Цели.
Образовательная: познакомить учащихся со способом определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями; формировать навык правописания безударных окончаний глаголов.
Развивающая: развивать речь, творческое мышление.
Воспитывающая: воспитывать внимание, коллективизм, уважительное отношение к одноклассникам.
Ход урока
1. Подготовка кисти руки к письму. Число. Классная работа.
2. Чистописание. Дадб двдг
Найди закономерность, продолжи запись.
I. Организационный момент.
— Под каким девизом мы работаем на уроках русского языка? Грамоте учиться — всегда пригодится.
— Давайте вспомним правила, которые помогут дружно работать и приобретать новые знания.
- Сначала подумай, потом скажи.
- Учись слушать, научишься и говорить.
- Не стыдись ошибиться, стыдись не учиться.
- Знаешь, сам, помоги товарищу.
II. Вхождение в тему.
Угадай!
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Всё расскажет нам….
О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?
III.Стадия вызова.
Приём “Продолжи фразу”
(Ученик “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)
Каждый ученик работает по карточк:
а) Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется … (глаголом).
б) Не с глаголами пишется отдельно. (Отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (Что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …. (Ть, ти,чь)
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и … (По числам, в ед. ч. – родам), в нас. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам)
е) В предложении глагол является …. (Сказуемым)
ж) Спряжение – это … (Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
У. Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?”
У. Проверим вашу работу.
(Несколько пар зачитывают свои ответы. При несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения).
Прочитайте слова: ночует, бежит, трещал, малыш, идут, строит.
Найдите “лишнее”:
малыш – имя существительное
идут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
кричит – имеет ударное окончание
трещал – глагол прошедшего времени
Найдите оставшиеся глаголы. Что их объединяет?
- Прочитайте слова с доски: решить, лечить, варите, бродишь, пашут, ползут, звенит, скользит, поможешь, шагают.
- Что это за слова? Докажите. Распределите все глаголы на группы.
- Поставьте в словах ударение, выдели окончание.
- У каких глаголов мы умеем определять спряжение?
- Определи спряжение, используя сигнальные карточки.
- Прочитайте оставшиеся глаголы. Можно ли безошибочно определить спряжение?
IV. Постановка темы и цели урока.
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Чему мы будем сегодня учиться?
- Послушайте сказочную историю про глаголы с безударными окончаниями.
Дело было так. Однажды жители города Первоспряженска и жители города Второспряженска отправились в лес. Они даже не сговаривались между собой, просто в один день взяли и пошли по грибы. И заблудились.
Приближалась ночь, уже и туман сгустился. А дороги обратно не видно. Лес да тьма кругом! И чем дольше шли по лесу глагольчики, тем дальше уходили они от своих домов. Но главное – без мэра Ударения никак нельзя было разобраться, кто из Первоспряженска, а кто из Второспряженска. К утру они вышли на полянку и увидели гнома.
“Ты кто?” - спросили его глагольчики.
“Я гном Инфинитив. Я из древнего старинного рода. Вот мой флаг, а на нём- герб”.
“А вы кто?” - спросил в свою очередь гном Инфинитив.
“Мы глагольчики из Первоспряженска и из Второспряженска, только без нашего мэра, без Ударения, мы не можем вспомнить, кто из какого города.
“Ах, так вы, значит, глагольчики с безударными окончаниями?! – догадался гном. – Ну, вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в оба ваши города. И я вас отведу.
Только, чур, по одному, а то мне будет слишком тяжело”.
Как только глагольчик приближался, гном сразу спрашивал, какая гласная стоит перед -ть у этого глагольчика в неопределённой формы.
Если в неопределённой форме глагольчик оканчивался на -ить, гном отводил его в город Второспряженск.
Если же у глагольчика в неопределённой форме перед -ть была какая-нибудь
Другая гласная, но не И, то гном отводил его в город Первоспряженск. А для точности ещё поставил эти глаголы в форму 3 лица множественного числа.
- Вот так наш герой Инфинитив помог нашим глагольчикам с безударными окончаниями.
1. Работа в группах.
Используя научную информацию сказочной истории, выполни:
- Поставь глаголы в неопределённую форму
- Разбей их на 2 группы по окончаниям
- Сделай вывод
2. Проверка работы групп.
3. Работа с правилом.
Сравните свой вывод с выводом учебника
Повторите правило в паре.
V. Физминутка.
У. Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.
VI. Работа с алгоритмом: определения спряжения.
А теперь будем учиться определять спряжение у глаголов с безударным личным окончанием.
1. Игра “посади пассажиров”
2. Выполнение упражнения 2 – у доски (с. 110).
3. Выполнение упражнения 3 – самостоятельно.
звучишь | думаешь | дышим |
пищат | забываете | вертят |
хрустят | знакомишь | смотришь |
кладете | дарят | терпят |
трясем | жаришь | держим |
пасут |
VII. Работа с учебником, с. 110.
– Обратите внимание, что в русском языке есть два особых глагола.
– Почему эти глаголы называют разноспрягаемыми? (Потому что они имеют личные окончания 1-го и 2-го спряжения)
VIII. Итог урока.
– Как определить спряжение глаголов?
Домашнее задание: упр. 4, с. 110 учебника.