Урок разработан и проведён по учебнику “Русский язык” 4-й класс авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. УМК “Школа 2100”.
Тема урока: Три типа склонения имен существительных.
Цели урока: Дать понятие о трёх типах склонения имен существительных, закреплять умения определять падеж, развивать мышление, речь, память, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, воспитывать положительные черты характера.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, сигнальные карточки у детей (м.р., ж.р. , ср. р.).
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи.
- Минутка чистописания.
- Постановка проблемы
- Решение проблемы.
- Развитие умений.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, начнём урок русского языка. Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового, если будем работать все вместе весело и дружно.
2. Сообщение темы урока.
– Мы с вами изучаем тему “Имя существительное”, давайте немного вспомним, что же мы уже знаем об именах существительных. (Ответы детей).
Игра “Узнай падеж”. Проверка с помощью карточек, на которых написаны названия падежей.
а) о, об (П. п.)
б) 2 предлога (Д. п.)
в) Кто? Что? (И. п.)
г) “падеж родства” (Р. п.)
д) к, по (Д. п.)
е) в, на, за, под, про, через (В.п.)
3. Минутка чистописания.
Учитель. Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. При проверке тетрадей заметила, что некоторые из вас неправильно пишут элементы буквы П. А мы с вами должны писать красиво. Давайте пропишем заглавную и строчную букву П, и предложение: Автобус едет по улице Павлова и по площади Свободы.
Образец: (заглавная и строчная буквы П,п).
4. Постановка проблемы:
– В каком падеже два существительных по улице и по площади?
– В дательном.
Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.
5. Решение проблемы.
1) Наблюдение по учебнику.
Упр. 158 выполняется по заданию.
Ученики вписывают окончания. (У доски два ученика, коллективная проверка)
м. р. а, я., нулевое оконч.
ж. р. а, я., нулевое оконч.
с. р. о, е.
Вывод: У имён существительных женского и мужского рода одинаковые окончания в начальной форме.
2) Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, няня, мужского рода Слава, дядя, огонь, среднего рода окно, поле и женского рода печь, степь, вписывают окончания и сравнивают их.
Вывод:
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа |
ж. р. и м. р. | м.р. нулев. окон. | ж.р. |
окончание а, я | ср. р. окончание о,е. | с ь на конце |
– Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение на с. 141. Чтение вслух текста определения. Ответы на вопросы учебника после текста на с. 141-142.
Физминутка
– Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3скл – три хлопка над головой.
Дверь, гармонь, горох, палатка, пингвин, сверчок, луна, белка ,береза, карандаш, сирень, щука, ночь, осень, тополь, река, тюль.
6. Развитие умений.
1. Упр.159. (У доски три ученика, коллективная проверка)
– Как определить склонение существительного?
-Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Например: капитан (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
– Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
1) Поставить его в начальную форму.
Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.
2) Определить род и окончание существительного.
Например: к родной земле – существительное
земле. Ставлю в начальную форму. Что? Земля.
Определяю род: земля она, моя – ж.р., окончание –
я. Значит существительное к земле – 1 скл.
2. Упр.160 выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.
7. Итог урока.
Рефлексия
Как оцениваете свою работу? Какое настроение у вас было на уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? Чем вам понравился урок?
На мониторе помещена схема:
Сегодня на уроке | узнал, открыл для себя… | |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
Домашнее задание. Упр.1, кн.2, с.11.