Факультативное занятие по русскому языку. Тема: Составление рассказа "Волшебница Зима". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель:

  • учить составлять рассказ, выделять главную мысль, подчинять текст  раскрытию темы, соблюдать связь предложений в тексте;
  • развивать образное представление, расширять словарный запас;
  • коррекция мышления, речи;
  • воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

Наглядность: иллюстрации зимней природы, загадки, отрывки стихотворений о зиме, костюм зимы, музыка Вивальди «Зима»

Словарь: чародейка, жемчуга, алмазы, хрусталь, бахрома

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент: внешний вид учащихся, рапорт.

II. Речевая разминка

Заголовок – окошко для взгляда вперёд,
Посмотри и подумай: что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова всему голова.

Прочитать слова хором и затем объяснить значение высказывания.

III. Определение темы рассказа

Отгадайте загадку
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

– Назовите признаки зимы. Если бы мы составляли рассказ просто о зиме, то перечислили бы признаки зимы и всё, а мы будем составлять рассказ о зиме как о живом существе, которое делает чудеса. Отгадайте загадку и скажите, как можно назвать зиму?

Кто угадай-ка
Седая хозяйка?
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки.

– Мы назовём наш рассказ – «Волшебница  зима».

IV. Составление плана и отбор лексического материала

1. Появление зимы.

– Для раскрытия этой темы нам необходимо представить зиму в образе волшебницы. Как бы вы её представили?

(Ученица в костюме Зимы появляется в классе. Дети описывают костюм и объясняют его значение).

– Представьте, на чём может появиться Волшебница зима? (Белых санях, снеж­ном облаке и т.д.)

2. Волшебство зимы.

Необходимо представить, каким образом совершала чудеса Волшебница зима. Чётко разделяется последовательность выполнения чудес на полях, в лесу, на реке. Для наг­лядного представления рассматриваются цветные фото зимнего пейзажа, где деревья стоят неподвижные и красивые. Предлагается детям прослушать запись музыки Ви­вальди «Зима» и представить как зима украшала всё вокруг.

Беседа по фото:

– Как выглядят поля? С чем можно сравнить снег?

Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов. Легла
Волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

А.С.Пушкин

Дети подчёркивают нужные слова и дополняют своими примерами.

– Как выглядят деревья? В чём красота, с чем можно сравнить?

Не колючий, светло-синий
По ветвям развесил иней,
Погляди хоть ты!
Словно кто-то староватый
Свежей белой пухлой ватой
Все убрал кусты.

А. Фет

– На что похож иней? (На бахрому, жемчуга, алмазы)
– На какую одежду похож снег на елях, на пнях? (Меховые шубы, шапки)
– Что произошло с водой на реке? С чем можно сравнить лёд на реке? (Хрустальный мост)

3. Вывод

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

– Какое чувство возникает глядя на заснеженный лес? После совершения таких чудес до-вольна ли осталась Волшебница зима своей работой?

V. Составление рассказа устно по плану с использованием опорных слов

Волшебница зима

Прилетела Волшебница зима на снежных облаках и стала творить чудеса.
Махнула она левым рукавом и покрыла поляны белоснежным покрывалом. Махнула она правым рукавом и разукрасила деревья жемчугами и алмазами. Елям подарила тёплые шубы, а пням меховые шапки. На реке построила хрустальный мост.
Разукрасила , заколдовала всё вокруг и осталась собой довольна.

VI. Запись рассказа

Предварительно повторяются правила оформления частей текста с красной строки, разгра-ничение предложений знаками препинания, применение орфографических правил.

VII. Подведение итогов

Зачитывание лучших сочинений.