Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Цель урока: закрепить знания о личных местоимениях, их роли в предложении и правописании местоимений с предлогами.
Задачи:
- научить находить личные местоимения среди других частей речи;
- уметь ставить местоимения в разные падежные формы;
- развивать чувство ответственности за свою работу и работу своих товарищей.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап урока | Действия учителя | Действия учеников | Примечания |
1. | Орг.момент | 1. Проверка готовности к уроку. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Число. Классная работа. Объяснение орфограмм. |
Запись в тетради числа и классной работы |
|
2. | Чистописание | яLя – яLя – Что можете сказать про букву Я? – Расскажите,
что вы знаете о местоимениях. – Подчеркните грамматическую основу предложения, определите части речи. Устно дайте характеристику предложения, составьте схему. |
– она гласная, бывает ударной или
безударной, обозначает 2 звука, когда стоит
вначале слова, после гласных, Ъ и Ь. Это местоимение. Один ученик выполняет задание на доске. |
Соединение строчной буквы Я с петлей
вверху с буквой Я
Запись лучшего предложения на доске и в тетрадях. |
3. | Работа с новым материалом | – Посмотрите, сколько мы уже знаем о
местоимениях, даже подлежащее бывает выражено
местоимением. Сегодня мы продолжим знакомство. Прочитайте загадку, записанную на доске.
– Сколько местоимений вам встретилось?
– Что можете сказать про местоимение ТЫ? – Есть ли здесь еще местоимения 2 лица ед.ч.?
Докажите. – Прочитайте местоимения с предлогами. – Спишите загадку, подчеркните местоимения 1
лица ед.ч синим цветом, 2 лица ед.ч. – красным.
Выделите предлоги. – Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне. Обозначьте орфограммы. – Есть ли слова из словаря? |
(тень) 7 Ты – 2лица, ед.ч. Тебя. н.ф. –Ты Я, Мне, Меня На меня
Предлоги употребляются с существительными. – растянулась (ударение падает на 3 слог на
гласную букву У, корень –тян-, безударная гласная
в корне Я, проверочное слово ТЯНЕТ) |
Ученики списывают и выполняют задания. На доске и в тетради обозначить орфограммы |
4. | Физкультминутка для глаз. | |||
5. | Повторение пройденного материала | 1. – Мы в загадке встретились с
местоимениями в начальной и косвенных формах.
Для некоторых ребят пока еще очень трудно
поставить местоимения в начальную форму. Выполняем упражнение №295 – Что общего во всех словах? – Как пишутся местоимения с предлогами? 2. Глазки вам помогли увидеть местоимения, а теперь посмотрим, как вам помогут ушки. Я буду читать отрывки из известных вам произведений, а вы постарайтесь услышать и записать только местоимения (может быть с предлогами). – Но пузатый от меня убежал, как от огня. 3. Проверка. Поменяйтесь тетрадками и проверьте. 4. Самостоятельная работа на карточках: Задание: Замени имена существительные местоимениями. Подчеркни в местоимениях букву Н и выдели стоящие перед ними предлоги. Запомни: у местоимений 3-го лица после предлогов пишется буква Н. Образец: гулял с друзьями – гулял с ними. 1. Встречалась с подругой, ходила к другу, учился с Мишей, играла с девочкой, заинтересовалась книгами. |
– они все с предлогами
От меня – 1 л., ед.ч. |
Упражнение сначала разбирается, затем выполняется
Местоимения записываются в столбик, затем
определяется лицо и число. Один ученик работает
на индивидуальной доске. |
6. | Итог урока. | – Что такое местоимение? – Назовите постоянный признак? – Как изменяются местоимения? – Как пишутся с предлогами? Почему? |
||
7. | Домашнее задание | 1. Найти 5 предложений с местоимениями, списать и определить лицо и число. |