Игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами деятельности. Игра дает для развития ребенка: способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения; ориентироваться в сфере человеческих отношений; координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми; находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.
Цель: раскрытие личности ребенка, развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой и театрализованной деятельности.
Задачи:
- Обеспечивать развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.
- Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.
- Предоставлять для игры время и место.
- Развитие речевой активности дошкольников, способность к творчеству в игре.
- Создать условия для совместной игровой и театрализованной деятельности детей и взрослых (изготовление атрибутов, костюмов, постановка совместных спектаклей, праздников с участием детей, родителей, сотрудников, организации выступления детей старших групп перед младшими).
Формы организации: сюжетно-ролевые, дидактические игры; праздники; развлечения; спектакли; театрализованные действия.
Проектирование предметно-пространственной среды:
- Учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.
- Особенности его эмоционально-личностного развития.
- Интересы, склонности, творческие способности.
- Возрастные и полоролевые особенности.
Игры |
Цели |
Месяц |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Инсценировка рассказа Н.Носова «Заплатка» |
– Формировать умение детей делиться на
подгруппы в соответствии с сюжетом и по
окончании заданного игрового действия снова
объединяться в единый коллектив; воспитывать
уважение к труду швеи, модельера, закройщика,
расширять представление о том, что их труд
коллективный, что от добросовестной работы
одного человека зависит качество труда другого;
развивать умения применять в игре знания о
способах измерения, развивать диалогическую
речь. – Учить классифицировать предметы по существенному признаку. – Учить актерскому мастерству; развивать диалогическую и связную речь; воспитание уважения друг к другу, взаимоподдержки. |
Октябрь |
Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»
Дидактическая игра «Четыре стихии» Разгадывание кроссворда «Телевидение»
|
– Закреплять ролевые действия
работников телевидения, показать, что их труд –
коллективный, от качества работы одного зависит
результат всего коллектива; закреплять
представление детей о средствах массовой
информации, о роли телевидения в жизни людей. – Развивать внимание, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора. – Расширять кругозор детей, развивать память. |
Ноябрь |
Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»
Инсценировка рассказа Н.Носова«Автомобиль» |
– Развивать дружеское отношение друг к
другу, умение распределять роли и действовать в
соответствии с принятой на себя ролью;
воспитывать уважение к труду работников
инспекции безопасности движения, закреплять
представление об их значении для жизни города,
условиях труда и взаимоотношениях «инспектор –
водитель», «инспектор – пешеход»; развивать
диалогическую речь. – Развивать логическое мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки. – Продолжать учить актерскому мастерству, развивать диалогическую и связную речь, воспитывать уважение друг к другу. |
Декабрь |
Сюжетно-ролевая игра «Моряки»
Дидактическая игра «Будь внимателен» Кукольный спектакль для детей младшего возраста «Почему вода в морях стала соленая» |
– Научить детей самостоятельно
распределять роли и действовать в соответствии с
ними, самостоятельно делать необходимые
постройки; отображать в игре знания детей об
окружающей жизни, формировать навыки
позитивного общения детей и доброжелательного
отношения в группе. – Развивать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. – Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду; развивать умение выразительно передавать образы персонажей сказки; привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке; активизировать в речи детей образные выражения. |
Январь |
Сюжетно-ролевая игра «Кафе
«Макдоналдс»
Кукольный театр «Колосок» (русская народная сказка) |
– Продолжать учить самостоятельно
распределять роли и действовать в соответствии с
ролью, учить самостоятельно создавать
необходимые постройки, формировать навыки
доброжелательного отношения детей; побуждать
детей более широко использовать в играх знания
об окружающей жизни. – Продолжать закреплять знания детей об этапах производства хлеба.
|
Февраль |
Сюжетно-ролевая игра «Банк»
Теневой театр «У бабушки козел» (русская народная сказка) |
– Выбирать роль и действовать в
соответствии с ней, формировать навыки
сотрудничества; Отражать в игре явления
социальной действительности, закреплять правила
поведения в общественных местах, формировать
навыки речевого этикета. – Развивать память, наблюдательность, мышление. – Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой; самостоятельно обыгрывать. |
Март |
Сюжетно-ролевая игра «Исследователи
космоса»
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна» |
– Продолжать детей самостоятельно
распределять роли, понимать воображаемую
ситуацию и действовать в соответствии с ней,
закреплять знания детей об исследованиях в
области космоса, о специфических условиях труда
исследователей, учить моделировать игровой
диалог, использовать различные конструкторы,
строительные материалы, предметы-заместители; развивать творческое воображение, связную речь детей. – Развивать умение разделять сложные фигуры на составные части и собирать их из частей.
|
Апрель |
Сюжетно-ролевая игра «Музей»
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет» Сказочная инсценировка «Как спастись от коварных волшебниц – Лени, Скуки и Жадности» |
– Продолжать детей самостоятельно
распределять роли и действовать в соответствии с
ними; отображать в игре события общественной
жизни, нормы общественной жизни, поведения в
культурных местах; учить внимательно,
доброжелательно относиться друг к другу;
развивать речь детей, обогащать словарь детей. – Развитие зрительно-моторной памяти.
|
Май |