Внеклассное занятие по русскому языку. Тема: "История русского языка".5-й класс.

Разделы: Русский язык


Цели:

  • закрепить полученные знания по словообразованию и фонетике;
  • развивать познавательный интерес к изучению русского языка, расширять кругозор;
  • корректировать логическое мышление, связную речь;
  • воспитывать чувство доброты и отзывчивости.

Оборудование: карта России, портреты русских писателей, иллюстрации,   карточки, предметные картинки.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие по русскому языку. На этом занятии мы узнаем удивительные особенности русского языка. Вы узнаете много нового и с интересом прове-дёте время. Слушайте внимательно и активно участвуйте.

ІІ. Сообщение учителя:

У каждого народа на земле свой язык. В мире насчитывается 10000 языков. Самые известные – это русский, английский, немецкий, французский, китайский и т.д. Мы живём в России. Это самая огромная страна из 185 стран мира. Россия славится великими писателями и поэтами, произведения которых переведены на многие языки мира ( назвать и показать портреты). Мы с вами граждане России и обязаны знать и любить свой язык.

ІІІ. Исторические сведения:

А когда-то много тысячелетий назад первые люди на Земле не умели говорить. Они выглядели примерно так: одевались в шкуры убитых животных, жили в пещерах. Посмотрите на рисунок и скажите, как появились первые звуки? Почему людям было трудно понять друг друга? Люди общались при помощи жестов.

Задание 1:

И в наши дни мы используем жесты при общении . Отгадайте, что я хочу сказать? (Учитель показывает жестами: «Тихо!», «Пока!», «Здравствуй!», «Можно сказать?») Жестами невозможно высказать всё. Люди назвали предметы и получилась речь.

Задание 2:

Передавали свои мысли и желания древние люди при помощи рисунков. Они рисовали угольками на стенах пещер. Представьте, что перед вами древний рисунок. Составьте по нему предложение.

Задание 3:

Потом человек придумал азбуку и научился писать. Писали на камне, на бересте, на пергаменте, пока не придумали бумагу.
Сначала на Руси все слова писали слитно, без пробела между ними. Попробуйте прочитать древнюю запись.

МИРНЕБЕЗДОБРЫХЛЮДЕЙ

– Запишите на листочках высказывание по правилам современного русского языка. Как вы понимаете это высказывание?

Задание 4:

Ещё раньше люди писали только согласными буквами. Догадайтесь, какую сказку мы начали писать?

Ж-л-  б-л-  д-д  д-  б-б-  -  б-л-  -  н-х   к-р-чк-  р-б-.

Впишите пропущенные гласные буквы.

Задание 5:

Со временем некоторые предметы стали называть по-другому. Назовите имена существительные, образованные от этих слов. Объясните их происхождение.

Глаза – очи – очки
Лоб – чело – человек
Палец – перст – напёрсток.

Задание 6:

Есть в русском языке слова, которые звучат одинаково, а имеют разное значение. Скажите, как вы понимаете значение слов : язык пламени, язык человека, язык башмака, язык – речь.

Подведение итогов