Урок биологии по теме "Одноклеточные организмы". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель урока: показать, что клетка может быть целостным организмом; рассмотреть особенности строения одноклеточных ядерных организмов, их роли в природе.

Задачи:

  • Образовательные:
    • выяснить общие черты строения одноклеточных организмов;
    • установить признаки отличия одноклеточных растений, грибов и животных.
  • Воспитательные:
    • обратить внимание на красоту природы и одноклеточных организмов, подвести к пониманию необходимости заботы о природе.
  • Развивающие:
    • развивать навыки работы с микроскопом, дополнительными источниками информации, ведения конспективных записей, выполнения тестовых заданий;
    • развивать интерес к изучению биологии.

ХОД УРОКА

Содержание урока

Методы и средства  обучения

I. Организационный момент

До начала урока на партах размещают папки с материалами к уроку (информационными листами (Приложение 1), рабочими листами (Приложение 2), тестовыми заданиями (Приложение 3) и таблицами – иллюстрациями) и оборудование для проведения лабораторной работы (микроскопы и микропрепараты «Плесневый гриб мукор»). На магнитной доске прикрепляются карточки с названиями новых терминов (обратной стороной) и цветные круги для проведения зрительной гимнастики.
Здравствуйте, ребята!
Я приглашаю вас  совершить виртуальную экспедицию.
– А что же такое экспедиция? (Путешествие со специальной научной целью)
Во время экспедиции путешественники узнают много нового, делают путевые заметки. Мы с вами тоже будем делать записи в специальных рабочих листах, которые находятся у вас на партах в папке с материалами.  А чтобы ваши старания были оценены по достоинству, давайте их подпишем. Старайтесь ничего не пропустить, успевайте выполнить задания, будьте внимательны!

 

Вступительное слово учителя с элементами беседы с учащимися.

 

 

Ученики достают и подписывают рабочие листы.

II. Актуализация знаний

– Знаете ли вы, что связывает между собой египетские пирамиды, остров Гаити, сдобную выпечку и полосатые айсберги в Антарктике?
Узнать ответ на этот вопрос и будет целью нашей сегодняшней экспедиции.
На предыдущих уроках вы изучили строение клетки.
– Давайте вспомним, из каких основных частей состоит клетка?
– Как называют клеточные структуры, выполняющие определенные функции?
– Какие органоиды имеют клетки растений, в отличие от клеток животных?
– Почему мы можем утверждать, что клетки живые?
Оказывается, есть такие клетки, которые выступают в роли целого организма. Именно их нам предстоит сегодня изучить, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос.
Итак, тема нашего урока – Одноклеточные организмы.
Сегодня мы постараемся выяснить, как устроены и какую роль в природе играют одноклеточные растения, грибы и животные.

 

Презентация (Приложение 4. Слайды 1, 2, 3, 4)
Создание проблемной ситуации.

Подведение к теме. Беседа по вопросам.

 

Слайд 5.
Запись темы в рабочих листах.

