"Игровая деятельность в ДОУ" (работа с дошкольниками)

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами деятельности. Игра дает для развития ребенка: способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения; ориентироваться в сфере человеческих отношений; координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми; находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

Цель: раскрытие личности ребенка, развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой и театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Обеспечивать развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.
  • Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.
  • Предоставлять для игры время и место.
  • Развитие речевой активности дошкольников, способность к    творчеству в игре.
  • Создать условия для совместной игровой и театрализованной деятельности детей и взрослых (изготовление атрибутов, костюмов, постановка совместных спектаклей, праздников с участием детей, родителей, сотрудников, организации выступления детей старших групп перед младшими).

Формы организации: сюжетно-ролевые, дидактические игры; праздники; развлечения; спектакли; театрализованные действия.

Проектирование предметно-пространственной среды:

  •  Учитывать индивидуальные социально-психологические особенности   ребенка.
  •  Особенности его эмоционально-личностного развития.
  •  Интересы, склонности, творческие способности.
  •  Возрастные и полоролевые особенности.

Игры

Цели

Месяц

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

 


Дидактическая игра «Найди лишнее»

Инсценировка рассказа Н.Носова «Заплатка»

– Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив; воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представление о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого; развивать умения применять в игре знания о способах измерения, развивать диалогическую речь.

– Учить классифицировать предметы по существенному признаку.

– Учить актерскому мастерству; развивать диалогическую и связную речь; воспитание уважения друг к другу, взаимоподдержки.

Октябрь
Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

 

Дидактическая игра «Четыре стихии»

Разгадывание кроссворда «Телевидение»

 

– Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива; закреплять представление детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

– Развивать внимание, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора.

– Расширять кругозор детей, развивать память.

Ноябрь
Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»

 


Дидактическая игра «Да – нет»

Инсценировка рассказа Н.Носова«Автомобиль»

– Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор – водитель», «инспектор – пешеход»; развивать диалогическую речь.

– Развивать логическое мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки.

– Продолжать учить актерскому мастерству, развивать диалогическую и связную речь, воспитывать уважение друг к другу.

Декабрь
Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

 

Дидактическая игра «Будь внимателен»

Кукольный спектакль для детей младшего возраста «Почему вода в морях стала соленая»

– Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки; отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.

– Развивать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

– Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду; развивать умение выразительно передавать образы персонажей сказки; привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке; активизировать в речи детей образные выражения.

Январь
Сюжетно-ролевая игра «Кафе «Макдоналдс»


Дидактическая игра «От зернышка до булочки»

Кукольный театр «Колосок» (русская народная сказка)

– Продолжать учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

 – Продолжать закреплять знания детей об этапах производства хлеба.


– Учить детей выражать собственное эмоциональное отношение к происходящему с передачей слов, диалога и т.д.; активизировать словарный запас детей.

Февраль
Сюжетно-ролевая игра «Банк»


Дидактическая игра «Что изменилось»

Теневой театр «У бабушки козел» (русская народная сказка)

– Выбирать роль и действовать  в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества; Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

– Развивать память, наблюдательность, мышление.

– Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой; самостоятельно обыгрывать.

Март
Сюжетно-ролевая игра «Исследователи космоса»

 

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна»

– Продолжать детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней, закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители;
развивать творческое воображение, связную речь детей.

– Развивать умение разделять сложные фигуры на составные части и собирать их из частей.


– Подводить детей к восприятию сказки; совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки; формировать дружеские отношения.

Апрель
Сюжетно-ролевая игра «Музей»

 

Дидактическая игра «Кто быстрее соберет»

Сказочная инсценировка «Как спастись от коварных волшебниц – Лени, Скуки и Жадности»

– Продолжать детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними; отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах; учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу; развивать речь детей, обогащать словарь детей.

– Развитие зрительно-моторной памяти.


– Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду; развивать умение выразительно передавать образы персонажей сказки; привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке; активизировать в речи детей образные выражения.

Май