В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры играют немаловажную роль. Развитие чувства ритма, речевого и певческого дыхания, координации движений, чувства ориентации в пространстве, расширение речевого и певческого диапазона и т.д. – всё это составляет программное содержание данных видов музыкально-ритмической деятельности. Но развивает ли это творческие способности детей? Здесь трудно дать однозначный ответ.
Мы пытались провести в нашем детском саду эксперимент, суть которого состояла в следующем: 2 одновозрастные группы (5-6 лет); дети из контрольной группы занимались по общепринятой программе, а в работе с детьми экспериментальной группы на протяжении двух учебных лет (до выпуска в школу) очень широко использовались музыкальные инсценировки, театрализованные миниатюры, музыкально-ритмические игры и т.п. Когда в конце заданного периода исследования была проведена диагностика развития творческих способностей детей, то существенных различий не наблюдалось. Бесспорно, что дети экспериментальной группы лучше по сравнению с контрольной группой согласовывали пение с движениями, стали более внимательны к исполнению движений по показу педагога, их движения были более ритмичными, а психогимнастические этюды – более эмоциональными. Но, всё это, как нам кажется, результат наработки навыков, как и в любом другом виде деятельности. Результаты диагностики ребёнка со способностями к творчеству из контрольной группы всё равно оказывались выше, чем результаты ребёнка из экспериментальной группы, у которого эта составляющая изначально отсутствовала.
По результатам эксперимента и теоретического анализа литературы, мы всех детей условно поделили на 4 типа.
- 1 тип – дети с хорошо развитой творческой составляющей, плюс желание научиться тому, чего ещё не умеют. Для творческого педагога – самый благодатный материал.
- 2 тип – дети с развитой творческой составляющей, но без желания чего-либо достичь. На уровне детского сада эти дети неплохо смотрятся, но работать с ними в эмоциональном плане трудно.
- 3 тип – дети без развитой творческой составляющей, но желающие быть похожими на одногруппников, относящихся к типу № 1. Эти дети часто достигают более лучших результатов, чем дети, относящиеся к типу № 2.
- 4 тип – самые тяжёлые, как мы их назвали в эксперименте, “неинтересные” дети. У них нет ни природных творческих способностей, ни желания чему-либо научиться. Единственное спасает то, что абсолютно равнодушных к музыке (так как мы говорим о музыкальных занятиях) детей нет. Поэтому интерес к подобным занятиям у них всё-таки, на очень специфическом уровне, присутствует.
Каков же вывод, который мы сделали, опираясь на многолетний, повседневный опыт работы в детском саду и на результаты проведённого эксперимента?
Музыкальные инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально-ритмические игры и упражнения вряд ли сделают из ребёнка без творческой составляющей творческой личностью, но они повышают интерес детей к музыкальным занятиям, к выполнению заданий педагога, в том числе и творческих, что, как следствие, повышает уровень усвоения материала. Детям первого типа это позволяет более масштабно и ярче раскрыть свои музыкальные таланты, детям третьего типа – научиться быть похожими на первых, детям второго типа – почувствовать разницу между тем, что значит быть “как все” и что значит “быть лучшим”, а детям четвёртого типа – ощутить радость и удовлетворение от “собственного” творчества.
Далее вашему вниманию мы хотим предложить конспект музыкального занятия, построенного на детском интересе к игре.
Необыкновенная прогулка
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики с детьми 5-6 лет с нарушениями звукопроизношения
(старшая логопедическая группа дошкольного образовательного учреждения)
Программное содержание. Развивать у детей мелкую моторику рук, чувство ритма, координацию движений, речевое и певческое дыхание, умение ориентироваться в пространстве; закреплять умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом; развивать воображение.
Предварительная работа.
Разучивание песен, логоритмических упражнений (за произношение – ответственный учитель-логопед), манипуляции с варежками-куклами.
Оборудование.
Карта местности, искусственные листья клёна красного и жёлтого цвета, зонтики, варежки зелёного цвета на левую руку и белого цвета, 3 детских стола.
Оформление.
На полу в центре зала лежат “осенние листочки” по количеству участвующих детей (метки); у боковых стен стоят раскрытые зонтики; впереди, между зрителями и, лежащими на полу, листьями стоят столы
Ход занятия
(Дети под музыку забегают в зал и встают полукругом, лицом к гостям)
Педагог. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями!
Дети. Здравствуйте! Какое хорошее слово!
(1 – 2 ребёнка)
В нём что-то хорошее, что-то такое
Лучистое, светлое, просто прекрасное!
Вы только послушайте: “Здравствуйте! Здравствуйте!”
В нём пожеланье здоровья, удачи.
Но так и должно быть, а как же, иначе?
И мы повторяем снова и снова
Это чудесное, доброе слово!
Все. Здравствуйте! Здравствуйте!
(М.Кузьмина)
Педагог. Сегодня я хочу пригласить вас на музыкальную прогулку в осенний лес. Добраться туда нам поможет вот эта карта. Если внимательно посмотрим на неё, то увидим, что наш путь сначала пойдёт по широкой дороге, потом по узкой, опять по широкой и опять по узкой. Затем начнутся горы. Мы будем подниматься вверх и спускаться вниз, вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. А в конце пути нас ждёт прямая, ровная, гладкая дорога, по которой можно не просто шагать, а весело бежать и даже прыгать. Ну, что, принимаете приглашение? (Да!)
Тогда прошу всех подойти к столам и приготовить наши пальчики, которые под музыку будут весело шагать.
Упражнение “Ноги и ножки” на развитие мелкой моторики и чувства ритма
( муз. В.Агафонникова; нотное приложение – “Рисунок1”)
Большие ноги шли по дороге: (пальчики “шагают” по поверхности стола)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Маленькие ножки бегут по дорожке; (пальчики “бегут” по поверхности стола)
Топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ.
