4 класс, программа Л. В. Занкова.
Цели урока:
Образовательная:
а) подвести учащихся к пониманию философского
смысла сказки,
б) работа с художественными деталями текста, роль
пейзажа,
в) выбор нужной интонации при чтении в лицах,
г) деление текста на смысловые части
Развивающая:
Учить видеть “второй план” текста, показать невозможность однозначного ответа на вопросы, затронутые в данной авторской сказке.
Воспитательная:
Отработка коммуникативных навыков при работе в тройках, умение представить себя на месте героев сказки, сопереживать им.
Развитие образов героев
Учебные материалы:
Учебник литературного чтения для 4 класса, автор Чуракова, выставка сказок Сергея Козлова, портрет писателя, иллюстрации к сказкам.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока.
Учитель:
– Как выдумаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы будем делать?
Дети:
– Прочитаем новую сказку писателя Сергея Козлова о Ежике и Медвежонке.
У.:
– С какими сказками из этого цикла вы уже познакомились в третьем классе?
Д.:
-“Как ежик с медвежонком протирали звезды”, “Разрешите с вами посумерничать”.
У.:
– Какие еще сказки читали по собственной инициативе?
Д.:
– “Теплым тихим утром посреди зимы”, “В сладком морковном лесу”, “Как ежик с медвежонком спасли волка”, “Ежик в тумане”, “Как ежик шил шубу”.
У.:
– Назовите признаки авторской сказки.
Д.:
– Автор, авторское отношение к происходящему, авторская интонация, большая роль пейзажных деталей. В народных сказках медведь и еж редко встречаются, а тем более дружат.
У.:
– В третьем классе вы уже читали сказки о Ежике и Медвежонке. Какими они были в этих сказках?
Д.:
– Ежик рассудительный, задумчивый, немного мечтательный, тактичный. Медвежонок добрый, доверчивый, простодушный, предан Ежику, восхищается им.
У.:
– Кто пытался представить себя на месте Ежика или Медвежонка? Что больше всего привлекает нас в этих сказочных героях?
Д.:
– Их дружба, преданность друг другу. Они разные, но именно это их объединяет. Ежик и медвежонок учат нас ценить дружбу, своих друзей. (Дети говорят, что дружат как герои сказки, называя себя и своего лучшего друга).
2. Новая тема (актуализация знаний).
У.:
– Сегодня мы прочитаем и попытаемся понять, прочувствовать сказку Сергея Козлова “Если меня совсем нет”. (Учитель выразительно читает всю сказку, дети высказывают свои впечатления, свое понимание смысла произведения).
У.:
– Чего же хочет Ежик от Медвежонка?
Д.:
– Чтобы тот представил себе мир, свою жизнь без друга Ежика.
У.:
– Каких слов ждет Ежик от Медвежонка?
Д.:
– “Я не знаю, как я буду жить без тебя, мне будет одиноко. Как хорошо, что мы вместе”.
У.:
– Ежик хочет услышать такие слова, потому что сам бы так ответил. Он обижается на Медвежонка за то, что тот, как кажется Ежику, не понимает его настроения, переживаний. Какая деталь в тексте говорит об этом?
Д.:
– Обычно очень воспитанный Ежик называет Медвежонка “глупым”.
У.:
– А так ли это на самом деле? В самом ли деле Медвежонок ничего не понимает?
(Учащиеся в группах обсуждают этот вопрос)
Вывод: Медвежонок не глуп, но в отличие от Ежика его ум – в сердце.
Сначала он действительно не понимает или, скорее, не хочет понимать, о чем говорит Ежик, не хочет “впускать” в себя эту мысль. Он пытается сделать разговор шутливым и сердится на Ежика за то, что тот не чувствует, что ему, Медвежонку, тяжел и неприятен это разговор.
У.:
– Как выдумаете, что имел в виду Медвежонок, когда сказал: “Если тебя нет, то и меня нет”?