III. Изучение нового материала

1.  Одноклеточные растения

Знакомство с одноклеточными организмами мы начнем с одноклеточных растений, а именно с водорослей.
– Куда же отправиться нашей экспедиции на их поиски? Где обитают водоросли? (В водоемах)
Мы переместились на берег реки и взяли пробу воды.
– Что можно сказать о её внешнем виде? (Вода имеет зеленый оттенок)
– Как вы думаете, что придало воде такую окраску? (Обитающие в ней одноклеточные водоросли)
– Видны ли они  в воде невооруженным глазом? (Нет)
– Почему мы не можем их рассмотреть? (Они имеют очень маленький размер)
А с помощью микроскопа в пресных водоемах можно обнаружить одноклеточную зеленую водоросль, которая называется хлорелла.
Может быть, кто-то из вас знает от какого слова образовано название этой водоросли? На какое известное вам слово оно похоже? (Хлорофилл, хлоропласт)
Все эти слова – однокоренные, образованы от греческого слова «хлорос» – зеленый. А вторая часть названия – от латинского суффикса, придающего уменьшительное значение, «элла» – маленькая.
Хлорелла имеет шарообразную форму. Снаружи она защищена плотной оболочкой, под которой находится мембрана. В цитоплазме располагаются ядро, вакуоль и один крупный хлоропласт, который у водорослей носит название – хроматофор. В нем, так же как у наземных растений, содержится хлорофилл и происходит процесс фотосинтеза.
Пора начинать вести наши путевые заметки. Отметьте в рабочих листах,  что такое хроматофор.
Часто обитателем пресных водоемов является и другая одноклеточная водоросль – хлорококк. Вторая часть названия этой водоросли происходит от греческого слова «коккос»  – зерно, его употребляют, чтобы подчеркнуть шарообразную форму объекта.
Клетки хлорококка крупнее, чем у хлореллы и покрыты более толстой оболочкой. Это связано с тем, что эта водоросль может жить не только в воде, но и на суше во влажных местах. Под оболочкой находятся ядро, цитоплазма, вакуоль и хроматофор с пигментами.
Итак, продолжим наши путевые заметки. Я рассказала вам о двух представителях одноклеточных водорослей. В своих рабочих листах отметьте сходства в строении их клеток.
А теперь давайте познакомимся еще с одним представителем одноклеточных водорослей. Для этого посмотрим видеофрагмент, снятый с помощью цифрового микроскопа. Перед нами водоросль – хламидомонада. В переводе с греческого языка «хламида» – одежда, «монадос» – частица, существо, организм. Клетка хламидомонады имеет грушевидную форму, снаружи покрыта оболочкой, под которой можно обнаружить, ядро, чашевидный хроматофор, пару пульсирующих сократительных вакуолей (удаляют из клетки избыток воды и продукты обмена веществ), красный светочувствительный глазок, цитоплазму, которая имеет тонкие выросты – жгутики. Жгутики так быстро движутся, что разглядеть их можно только на неподвижной клетке.
– Чем хламидомонада отличается от хлореллы и хлорококка? (Она подвижная, у неё есть светочувствительный глазок, сократительные вакуоли)
– Как вы думаете, с помощью чего хламидомонада двигается? (С помощью жгутиков)
Действительно, жгутики – это органоиды передвижения хламидомонады. С их помощью она активно движется в сторону лучшего освещения.
– Зачем хламидомонаде искать освещенные участки водоема? (Свет необходим для фотосинтеза)
– С помощью чего она может определить степень освещенности? (С помощью светочувствительного глазка)
Таким образом, мы понаблюдали за представителями одноклеточных водорослей, изучили их строение.
А сейчас, юные исследователи, пришло время лучше узнать одноклеточные растения. Для этого найдите дополнительную информацию  об их  значении, среде обитания и образе жизни и многообразии. Внимательно прочитайте раздел информационного листа, посвященный растениям. Добытые знания понадобятся вам для решения биологических задач.

Биологические задачи:

– Кто покрасил белых медведей в зоопарке? (Водоросль хлорелла, которая может поселяться во влажной шерсти животных и придавать ей зеленую окраску; медведь любит купаться, а шерстинки у него полые внутри)
– Что является причиной «цветения» воды в водоемах? (Интенсивное размножение одноклеточных зеленых водорослей, например хлорококка, придает зеленую окраску среде обитания)
– Откуда в горах берется розовый снег? (В горах на поверхности снега обитает хламидомонада снежная, которая накапливает пигмент, придающий розовую окраску снегу)
– Летом 2001 года в Индии пролился красный дождь. Как можно объяснить это явление? (В дождевой воде присутствовали представители водоросли хлорококка, содержащие пигмент каротин, который придал им самим и воде красную окраску)

2. Одноклеточные грибы

Наша экспедиция проделала большой путь, все участники проголодались. Объявляется привал! Организуем полевую кухню. Но даже на кухне любопытные исследователи могут обнаружить одноклеточные организмы, а именно – грибы.
– Знакомо ли вам название дрожжи? Для чего их используют? (Да, добавляют в тесто, чтобы оно поднималось)
Оказывается, дрожжи – это одноклеточные грибы. В клетках грибов нет хлорофилла, они не могут создавать для себя пищу сами. Поэтому все грибы питаются готовыми органическими веществами. Излюбленной пищей дрожжей является сахар. Перерабатывая его дрожжи выделяют углекислый газ, который и заставляет тесто подниматься, делая выпечку рыхлой, то есть сдобной.
Клетки дрожжей имеют не типичное для грибов строение, они округлые, шарообразные.
Но, к сожалению не все грибы приносят человеку пользу. Например, фитофтора поселяется  на листьях и плодах томатов, листьях и клубнях картофеля. Это приводит к омертвению тканей, порче продуктов.
– Встречались ли вам такие пораженные продукты?
Как у большинства грибов, клетки фитофторы имеют вытянутую нитевидную форму, могут ветвиться. Их называют гифами.
Продолжим путевые заметки. Запишите в рабочих листах, что называют гифами. А также отметьте особенности строения клеток дрожжей и фитофторы, укажите виды грибов с помощью стрелок.
– Какая форма клеток характерна для дрожжей? (Округлая)
– Является ли такая форма клетки типичной для грибов? (Нет)
– Какую форму имеют клетки фитофторы? (Вытянутую, ветвящуюся)
– Как называют нитевидные клетки грибов? (Гифы)
– Какой из изученных грибов приносит человеку пользу, а какой наносит ущерб? (Дрожжи; фитофтора)
Ущерб хозяйству человека причиняет еще один представитель грибов.
– Взгляните на доску, знаком ли вам внешний вид этого организма?
– Доводилось ли вам видеть на продуктах белый пушистый налет, который потом темнеет?
Перед нами плесневый гриб мукор.

