Цель:
- учить составлять рассказ, выделять главную мысль, подчинять текст раскрытию темы, соблюдать связь предложений в тексте;
- развивать образное представление, расширять словарный запас;
- коррекция мышления, речи;
- воспитание любви к природе, чувства прекрасного.
Наглядность: иллюстрации зимней природы, загадки, отрывки стихотворений о зиме, костюм зимы, музыка Вивальди «Зима»
Словарь: чародейка, жемчуга, алмазы, хрусталь, бахрома
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент: внешний вид учащихся, рапорт.
II. Речевая разминка
Заголовок – окошко для взгляда вперёд,
Посмотри и подумай: что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова всему голова.
Прочитать слова хором и затем объяснить значение высказывания.
III. Определение темы рассказа
Отгадайте загадку
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
– Назовите признаки зимы. Если бы мы составляли рассказ просто о зиме, то перечислили бы признаки зимы и всё, а мы будем составлять рассказ о зиме как о живом существе, которое делает чудеса. Отгадайте загадку и скажите, как можно назвать зиму?
Кто угадай-ка
Седая хозяйка?
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки.
– Мы назовём наш рассказ – «Волшебница зима».
IV. Составление плана и отбор лексического материала
1. Появление зимы.
– Для раскрытия этой темы нам необходимо представить зиму в образе волшебницы. Как бы вы её представили?
(Ученица в костюме Зимы появляется в классе. Дети описывают костюм и объясняют его значение).
– Представьте, на чём может появиться Волшебница зима? (Белых санях, снежном облаке и т.д.)
2. Волшебство зимы.
Необходимо представить, каким образом совершала чудеса Волшебница зима. Чётко разделяется последовательность выполнения чудес на полях, в лесу, на реке. Для наглядного представления рассматриваются цветные фото зимнего пейзажа, где деревья стоят неподвижные и красивые. Предлагается детям прослушать запись музыки Вивальди «Зима» и представить как зима украшала всё вокруг.
Беседа по фото:
– Как выглядят поля? С чем можно сравнить снег?
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов. Легла
Волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.А.С.Пушкин
Дети подчёркивают нужные слова и дополняют своими примерами.
– Как выглядят деревья? В чём красота, с чем можно сравнить?
Не колючий, светло-синий
По ветвям развесил иней,
Погляди хоть ты!
Словно кто-то староватый
Свежей белой пухлой ватой
Все убрал кусты.А. Фет
– На что похож иней? (На бахрому, жемчуга,
алмазы)
– На какую одежду похож снег на елях, на пнях? (Меховые
шубы, шапки)
– Что произошло с водой на реке? С чем можно
сравнить лёд на реке? (Хрустальный мост)
3. Вывод
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.Ф. Тютчев
– Какое чувство возникает глядя на заснеженный лес? После совершения таких чудес до-вольна ли осталась Волшебница зима своей работой?
V. Составление рассказа устно по плану с использованием опорных слов
Волшебница зима
Прилетела Волшебница зима на снежных облаках и
стала творить чудеса.
Махнула она левым рукавом и покрыла поляны
белоснежным покрывалом. Махнула она правым
рукавом и разукрасила деревья жемчугами и
алмазами. Елям подарила тёплые шубы, а пням
меховые шапки. На реке построила хрустальный
мост.
Разукрасила , заколдовала всё вокруг и осталась
собой довольна.
VI. Запись рассказа
Предварительно повторяются правила оформления частей текста с красной строки, разгра-ничение предложений знаками препинания, применение орфографических правил.
VII. Подведение итогов
Зачитывание лучших сочинений.