Д.: (Варианты ответов):
– Если из нашей жизни исчезает друг (уехал и не вернется, умер), мы остаемся жить, но часть нашей жизни тоже исчезает, в чем-то мы уже не будем прежними. Зато остаются воспоминания, образ друга хранится в памяти. Вот о чем мог подумать Медвежонок.
– Медвежонок вдруг понимает, что Ежик вообще мог не встретиться ему в его жизни, и он никогда не стал бы тем самым Медвежонком. Вот почему он говорит Ежику: “Понял?”.
У.:
– Что именно изменилось бы в жизни Медвежонка? Что бы ушло из нее?
Д.:
– С кем бы Медвежонок протирал звезды, сумерничал, учился понимать друга без слов? Ведь в начале сказки, когда они смотрят на месяц, оба понимают, что чувствует другой.
У.:
– О чем мог подумать Медвежонок, когда Ежик упрямо повторяет: “Нет, ты – есть, а вот меня – нет”? Почему Медвежонок отвернулся и нахмурился?
Д.:
– Может быть, он вдруг представил себе, что это его нет и не было в жизни Ежика. Смог бы его друг стать без него тем самым Ежиком?
У.:
– О чем же эта сказка?
Д.:
– Друзья – как две половинки. Медвежонок и Ежик разные, но именно поэтому они тянутся друг к другу. Плохо когда друг уходит из твоей жизни, но еще хуже представить, что ты мог бы не встретить этого друга и никогда не стать тем, кем стал благодаря ему.
3. Заключительный этап работы с текстом.
а) Чтение в лицах (по желанию).
– Сколько человек должны читать сказку в лицах?
– Трое. Ежик, Медвежонок, слова автора.
б) Ученики делят текст на смысловые части:
I часть: от начала сказки до слов “Ты один. Ну что ты будешь делать?”
II часть: до слов “А если меня совсем нет? ”
III часть: до конца сказки.
в) дети читают тихо, в “тройках” любую часть по выбору, затем по желанию по три человека читают вслух каждую часть.
(Остальные ученики оценивают интонационную выразительность, правильность выбора интонации.)
У.:
– Как вы думаете, почему автор выбрал временем действия этой сказки осень?
Д.:
– Многие люди считают осень печальным временем года, порой прощания и расставания. Часто грустные мысли появляются именно вот в такие “ясные холодные осенние дни”.
4. Этап рефлексии.
– Что дал вам этот урок?
– Мы познакомились с чудесной сказкой, поняли ее смысл, еще раз задумались над тем, что значат для нас наши друзья, и что мы значим для них.
– А теперь домашнее задание на выбор:
а) нарисовать героев сказки,
б) поискать сведения об авторе,
в) вспомнить другие произведения о двух
неразлучных друзьях.
Заключение:
– Кто считает, что по характеру он похож на Медвежонка? На Ежика? Есть ли в нашем классе пары: Ежик и Медвежонок? Вот как их много. Давайте скажем вместе:
“Дружба навсегда!” Будем дружить и понимать друг друга.
Дополнительные сведения об авторе произведения:
Козлов Сергей Григорьевич родился 22 августа 1939 года в Москве. В 1965 году окончил Литературный институт имени Максима Горького. До того как стать профессиональным писателем Сергей Козлов работал в типографии, был токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском Музее-заповеднике “Михайловское”.
Особую известность принесли писателю сказки для детей. Начал он их сочинять в 60-ые годы. По многим сказкам поставлены мультфильмы, в том числе знаменитый “Ежик в тумане”.
В сказках Сергея Козлова нет фантастических чудес и невероятных приключений. В них преобладает мягкая лирика. Но в то же время, писатель не боится говорить с детьми о сложных чувствах: о любви доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти.
Для героев Сергея Козлова нет ничего печальнее одиночества и ничего важнее дружбы. В их мире правит закон доброты. Именно это и находит отклик в сердцах детей и взрослых, любящих чудесные сказки о Ежике, Медвежонке и других обитателях Сказочного Леса.
Писатель умер 9 января 2010 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.