Русский язык. Тема урока: "Местоимения 1, 2, 3-го лица. Упражнения в правописании предлогов с местоимениями". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Цель урока: закрепить знания о личных местоимениях, их роли в предложении и правописании местоимений с предлогами.

Задачи:

  • научить находить личные местоимения среди других частей речи;
  • уметь ставить местоимения в разные падежные формы;
  • развивать чувство ответственности за свою работу и работу своих товарищей.

ХОД УРОКА

№ п/п Этап урока Действия учителя Действия учеников Примечания
1. Орг.момент 1. Проверка готовности к уроку.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Число. Классная работа. Объяснение орфограмм.
 

Запись в тетради числа и классной работы

 
2. Чистописание яLя – яLя
– Что можете сказать про букву Я?

– Расскажите, что вы знаете о местоимениях.
– Составьте предложение с местоимением Я.

– Подчеркните грамматическую основу предложения, определите части речи. Устно дайте характеристику предложения, составьте схему.

– она гласная, бывает ударной или безударной, обозначает 2 звука, когда стоит вначале слова, после гласных, Ъ и Ь.
Это местоимение.

Один ученик выполняет задание на доске.

Соединение строчной буквы Я с петлей вверху с буквой Я

 

Запись лучшего предложения на доске и в тетрадях.

3. Работа с новым материалом – Посмотрите, сколько мы уже знаем о местоимениях, даже подлежащее бывает выражено местоимением. Сегодня мы продолжим знакомство.
Прочитайте загадку, записанную на доске.

Ты упала мне под ноги,
Растянулась на дороге,
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать,
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа.

– Сколько местоимений вам встретилось?
– Назовите их.

 

– Что можете сказать про местоимение ТЫ?

– Есть ли здесь еще местоимения 2 лица ед.ч.? Докажите.
– Найдите местоимения 1 лица ед.ч.

– Прочитайте местоимения с предлогами.
– Как вы думаете, почему местоимения пишутся раздельно с предлогами?  

– Спишите загадку, подчеркните местоимения 1 лица ед.ч синим цветом, 2 лица ед.ч. – красным. Выделите предлоги.
– С какой частью речи еще употребляются предлоги в этой загадке?

– Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне. Обозначьте орфограммы.

– Есть ли слова из словаря?
– Подчеркните безударную гласную.
– В какой части слова еще встречаются безударные гласные? Можно ли их проверить? Что делать?

 

 

 

 

 

(тень)

7
Ученики называют местоимения, учитель подчеркивает их на доске.

Ты – 2лица, ед.ч.

Тебя. н.ф. –Ты

Я, Мне, Меня

На меня
Местоимения используются вместо слов –предметов, а слова с предлогами пишутся раздельно.

 

Предлоги употребляются с существительными.

– растянулась (ударение падает на 3 слог на гласную букву У, корень –тян-, безударная гласная в корне Я, проверочное слово ТЯНЕТ)
– шагаю (шаг)
– на дороге
– в приставке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики списывают и выполняют задания.

На доске и в тетради обозначить орфограммы

4. Физкультминутка для глаз.      
5. Повторение пройденного материала 1. – Мы в загадке встретились с местоимениями в начальной и косвенных формах. Для некоторых ребят пока еще очень трудно поставить местоимения в начальную форму.
Выполняем упражнение №295
– Что общего во всех словах?
– Как пишутся местоимения с предлогами?

2. Глазки вам помогли увидеть местоимения, а теперь посмотрим, как вам помогут ушки. Я буду читать отрывки из известных вам произведений, а вы постарайтесь услышать и записать только местоимения (может быть с предлогами).

– Но пузатый от меня убежал, как от огня.
– А за ними пирожок: «Ну-ка, съешь меня, дружок». (Мойдодыр. К.Чуковский)
– Ведь ты б у нас была Царь-птица! (Ворона и Лисица. И.Крылов).
– Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. (Лебедь, Щука и Рак. И Крылов)

3. Проверка. Поменяйтесь тетрадками и проверьте.

4. Самостоятельная работа на карточках:

Задание: Замени имена существительные местоимениями. Подчеркни  в местоимениях  букву Н и выдели стоящие перед ними предлоги. Запомни: у местоимений 3-го лица после предлогов пишется буква Н.

Образец: гулял с друзьями – гулял с ними.

1. Встречалась с подругой, ходила к другу, учился  с Мишей, играла с девочкой, заинтересовалась книгами.

 

 

– они все с предлогами

 

 

 

От меня – 1 л., ед.ч.
За ними – 3 л., мн.ч.,
Меня – 1 л., ед.ч.
Ты – 2 л., ед.ч.
У нас – 1 л., мн.ч.
Из них – 3 л., мн.ч.
Нам – 1л., мн.ч.

 

 

Упражнение сначала разбирается, затем выполняется

 

 

Местоимения записываются в столбик, затем определяется лицо и число. Один ученик работает на индивидуальной доске.
Ученики ставят «+» если слово выписано верно и все правильно определено.

6. Итог урока. – Что такое местоимение?
– Назовите постоянный признак?
– Как изменяются местоимения?
– Как пишутся с предлогами? Почему?
   
7. Домашнее задание 1. Найти 5 предложений с местоимениями, списать и определить лицо и число.