихся к пониманию философского смысла сказки,
б) работа с художественными деталями текста, роль пейзажа,
в) выбор нужной интонации при чтении в лицах,
г) деление текста на смысловые части

Развивающая:

Учить видеть “второй план” текста, показать невозможность однозначного ответа на вопросы, затронутые в данной авторской сказке.

Воспитательная:

Отработка коммуникативных навыков при работе в тройках, умение представить себя на месте героев сказки, сопереживать им.

Развитие образов героев

Учебные материалы:

Учебник литературного чтения для 4 класса, автор Чуракова, выставка сказок Сергея Козлова, портрет писателя, иллюстрации к сказкам.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока.

Учитель:

– Как выдумаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы будем делать?

Дети:

– Прочитаем новую сказку писателя Сергея Козлова о Ежике и Медвежонке.

У.:

– С какими сказками из этого цикла вы уже познакомились в третьем классе?

Д.:

-“Как ежик с медвежонком протирали звезды”, “Разрешите с вами посумерничать”.

У.:

– Какие еще сказки читали по собственной инициативе?

Д.:

– “Теплым тихим утром посреди зимы”, “В сладком морковном лесу”, “Как ежик с медвежонком спасли волка”, “Ежик в тумане”, “Как ежик шил шубу”.

У.:

– Назовите признаки авторской сказки.

Д.:

– Автор, авторское отношение к происходящему, авторская интонация, большая роль пейзажных деталей. В народных сказках медведь и еж редко встречаются, а тем более дружат.

У.:

– В третьем классе вы уже читали сказки о Ежике и Медвежонке. Какими они были в этих сказках?

Д.:

– Ежик рассудительный, задумчивый, немного мечтательный, тактичный. Медвежонок добрый, доверчивый, простодушный, предан Ежику, восхищается им.

У.:

– Кто пытался представить себя на месте Ежика или Медвежонка? Что больше всего привлекает нас в этих сказочных героях?

Д.:

– Их дружба, преданность друг другу. Они разные, но именно это их объединяет. Ежик и медвежонок учат нас ценить дружбу, своих друзей. (Дети говорят, что дружат как герои сказки, называя себя и своего лучшего друга).

2. Новая тема (актуализация знаний).

У.:

– Сегодня мы прочитаем и попытаемся понять, прочувствовать сказку Сергея Козлова “Если меня совсем нет”. (Учитель выразительно читает всю сказку, дети высказывают свои впечатления, свое понимание смысла произведения).

У.:

– Чего же хочет Ежик от Медвежонка?

Д.:

– Чтобы тот представил себе мир, свою жизнь без друга Ежика.

У.:

– Каких слов ждет Ежик от Медвежонка?

Д.:

– “Я не знаю, как я буду жить без тебя, мне будет одиноко. Как хорошо, что мы вместе”.

У.:

– Ежик хочет услышать такие слова, потому что сам бы так ответил. Он обижается на Медвежонка за то, что тот, как кажется Ежику, не понимает его настроения, переживаний. Какая деталь в тексте говорит об этом?

Д.:

– Обычно очень воспитанный Ежик называет Медвежонка “глупым”.

У.:

– А так ли это на самом деле? В самом ли деле Медвежонок ничего не понимает?

(Учащиеся в группах обсуждают этот вопрос)

Вывод: Медвежонок не глуп, но в отличие от Ежика его ум – в сердце.

Сначала он действительно не понимает или, скорее, не хочет понимать, о чем говорит Ежик, не хочет “впускать” в себя эту мысль. Он пытается сделать разговор шутливым и сердится на Ежика за то, что тот не чувствует, что ему, Медвежонку, тяжел и неприятен это разговор.

У.:

– Как выдумаете, что имел в виду Медвежонок, когда сказал: “Если тебя нет, то и меня нет”?

