Коррекционное занятие "Кто построил этот дом?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    • закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке;
    • уточнение и актуализация словаря по теме (архитектор, каменщик, кровельщик, плотник, маляр);
    • закрепление умения сравнивать 2 группы предметов, используя в речи выражения «больше, чем …на; меньше, чем … на»;
    • уточнение знаний о геометрических фигурах треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник;
    • обобщение и закрепление пространственных  понятий «слева направо, посередине, вверху, внизу» в действиях с конкретными предметами на плоскости.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;
    • автоматизации звуков в речи.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Демонстрационный материал: иллюстрации разных зданий.

Раздаточный материал: разрезные картинки, набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник), линейки и  карандаши. Счетные палочки, схемы лабиринтов, цифры, знаки < ,  >.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Создание эмоционально положительного фона. Уточнение, расширение и активизация словаря.

Жил-был на свете один мальчик Андрей. Он ходил в детский садик и мечтал стать строителем. В детском саду он часто играл с конструктором. И вот однажды, когда он вырос, то построил… А что он построил, вы узнаете, когда сложите эти картинки.
– Что же построил Андрей? (Дом, здание, строение, сооружение).
– Кто помогал Андрею построить все эти здания?
– Как называют людей, работающих на стройке?

II. Основная часть

– Мы сегодня узнаем «Кто построил этот дом?» (стихотворение С. Баруздина.)

1. Архитектор

Умение пользоваться линейкой и карандашом.

Читает ребенок:

Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.

– Что делает архитектор? (Архитектор создает проект дома).
– Сейчас все вы будите архитекторами. С помощью линейки и карандаша начертите проект дома.
– Из каких геометрических фигур состоит дом? (Приложение 1, рисунок 1)

2. Каменщик

Работа с раздаточным материалом. Совершенствование мелкой моторики.

Читает ребенок:

Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом. 

– Что делают каменщики на стройке? (Каменщики кладут стены дома из кирпича.)
– Каменщики должны уметь хорошо считать кирпичи.
– Назовите число больше, чем 7 на 2.
– Что для этого нужно сделать? Чтобы найти число больше, чем 7 на 2, нужно к 7 + 2. Какое получится число? Число 9.
– Выложите прямоугольные «кирпичи» в 1 ряду столько, сколько у нас получилось, когда мы к 7 + 2 = 9.
– Откуда начинаем выкладывать «кирпичи»?
(«Кирпичи» выкладываем слева на право.)
– Сколько кирпичей положил Коля?
– Выложите квадратные «кирпичи» во 2 ряду столько, чтобы их было на 2 меньше, чем в 1 ряду.
– Сколько кирпичей положил Алеша? (7)
– Что можно сказать про прямоугольные «кирпичи»?
– Прямоугольных «кирпичей», больше на 2, чем квадратных. Квадратных «кирпичей», меньше, на 2 , чем прямоугольных. 7 < 9.

3. Зрительная гимнастика:

– Возьмите картинки, где нарисованы солнышко и березка. Придумайте названия улицам.
– Какие названия придумали? (Улица Солнечная и улица Березовая.)
– На улице Солнечной постройте в ряд 8 низеньких домиков.
– А на улице Березовой постройте в ряд на 2 больше высоких домов.
– Что можно сказать про дома на Березовой улице?
– На Березовой улице высоких домов больше на 2, чем на Солнечной улице.
–  А что можно сказать про низенькие домики?
– Низеньких домиков на Солнечной улице меньше на 2, чем на Березовой улице. Молодцы!

8 < 10.

4. Кровельщик

Читает ребенок:

Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом

III. Физкультурная пауза «Кровельщик»

Координация речи с движением.

То не град, то не гром –                Стоят лицом в круг и изображают удары « молотком».
Кровельщик на крыше.                 Тянутся на носочках, подняв руки.
Бьет он громко молотком –          Вновь удары « молотком».
Вся округа слышит.                       Закрывают руки руками.
Он железом кроет дом,                 Широко разводят руки в стороны.
Чтобы сухо было в нем.                Наклоняются, касаются носков руками.

5. Плотник

Читает ребенок:

Летят опилки белые
Летят из-под пилы:
Это плотник делает,
Рамы и полы.

Работа со счетными палочками. Совершенствование тонкой моторики.

– Возьмите 4 счетные палочки и сложите из них геометрическую фигуру.
– Какая геометрическая фигура получилась? (Квадрат.)
– Молодцы! Возьмите еще 2 палочки и положите их так, чтобы получилось окно.
– Сколько палочек пошло на окно?  (6)
– Сколько палочек ушло на 2 окна?  (12)
– Из каких материалов делают окна в домах?  (Из дерева, из пластика).
Тактильные ощущения.
– Пластик на ощупь, какой? (Гладкий).
– Дерево на ощупь, какое? (Шероховатое).
– Окна из пластика, какие? А из дерева? (Пластиковые, деревянные.) Молодцы!

6. Маляр

Артикуляционная гимнастика

Читает воспитатель, дети выполняют артикуляционное упражнение «маляр».

Красить комнаты пора –
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес
Механический насос.

7. Пройди лабиринт (Приложение 1, рисунок 2).

Личностно-ориентированный подход. (Девочки, мальчики).

– Мальчик Андрей, когда вырос, стал архитектором и спроектировал много домов.
– Ребята, каждый из вас живет в красивом, светлом доме.
– Скажите, какой ваш дом? (Многоэтажный, пятиэтажный, кирпичный, теплый).
– Молодцы! Назовите свой домашний адрес. А теперь пройдите к своему дому.

Дети рисуют дорогу в лабиринте к своему дому.

IV. Итог занятия

– Кто построил этот дом?
– Сколько строительных профессий мы назвали?