Лабораторная работа «Строение мукора»

Какая экспедиция без исследования? Изучим строение мукора с помощью микроскопа.
– Назовите правила работы с микроскопом.
– Какие меры предосторожности нужно соблюдать при обращении с микроскопом и микропрепаратами?
Прочитайте инструкцию в рабочем листе. Выполните работу в соответствии с инструкцией. Рассмотрите микропрепарат, зарисуйте увиденное, сделайте необходимые обозначения. Сформулируйте и запишите вывод. Дополнительную информацию вы найдете в информационном листе.
– Каково же строение гриба мукора? (Мукор состоит из нитевидных ветвящихся клеток – гиф с множеством ядер; некоторые гифы растут вверх и образуют расширения, в которых созревают споры)

Релаксационная пауза, гимнастика для глаз

Мы с вами хорошо потрудились и заслужили отдых. Закройте глаза. Представьте, что мы перенеслись на берег озера.  Расслабьтесь.  Почувствуйте дуновение ветра. А теперь открываем глаза и прослеживаем взглядом траекторию движения указки от одного круга к другому. Выполняется гимнастика. А вот и наше озеро! Пробегитесь взглядом по горным вершинам, а теперь по верхушкам деревьев, посмотрите на облака, на водную гладь.

3. Одноклеточные животные

Настало время познакомиться с одноклеточными представителями царства Животные. Только где же они? Невооруженным глазом их рассмотреть не удастся. Они тоже имеют очень маленькие размеры. Всех одноклеточные животных, не смотря на большое разнообразие, объединили в одну группу – простейшие. Давайте разберемся, так ли они просты?
В пресных водоемах встречается простейшее, имеющее вид бесформенного слизистого комочка. Это амёба. Она состоит из цитоплазмы, покрытой тонкой проницаемой мембраной, ядра, сократительной и пищеварительной вакуолей. Форма клетки постоянно меняется, образуются выпячивания – ложноножки. С их помощью амеба передвигается и захватывает пищу.
– Постарайтесь вспомнить, как называется процесс поглощения клеткой крупных частиц? (Фагоцитоз)
Амёба питается путем фагоцитоза. Она захватывает ложноножками бактерии или одноклеточные водоросли, в результате образуется пищеварительная вакуоль.
– А какую роль в клетке играет сократительная вакуоль? (Удаляет избыток воды и продукты обмена веществ)
Также широко распространена в пресных водоемах инфузория-туфелька. Это простейшее получило свое название из-за сходства формы клетки с отпечатком подошвы обуви. Форма у неё постоянная, а не изменяется как у амёбы. Давайте рассмотрим строение инфузории-туфельки.
– Чем строение инфузории-туфельки похоже на строение амёбы? (Имеет оболочку, ядро и цитоплазму, сократительные и пищеварительные вакуоли)
– Какие различия в строении этих простейших вы заметили? (У инфузории два ядра, две сократительные вакуоли с канальцами, нет ложноножек, постоянная форма клетки,  она покрыта ресничками)
– Как вы думаете, какие органоиды служат для передвижения инфузории-туфельки? (Реснички)
Реснички – это многочисленные (до 15 тысяч) короткие выросты цитоплазмы, согласованное биение которых заставляет простейшее двигаться.
Мы познакомились с пресноводными простейшими, а теперь  перенесемся в море. Здесь обитают необычные простейшие, имеющие минеральный скелет.
Фораминиферы имеют раковину, состоящую из извести. В течение всей жизни они надстраивают свою раковину и могут вырасти даже до трех сантиметров.
– Как вы думаете, для чего фораминиферам нужна раковина? (Для защиты)
Опустевшие раковины скапливаются на дне. Они образовали мощные слои известняка и мела. Известняк издавна применяется в строительстве. Из него построены пирамиды египетских фараонов, белокаменные храмы Древней Руси.
А вот у радиолярий  скелет кремниевый. Их ажурные раковинки имеют многочисленные выросты, помогающие парить в толще воды, а из отверстий высовываются тонкие длинные ложноножки, захватывающие пищу. Из скоплений кремнезема образовалась горная порода трепел, которая сейчас применяется при изготовлении наждачной бумаги или как наполнитель в фильтрах. А еще из трепела могут состоять целые острова, например в Карибском море о. Гаити или о. Барбадос,  на котором есть целая гора из скелетов радиолярий.

