Урок-тренинг по теме "Состав слова" в форме игры-путешествия

Разделы: Русский язык


Цели урока.

  • Образовательные:
    • повторить написание предлогов и приставок,
    • учить разбирать слова по составу,
    • повторить написание корневых орфограмм,
    • учить работать с деформированным текстом.
  • Развивающие:
    • развивать логику и внимания.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Учебные материалы: географическая карта, индивидуальные карточки со словами для разбора по составу, магнитофон или компьютер.

ХОД УРОКА

I. Повторение изученного

Учитель. Ребята, сегодня на уроке русского языка мы совершим необычное путешествие на корабле к восточным берегам нашей страны. (Показывается карта России.) Наш корабль должен запастись топливом, а его составляющими являются приставка, корень, суффикс, окончание. Давайте вспомним, что мы знаем об этих частях слова. (Дети вспоминают правила, приводят примеры.)

II. Основная часть урока

1. Работа над составом слова

Учитель. Ребята, перед отплытием выяснилось, что часть команды опаздывает. Сейчас мы посмотрим на доску и попробуем догадаться, кто оказался опоздавшим. Запись на доске.
Мотор, о, лаз, по, вод, ист, вар.

(Один ученик составляет слова, записывает их на доске и разбирает  по составу. Остальные делают это в тетради,  сверяют с доской.)

2. Работа по вариантам

Учитель. Боцман перед выходом в море дал каждому варианту задание, чтобы убедиться в том, что всё готово к походу.
Перед вами карточки со словами. Запишите их   в тетрадь, разберите по составу.

1 в.(слабая гр.)

морской
морячок
поморы

2 в (средняя гр.)

водяной
подводник
водичка

3 в(сильная гр.)

штормить
штормовой
заштормило.

(Правильность разбора слов проверяется детьми из каждого варианта вслух.)

3. Повторение правописания предлогов и приставок

Учитель. Наконец наш капитан получил радиограмму, мы попробуем её расшифровать. Кто хочет стать радистом? Текст на доске.

(Вы)ходить (в)море (в)десять (В)случае штормовой погоды (в)стать (на)якорь (в)порту города (Северо)морска.

(Радист выходит к доске и объясняет все трудности написания слов в радиограмме, всё поправляет. Учитель закрывает текст, просит детей написать его по памяти.)

4. Работа над орфографической зоркостью

Учитель. И вот мы в море, но оно не предсказуемо. Вдруг начался шторм, пришлось остановиться в порту согласно радиограмме. Все на корабле отдыхают, кто-то пытается напевать знакомую мелодию. Один из матросов-новичков вспомнил слова этой песни.

(Учитель раздаёт детям листочки с текстом песни.)

Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыпка это флаккарабля.
Капитан, капитан, подтинитесь,
Только смелым пакаряютсямаря.

Учитель. Ребята, исправьте ошибки в словах и запишите припев песни в тетрадь.

5. Физкультминутка (музыкальная пауза)

(Ученикам предлагается спеть эту песню под фонограмму.)

6. Составление слова из разных морфем

Учитель. Чтобы поднять настроение, повар испёк торт. Он дал ему особое название.

(Выходит ученик, одетый в одежду повара и просит отгадать, как он назвал торт.)

Название торта состоит из трёх слов. Первое слово является приставкой в слове «неправда», корень второго слова вы найдёте в слове «вешалка», суффикс второго слова в слове «копать», его окончание такое как в слове «плыть», а третье слово является корнем слова «поднос». («Не вешать нос» – название торта).

– Ребята, какой синоним можно подобрать к названию торта? (Не унывать)

(Дети записывают название торта и синонимы в тетрадь.) – слабая и средняя группа, а сильная группа придумывает свое название, используя тот же принцип.

7. Работа над деформированным текстом

Учитель. Вдруг на корабле послышался удар колокола, все собрались на палубе. Из моря была выловлена бутылка, а в ней находилась записка. Некоторые буквы в тексте были размыты водой. Нашему экипажу необходимо восстановить написанное.

(Учитель раздает по вариантам две части одного текста и просит вставить буквы, смытые водой, записать текст своего варианта в тетрадь)

1-й вариант.

Другой во..можности дать о себе и..вестие нет. С во..ходом со..нцап..пытаемсяра..жечь к..стёр и и..следовать местность. Продукты на и..ходе. З..пасы в..дыи..расходованы. Просим пом..щи.

2-й вариант.

Наш к..рабль ..бился с курса и н..летел на скалы.Н..ходимся в районе острова Безмятежного. Работу по сп.хению экипажа возглавил ст..ршина Р..скольников. Люди и..мучены и обе..силены.

Учитель. Какая часть будет первой? Прочитайте. Как её назовём? Какая главная мысль второй части? Дайте ей название. Как мы поступим? Будем идти своим курсом или изменим его? (Дети принимают решение.)

III. Подведение итогов урока

На этом пути нам нельзя забывать о пословице, ставшей девизом нашего экипажа: « Один за всех, и все за одного».

Учитель благодарит учеников за правильно принятое решение.

Учитель. Какую тему вы повторяли на уроке? Чему учились?

Учитель отмечает детей, активно работающих на уроке.

IV. Домашнее задание

Придумать рассказ о том, как удалось спасти людей, попавших в беду, написать его в тетради.

Список литературы.

  1. «На берегах Лингвинии»:  Занимательный задачник по русскому  языку. Книга  для учащихся.  Л.Д.Чеснокова,  С.Г.Букаренко, Л.Л.Дроботова и др. под редакцией Л.Д. Чесноковой, М.: Просвещение. Учебная литература 1996 г.
  2. «Русский язык – это интересно!» Книга для учителя. – Москва: «Московский лицей», Брянск 1997 г.
  3. В.Волина «Веселая грамматика». – М.:Знание,1995 г.
  4. В.А.Шукейло «Русский язык в начальных классах». Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения – СПб, «СМИО Пресс» – 1999 г.
  5. Т.Г. Рамзаева  «Русский язык»4 кл. в четырех частях – М.: Дрофа,2007 г.