Цели:
- закрепить полученные знания по словообразованию и фонетике;
- развивать познавательный интерес к изучению русского языка, расширять кругозор;
- корректировать логическое мышление, связную речь;
- воспитывать чувство доброты и отзывчивости.
Оборудование: карта России, портреты русских писателей, иллюстрации, карточки, предметные картинки.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие по русскому языку. На этом занятии мы узнаем удивительные особенности русского языка. Вы узнаете много нового и с интересом прове-дёте время. Слушайте внимательно и активно участвуйте.
ІІ. Сообщение учителя:
У каждого народа на земле свой язык. В мире насчитывается 10000 языков. Самые известные – это русский, английский, немецкий, французский, китайский и т.д. Мы живём в России. Это самая огромная страна из 185 стран мира. Россия славится великими писателями и поэтами, произведения которых переведены на многие языки мира ( назвать и показать портреты). Мы с вами граждане России и обязаны знать и любить свой язык.
ІІІ. Исторические сведения:
А когда-то много тысячелетий назад первые люди на Земле не умели говорить. Они выглядели примерно так: одевались в шкуры убитых животных, жили в пещерах. Посмотрите на рисунок и скажите, как появились первые звуки? Почему людям было трудно понять друг друга? Люди общались при помощи жестов.
Задание 1:
И в наши дни мы используем жесты при общении . Отгадайте, что я хочу сказать? (Учитель показывает жестами: «Тихо!», «Пока!», «Здравствуй!», «Можно сказать?») Жестами невозможно высказать всё. Люди назвали предметы и получилась речь.
Задание 2:
Передавали свои мысли и желания древние люди при помощи рисунков. Они рисовали угольками на стенах пещер. Представьте, что перед вами древний рисунок. Составьте по нему предложение.
Задание 3:
Потом человек придумал азбуку и научился
писать. Писали на камне, на бересте, на
пергаменте, пока не придумали бумагу.
Сначала на Руси все слова писали слитно, без
пробела между ними. Попробуйте прочитать древнюю
запись.
МИРНЕБЕЗДОБРЫХЛЮДЕЙ
– Запишите на листочках высказывание по правилам современного русского языка. Как вы понимаете это высказывание?
Задание 4:
Ещё раньше люди писали только согласными буквами. Догадайтесь, какую сказку мы начали писать?
Ж-л- б-л- д-д д- б-б- - б-л- - н-х к-р-чк- р-б-.
Впишите пропущенные гласные буквы.
Задание 5:
Со временем некоторые предметы стали называть по-другому. Назовите имена существительные, образованные от этих слов. Объясните их происхождение.
Глаза – очи – очки
Лоб – чело – человек
Палец – перст – напёрсток.
Задание 6:
Есть в русском языке слова, которые звучат одинаково, а имеют разное значение. Скажите, как вы понимаете значение слов : язык пламени, язык человека, язык башмака, язык – речь.
Подведение итогов