 

Объяснение учителя с элементами беседы с учащимися.

 Слайд 6.

 

 

Слайд 7.

 

На доске открывается термин – хроматофор (переворачивается карточка).

Запись термина в рабочих листах.
Слайд 8.

 

Выполнение задания в рабочих листах (обозначают части клеток водорослей).

Демонстрация видеофрагмента о хламидомонаде (Приложение 5).

Слайд 9.

На доске открывается термин – жгутики (переворачивается карточка).

Работа с информационным листом.

 

Слайд 10.
Постановка и поиск ответов  на проблемные вопросы.
Слайды 11-14.

 

 

 

Слайд 15.

 

Слайд 16.

 

Слайд 17.

 

 

 

 

 

Слайд 18.

 

Повторение правил работы с микроскопом и правил охраны труда.
Выполнение лабораторной работы: работа с микроскопом, оформление результатов, формулировка вывода.

 

Звучит музыка «Звуки природы», щебет птиц, шелест листвы, журчание воды.
На доске – цветные круги. Слайд 19.

 

 

 

Слайд 20.

На доске открывается термин – ложноножки (переворачивается карточка).

 

Слайд 21.

 

 

На доске открывается термин – реснички (переворачивается карточка).

Слайд 22.

IV. Закрепление

Наша экспедиция подходит к завершению, мы изучили особенности одноклеточных представителей растений, грибов и животных. Давайте подведем итоги.
– Какие общие особенности имеют одноклеточные организмы? (Состоят из одной клетки, имеют сложное строение, есть специальные органоиды для питания, выделения, движения)
– Какие органоиды обеспечивают питание одноклеточных организмов? (Пищеварительные вакуоли, хроматофор – у водорослей)
– С помощью какого органоида осуществляется выделение? (С помощью сократительных вакуолей)
– Какие органоиды движения существуют у одноклеточных организмов? (Жгутики, реснички, ложноножки)
– Почему всего лишь одну клетку называют организмом? (Потому что она выполняет все функции организма: дышит, питается, растет, размножается, двигается)
А сейчас давайте вернемся к цели нашей экспедиции.
– Можем ли мы теперь ответить на вопрос, что связывает между собой египетские пирамиды, остров Гаити, сдобную выпечку и полосатые айсберги в Антарктике? (Все эти объекты появились благодаря деятельности одноклеточных организмов: египетские пирамиды – из остатков раковин фораминифер; остров Гаити – из скелетов радиолярий; сдобная выпечка – с помощью дрожжей; полосатые айсберги – благодаря размножению на снегу одноклеточных водорослей)
Достигла ли наша экспедиция своей цели? (Да)
Итак, экспедиция успешно завершилась. Настало время проверить ваши знания. Для этого выполним тестовое задание (Приложение 3). Возьмите из папки цветные листочки с заданиями: 1 вариант – розовые, 2 вариант – зеленые. На рабочих листах найдите таблицу ответов. Впишите буквы, соответствующие правильным ответам под номерами вопросов.
Завершаем выполнение теста и проверяем свои работы. Сравните свои ответы с таблицей правильных ответов на доске.

Ответы:

 

1

2

3

4

5

1 вариант

Б

Б

В

А

А

2 вариант

А

Б

В

Б

В

Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя.
Все, кто выполнил задание правильно – молодцы, а те, кто допустил ошибки, могут дома еще раз поработать с информационным листом и найти правильные ответы.

 

Формулировка выводов в форме беседы.

 

 

 

Разрешение проблемной ситуации (ответ на проблемный вопрос).

 

Выполнение тестового задания с самопроверкой.

Слайд 23.

 

 

 

 

Учащиеся поднимают руки.

V. Домашнее задание

Всем: повторить особенности одноклеточных организмов с помощью рабочего и информационного листов, выполнить задание № 3 на рабочем листе (обозначить с помощью цифр части клеток простейших на рисунках).
Любознательным: найти дополнительную информацию о простейших и подготовить сообщения.

Запись домашнего задания в дневниках.

На доске прикрепляется лист со ссылками на источники информации.

VI. Рефлексия

Ответьте на вопросы:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вас удивило?
– Что еще захотелось узнать?
На рабочем листе нарисуйте смайлик, отражающий ваше эмоциональное состояние на этом уроке.

Рефлексия содержания учебного материала.
Высказывания учащихся.

Рефлексия эмоционального состояния.
Изображение смайлика.