Цель. 1. Сформировать представление о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сравнению, сложению и вычитанию с 0.
2. Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции, речь, творческие способности.
1.Оргмомент.
-Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Сядем удобно, улыбнемся нашим гостям и друг другу.
- Напоминаю вам простые правила поведения:
- вести себя спокойно, но не отсиживаться;
- не выкрикивать (громко – это не значит красиво);
- быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
- быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам;
- задания выслушивать до конца.
- Вспомним наш девиз: “Хочу всё знать!” и скажем нашим гостям, зачем мы пришли в школу. (Чтобы получить новые знания.)
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения.
- Итак, выясним, что уже знаем по данной теме. Но кто это пришел к нам на урок? Это зайчик Степа. Он очень хочет научиться считать. Поможем ему?
- Задание.1 “Угадай и покажи, о какой цифре идет речь?”
(У каждого ребенка набор цифр о 1 до 9)
Никак не может наклониться
Прямая цифра __________ (единица)
Отличите вы едва
Лебедя от цифры _________ (два)
Спинка стула смотрит вниз,
Ножки кверху поднялись.
Но беспорядка нет в квартире,
Знают все – это ___________ (четыре)
Коль нет косы, совет наш всем:
Траву косите цифрой ___________ (семь)
Вас подтвердить, ребята, просим,
Что снеговик похож на __________ (восемь)
Эта цифра непростая:
Не то головастик, не то запятая (девять)
- Прочитайте получившийся ряд чисел. (Получился ряд чисел: 1, 2, 4, 7, 8, 9.)
- Какие числа пропущены?
- Молодцы! Зайчик Степа повторил вместе с вами числа, а тетерь следующее задание.
3адание 2.
- Назови число, которое стоит за числом 5?
- На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- Назови число, которое стоит перед числом 7.
- Насколько каждое предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит между числами 2 и 4?
- Что меньше - 5 или 6? Почему?
- На сколько 6 меньше 5?
- Ну как, Степа, ты доволен ответами ребят? Они молодцы, все правильно отвечали.
3. Создание проблемной ситуации.
- Первый шаг мы преодолели, повторили то, что нам понадобиться для открытия нового знания. Чего мы ещё не знаем? (Мы не знаем много новых чисел).
-Верно, в математике много чисел. И нам надо узнать и помочь зайчику Степе узнать новые числа . Сейчас я дам задание потруднее. А почему потруднее? (Чтобы узнать что-то новое.)
- Посчитайте. Сколько треугольников на доске? (3) Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)
- Сколько точек на кости домино? ( пусто-пусто)
- Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни одного). -
-Так как можно обозначить “нисколько”, “ни одного”?
-Вставьте в окошко числа, чтобы выражения были равными:
4+2=3+ _
7+2=6+_
4+1=5+ _
- Какое число нужно вставить? Какой цифрой обозначим? Что получили? (Затруднение)
- Обозначим значком затруднение.
4. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.
- Положите перед собой на парте 3 треугольника. Какой цифрой обозначим? (3)
-Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько осталось? Какой цифрой обозначим? (2)
- Где место числа 2 в числовом ряду? (Перед 3).
- Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько осталось? (1)
-Какой цифрой обозначим? Где место числа 1 в числовом ряду? (Перед 2).
- Уменьшим количество треугольников на 1. Сколько останется? (Нисколько.)
- Какой наш третий шаг? ( Сам найду способ узнать.)
- Как называется число, которое в математике обозначает это количество? (Ноль.)
- Определите тему урока.
5. Открытие новых знаний
а) Введение числа и цифры 0.
- На что похож ноль? (Ответы детей.)
- Ноль собой весьма хорош,
На бараночку похож
И на бублик, и на шар,
И на круглый самовар.
Нолик дружит с колобком.
Жить не скучно им вдвоем.
- Как получили 0?
- Покажите 0 квадратов, 0 кружков. (Дети ничего не показывают.)
- Вернемся к затруднению. Какое число вставим? ( 0).
6. Физминутка.
- А теперь отдохнем. Разминку проведет зайка Степашка.
Бегать я могу вприпрыжку,
Ты меня увидишь в книжке.
Длинноухого поймай-ка,
Я весёлый, быстрый зайка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
Зайчик Степа тоже сядет за парту и будет внимательно нас слушать.
7. Работа по учебнику.
1)- Откройте учебник на с. 30. На какой вопрос мы должны ответить?