Д.: (Варианты ответов):

– Если из нашей жизни исчезает друг (уехал и не вернется, умер), мы остаемся жить, но часть нашей жизни тоже исчезает, в чем-то мы уже не будем прежними. Зато остаются воспоминания, образ друга хранится в памяти. Вот о чем мог подумать Медвежонок.

– Медвежонок вдруг понимает, что Ежик вообще мог не встретиться ему в его жизни, и он никогда не стал бы тем самым Медвежонком. Вот почему он говорит Ежику: “Понял?”.

У.:

– Что именно изменилось бы в жизни Медвежонка? Что бы ушло из нее?

Д.:

– С кем бы Медвежонок протирал звезды, сумерничал, учился понимать друга без слов? Ведь в начале сказки, когда они смотрят на месяц, оба понимают, что чувствует другой.

У.:

– О чем мог подумать Медвежонок, когда Ежик упрямо повторяет: “Нет, ты – есть, а вот меня – нет”? Почему Медвежонок отвернулся и нахмурился?

Д.:

– Может быть, он вдруг представил себе, что это его нет и не было в жизни Ежика. Смог бы его друг стать без него тем самым Ежиком?

У.:

– О чем же эта сказка?

Д.:

– Друзья – как две половинки. Медвежонок и Ежик разные, но именно поэтому они тянутся друг к другу. Плохо когда друг уходит из твоей жизни, но еще хуже представить, что ты мог бы не встретить этого друга и никогда не стать тем, кем стал благодаря ему.

3. Заключительный этап работы с текстом.

а) Чтение в лицах (по желанию).

– Сколько человек должны читать сказку в лицах?

– Трое. Ежик, Медвежонок, слова автора.

б) Ученики делят текст на смысловые части:

I часть: от начала сказки до слов “Ты один. Ну что ты будешь делать?”

II часть: до слов “А если меня совсем нет? ”

III часть: до конца сказки.

в) дети читают тихо, в “тройках” любую часть по выбору, затем по желанию по три человека читают вслух каждую часть.

(Остальные ученики оценивают интонационную выразительность, правильность выбора интонации.)

У.:

– Как вы думаете, почему автор выбрал временем действия этой сказки осень?

Д.:

– Многие люди считают осень печальным временем года, порой прощания и расставания. Часто грустные мысли появляются именно вот в такие “ясные холодные осенние дни”.

4. Этап рефлексии.

– Что дал вам этот урок?

– Мы познакомились с чудесной сказкой, поняли ее смысл, еще раз задумались над тем, что значат для нас наши друзья, и что мы значим для них.

– А теперь домашнее задание на выбор:

а) нарисовать героев сказки,
б) поискать сведения об авторе,
в) вспомнить другие произведения о двух неразлучных друзьях.

Заключение:

– Кто считает, что по характеру он похож на Медвежонка? На Ежика? Есть ли в нашем классе пары: Ежик и Медвежонок? Вот как их много. Давайте скажем вместе:

“Дружба навсегда!” Будем дружить и понимать друг друга.

Дополнительные сведения об авторе произведения:

Козлов Сергей Григорьевич родился 22 августа 1939 года в Москве. В 1965 году окончил Литературный институт имени Максима Горького. До того как стать профессиональным писателем Сергей Козлов работал в типографии, был токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском Музее-заповеднике “Михайловское”.

Особую известность принесли писателю сказки для детей. Начал он их сочинять в 60-ые годы. По многим сказкам поставлены мультфильмы, в том числе знаменитый “Ежик в тумане”.

В сказках Сергея Козлова нет фантастических чудес и невероятных приключений. В них преобладает мягкая лирика. Но в то же время, писатель не боится говорить с детьми о сложных чувствах: о любви доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти.

Для героев Сергея Козлова нет ничего печальнее одиночества и ничего важнее дружбы. В их мире правит закон доброты. Именно это и находит отклик в сердцах детей и взрослых, любящих чудесные сказки о Ежике, Медвежонке и других обитателях Сказочного Леса.

Писатель умер 9 января 2010 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.