Педагог. Ножки наши отдохнули и впереди нас ждут горы! Встаньте около своих листочков и приготовьте ладошки. Правая ладошка будет гора, а пальчики левой ладошки будут под музыку подниматься на эту горку и спускаться.
Упражнение “Лесенка” на развитие мелкой моторики, распевание
(нотное приложение – “Рисунок 1”)
Вот иду я вверх, (правая ладонь – вертикально, указательный и средний пальцы левой ладони “шагают в гору” – по поверхности правой ладошки)
Вот иду я вниз (пальчики “шагают” вниз)
(Дети меняют ладошки и ещё раз выполняют упражнение)
Педагог. Горы мы преодолели и впереди у нас ровная и свободная дорога, по которой я вам предлагаю под весёлую музыку проскакать подскоком.
Танцевальный шаг “Поскок” на развитие координации движений
Педагог. Вот мы с вами и в лесу. Встаньте около своих листочков и представьте себе, что вы деревья, ветки которых раскачивает осенний ветер. Я превращаю вас всех в деревья, дует ветер и деревья качаются на ветру: вправо-влево, вперёд-назад, кач-кач, вдох-выдох.
Упражнение “Дерево” на восстановление дыхания
(Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч. Колебательные движения, называемые “Эйфелева башня”. Корпус прямой и вытянут вверх, ступни должны прочно упираться в пол. Надо, не теряя равновесия и не отрывая ступней от пола, максимально отклоняться вперёд, назад, в стороны, а затем с поворотом справа налево и слева направо)
Педагог. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами шелестят и летят, летят, летят.
Упражнение “Дует ветер” на развитие речевого и певческого дыхания, распевание
(сл. И.Плакиды, муз. И.Кишко; нотное приложение – “Рисунок 2”)
(После каждой строки руки поднимаются в стороны – вдох, и опускаются вниз – выдох)
Педагог. Осенние листья шуршали, дождик в гости позвали.
Дождик к ним прилетел, осеннюю песню запел:
“Кап, кап, кап…” Давайте и мы споём песенку дождя.
Упражнение “Кап-кап…” на развитие мелкой моторики, распевание
(Дети – по-нисходящей – пропевают “Кап, кап…”, делая руками брызгательные движения)
Педагог. Чтобы дальше продолжить свою прогулку, нам понадобятся зонтики.
(Дети берут зонтики и ставят их перед собой около листочка)
Педагог. Ветерок осенний листьями играет,
Дождь то затихает, то снова моросит,
Осень по дорожкам целый день гуляет,
Выходить без зонтика она нам не велит.
Песня на тему “Осень” по выбору педагога
Педагог. Давайте, ребята, посмотрим ещё раз на нашу карту. В ней есть подсказка ответа на вопрос “А кто живёт в нашем лесу?” (Заяц, волк, медведь)
Предлагаю рассказать нашим гостям историю про зайца, и не только рассказать, но ещё и прохлопать.
Логоритмика “Это кто, зайчик?”
(сл. Ю.Тенфьюрд)
(Дети говорят текст, прохлопывая его ритм)
Это кто, зайчик? Да, да, да, да!
Прыгает как мячик? Да, да, да, да!
В огород забегал? Да, да, да, да!
А капустку едал? Да, да, да, да!
Репку съесть успел? Да, да, да, да!
И морковку съел? Да, да, да, да!
Педагог.
С огорода заяц в лес резво припустился
Там под ёлочкой своей неслышно затаился.
Логоритмика “Ёлочка стояла”
(разработка движений, сл. и муз. Н.Б.Караваевой; нотное приложение – “Рисунок 3”)
(Дети надевают на правую руку белую варежку – это зайчик, на левую руку зелёную варежку – это ёлочка; для левшей наоборот)
Ёлочка стояла, стройной вырастала (медленно поднимают левую руку)
Вот такой, вот такой, стройной вырастала (покачивание левой ладони вправо-влево)
Вот такой, вот такой, стройной вырастала (покачивание)
Жил под ёлкой зайка, зайка-попрыгайка (медленно поднимают правую руку)
Вот такой, вот такой. зайка-попрыгайка (“зайка” скачет вверх-вниз)
Вот такой, вот такой, зайка-попрыгайка (скачет)
Как увидел волка, спрятался за ёлку (“зайка” прячется за “ёлку”)
Там сидит и дрожит, спрятался за ёлку (мелкие колебательные движения “зайки”)
Там сидит и дрожит, спрятался за ёлку (дрожит)
Как увидел мишку, выглянул зайчишка (“зайка” выглядывает из-за “ёлки” справа-слева)
В прятки будет играть зайка вместе с мишкой (выглядывает)
Педагог. Прогулка по осеннему лесу подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Возвращаться мы стаем по той же дороге, только теперь у нас будет всё наоборот. Сначала пойдёт ровная и гладкая дорога, по которой мы будем весело скакать, как зайчики. Потом начнутся горы: нам придётся то подниматься вверх, то спускаться вниз. А в конце пути наша дорога опять станет ровной, только она будет, когда широкой, а когда узкой. Ну, что, в путь? (Да!) Тогда строимся друг за другом и вперёд!
Прыжки на двух ногах
(упражнение исполняется под музыку весёлого характера)
Чередование ходьба на носках и на корточках
(упражнение – под мелодию, звучащую сначала в верхнем, а затем в нижнем регистре)
Чередование ходьбы большими шагами и маленькими
(музыка из упражнения “Ноги и ножки”; нотное приложение – “Рисунок 1”)
Педагог. Вот мы и вернулись в детский сад и здесь мы с вами расстанемся. До свидания!
Дети. До свидания!