Цели:
- Коррекционно-образовательные:
- закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке;
- уточнение и актуализация словаря по теме (архитектор, каменщик, кровельщик, плотник, маляр);
- закрепление умения сравнивать 2 группы предметов, используя в речи выражения «больше, чем …на; меньше, чем … на»;
- уточнение знаний о геометрических фигурах треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник;
- обобщение и закрепление пространственных понятий «слева направо, посередине, вверху, внизу» в действиях с конкретными предметами на плоскости.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;
- автоматизации звуков в речи.
- Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Демонстрационный материал: иллюстрации разных зданий.
Раздаточный материал: разрезные картинки, набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник), линейки и карандаши. Счетные палочки, схемы лабиринтов, цифры, знаки < , >.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Создание эмоционально положительного фона. Уточнение, расширение и активизация словаря.
Жил-был на свете один мальчик Андрей. Он ходил в
детский садик и мечтал стать строителем. В
детском саду он часто играл с конструктором. И
вот однажды, когда он вырос, то построил… А что он
построил, вы узнаете, когда сложите эти картинки.
– Что же построил Андрей? (Дом, здание,
строение, сооружение).
– Кто помогал Андрею построить все эти здания?
– Как называют людей, работающих на стройке?
II. Основная часть
– Мы сегодня узнаем «Кто построил этот дом?» (стихотворение С. Баруздина.)
1. Архитектор
Умение пользоваться линейкой и карандашом.
Читает ребенок:
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
– Что делает архитектор? (Архитектор создает
проект дома).
– Сейчас все вы будите архитекторами. С помощью
линейки и карандаша начертите проект дома.
– Из каких геометрических фигур состоит дом? (Приложение 1, рисунок 1)
2. Каменщик
Работа с раздаточным материалом. Совершенствование мелкой моторики.
Читает ребенок:
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом.
– Что делают каменщики на стройке? (Каменщики
кладут стены дома из кирпича.)
– Каменщики должны уметь хорошо считать кирпичи.
– Назовите число больше, чем 7 на 2.
– Что для этого нужно сделать? Чтобы найти число
больше, чем 7 на 2, нужно к 7 + 2. Какое получится
число? Число 9.
– Выложите прямоугольные «кирпичи» в 1 ряду
столько, сколько у нас получилось, когда мы к 7 + 2 =
9.
– Откуда начинаем выкладывать «кирпичи»?
(«Кирпичи» выкладываем слева на право.)
– Сколько кирпичей положил Коля?
– Выложите квадратные «кирпичи» во 2 ряду
столько, чтобы их было на 2 меньше, чем в 1 ряду.
– Сколько кирпичей положил Алеша? (7)
– Что можно сказать про прямоугольные «кирпичи»?
– Прямоугольных «кирпичей», больше на 2, чем
квадратных. Квадратных «кирпичей», меньше, на 2 ,
чем прямоугольных. 7 < 9.
3. Зрительная гимнастика:
– Возьмите картинки, где нарисованы солнышко и
березка. Придумайте названия улицам.
– Какие названия придумали? (Улица Солнечная и
улица Березовая.)
– На улице Солнечной постройте в ряд 8 низеньких
домиков.
– А на улице Березовой постройте в ряд на 2 больше
высоких домов.
– Что можно сказать про дома на Березовой улице?
– На Березовой улице высоких домов больше на 2,
чем на Солнечной улице.
– А что можно сказать про низенькие домики?
– Низеньких домиков на Солнечной улице меньше на
2, чем на Березовой улице. Молодцы!
8 < 10.
4. Кровельщик
Читает ребенок:
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом
III. Физкультурная пауза «Кровельщик»
Координация речи с движением.
То не град, то не гром – Стоят лицом в круг и изображают удары « молотком».
Кровельщик на крыше. Тянутся на носочках, подняв руки.
Бьет он громко молотком – Вновь удары « молотком».
Вся округа слышит. Закрывают руки руками.
Он железом кроет дом, Широко разводят руки в стороны.
Чтобы сухо было в нем. Наклоняются, касаются носков руками.
5. Плотник
Читает ребенок:
Летят опилки белые
Летят из-под пилы:
Это плотник делает,
Рамы и полы.
Работа со счетными палочками. Совершенствование тонкой моторики.
– Возьмите 4 счетные палочки и сложите из них
геометрическую фигуру.
– Какая геометрическая фигура получилась? (Квадрат.)
– Молодцы! Возьмите еще 2 палочки и положите их
так, чтобы получилось окно.
– Сколько палочек пошло на окно? (6)
– Сколько палочек ушло на 2 окна? (12)
– Из каких материалов делают окна в домах? (Из
дерева, из пластика).
Тактильные ощущения.
– Пластик на ощупь, какой? (Гладкий).
– Дерево на ощупь, какое? (Шероховатое).
– Окна из пластика, какие? А из дерева? (Пластиковые,
деревянные.) Молодцы!
6. Маляр
Артикуляционная гимнастика
Читает воспитатель, дети выполняют артикуляционное упражнение «маляр».
Красить комнаты пора –
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес
Механический насос.
7. Пройди лабиринт (Приложение 1, рисунок 2).
Личностно-ориентированный подход. (Девочки, мальчики).
– Мальчик Андрей, когда вырос, стал
архитектором и спроектировал много домов.
– Ребята, каждый из вас живет в красивом, светлом
доме.
– Скажите, какой ваш дом? (Многоэтажный,
пятиэтажный, кирпичный, теплый).
– Молодцы! Назовите свой домашний адрес. А теперь
пройдите к своему дому.
Дети рисуют дорогу в лабиринте к своему дому.
IV. Итог занятия
– Кто построил этот дом?
– Сколько строительных профессий мы назвали?