- Мы ответили на него? (Обозначим с помощью цифры 0).
2) –Рассмотрите картинки ниже.
-Прочитайте равенства.
-Какое равенство подходит к картинкам? (5-5=0)
- Составьте рассказ по другим картинкам.
3) –Рассмотрите следующие картинки. Расскажите, что было. Сколько было листиков на дереве ? сколько осталось? Что случилось?
-Как получили 2?
- Что меньше, 2 или 3, на сколько? Поставим знак “меньше”.
-Что случилось потом? (Оторвался ещё один листик. Остался 1).
- Как получили 1? (2-1=1)
- Что меньше, 1 или 2? Какой знак поставим? (1 меньше 2)
-Что случилось потом? (Оторвался ещё один листик, ни одного не осталось.)
-Каким числом обозначим? Как получили 0? (1-1=0)
- Что меньше? (0 меньше 1)
- Где место 0 в числовом ряду?
- Какое число самое маленькое?
Вывод: О самое маленькое число. Место в числовом ряду перед 1.
4) Работа в парах.
- Составьте рассказ по картинке вверху страницы 31. (Бабушка испекла 4 пирожка. За обедом съели все пирожки. Ни одного не осталось.)
-Какое выражение составим? (4-4=0)
- Каким числом обозначим количество оставшихся пирожков? ( Числом 0 )
- Где место числа 0?
8. Работа в тетрадях.
- А сейчас мы будем учиться писать цифру 0 и научим зайку Степу. Рассмотрите в учебнике, как правильно писать эту цифру.
1) Игра “Моя вообразилия”
- На что похожа цифра 0?
Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом.
Почти что кругленьким.
Повернуть его ты можешь.
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же,
Правда ведь, скажи?
Но как его ни назовем.
Он называется нулем!
2) Запись числа 0.
- Откройте тетради на с. 26. Сегодня мы научимся писать цифру 0. Послушайте стихотворение об этой цифре.
Ноль не значит ничего,
Но нельзя и без него.
Без нуля не обойтись,
Ты писать его учись.
Ты уже нарисовал
Аккуратненький овал?
Нету проще ничего:
Ноль похож на букву О.
- Обведите цифру 0 и напишите его до конца строки.
- Не забывайте сравнивать свою работу с образцом.
- Оцените свою работу. Обведите самую красивую цифру в кружок.
3) Самостоятельная работа.
- Обведите яблочки на тарелочках. Посчитайте их. Соедините каждую тарелочку с карточкой с цифрой.
- Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу соседа. Кто выполнил работу правильно? Верните тетради.
- Сделаем вывод. Каким числом обозначили количество яблок на пустой тарелочке? ( 0 )
4) – Следующую работу выполним в парах.
- Рассмотрите картинки. Запишите в окошках нужные числа
- Проверим работу. Прочитайте полученные записи.
- Расскажите, как получили 0.
- Покажите зеленый сигнал, если вы правильно выполнили работу, если не правильно, то красный.
5) Закрепление изученного.
- Расскажите зайке Степе, о чём узнали на уроке.
- Мы познакомились с числом 0. Где мы увидим его на линейке?
- Какую фигуру видите на чертеже? (Отрезок.) Измерьте его длину. Запишите длину отрезка в клеточку.
- На сколько увеличили длину отрезка, если его длина стала равна 9см?
- Запишите результат в пустую клеточку.
- Начертите отрезок длиной 9см.
9. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
10. Закрепление изученного.
1) Игра “Круговые примеры”. (Учебник, с. 71).
- Зайка Степа летом дружил с бабочками и весело играл с ними. А теперь мы научим его новой игре.
- Решите примеры. Что заметили? ( Ответ предыдущего примера является началом следующего.) Такие примеры называют круговыми.
2) Работа с геометрическим материалом.
- Рассмотрите чертежи. Какие фигуры вы видите?
- Сколько здесь многоугольников? Какие это многоугольники?
- Сколько ломаных?
3) Задания на полях.
А) Состав чисел.
- Заполните пустые клетки.
Б) Бабочки.
- Сравните бабочки. Что заметили?
11. Рефлексия. Подведение итогов.
- Какая была цель урока?
- Удалось ли нам преодолеть затруднения?
- Какое знание мы открыли?
- Где мы можем применить эти знания?
- Скажите, чего у нас в классе 0?
- Удалось ли вам достичь цели урока?
- Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха. ( Оценить учащихся).
- Что показалось наиболее интересным?