Презентация к занятию "Шаманы северных народов"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Тема: Кукла-сувенир «Шамашка».

Форма: занятие-презентация.

Цель: формирование теоретических знаний об обрядовости коренных жителей Крайнего Севера (шаманство) посредством изготовления и оформления сувенира.

Задачи:

  • сформировать представление обучающихся о традициях и обрядовости северных народов посредством мультимедийной демонстрации;
  • продолжать учить элементам и приемам оформления и украшения куклы – сувенира;
  • закрепить знания по соблюдению правил техники безопасности при работе с клеем, колюще-режущими инструментами;
  • воспитывать уважение к традициям и обрядам народов Ямала.

Методы и приемы:

  • Словесные: вступительное слово, объяснение педагога;
  • Наглядные: мультимедийная демонстрация, образцы изделия;
  • Практические: практическое выполнение заданий.
  • Диагностические: само- и взаимооценка качества и оригинальности работ.

Оборудование:

  • столы, стулья, мультимедийная установка, образцы сувенира;
  • расходные материалы: мех, драп, кожа, цветные шерстяные нитки, клей «Момент»;
  • инструменты: ножницы, иглы;
  • раздаточный материал: памятки.

Предварительная работа: беседы, тематические занятия и мероприятия, выполнение базовой практической работы (изготовление туловища – основы шамана) по теме.

Участники:

Характеристика группы: обучающиеся 2 года обучения;
количество: 8 человек;
возраст: 13-15лет:
дата: 23.11.2011г;
время: 10:00 час;
продолжительность: 2:30 час.

Литература:

  1. Басилов В.Н. Шаманство. Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М., 2001. – 228с.
  2. Басилов В.Н. Что такое шаманство? // ЭО. 1997.№5.
  3. Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.- (№43).- С.11-12.
  4. Лар Л.А. Шаманы и боги. Издательский отдел. Институт проблем освоения Севера СО РАН. Тюмень 1998. – 126с.
  5. Токаев С.А. Ранние формы религии. М., 2001.- С.21-22.

Краткий план занятия

1. Вводное слово педагога в сопровождении мультимедийной презентации из жизни шаманов Крайнего Севера.
2. Повторение пройденного материала (материаловедение; технология выполнения работ).
3. ТБ с колюще-режущими инструментами и электроприборами.
4. Выполнение практического задания (оформление и украшение сувениров).
5. Мини-выставка работ, само и взаимооценка: определение оригинальности и качества работ (колоритность, цветовое решение, творческий подход).
6. Итоговое слово педагога.
7. Вручение памяток по теме занятия.
8. Уборка рабочих мест.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводное слово педагога

– Здравствуйте. Сегодня мы совместно проведем увлекательное занятие – презентацию. Наше общение будет плодотворным и интересным.

Тема занятия: кукла-сувенир «Шамашка».
Целепологание: посредством выполнения практических заданий, и получения теоретических сведений, вы узнаете об обрядовости коренных жителей Крайнего Севера, т.е. о шаманах и шаманизме.
Вы познакомитесь с обрядом шаманизма коренных жителей, посредством сообщения и мультимедийной демонстрации.
Научитесь приемам практической работы, т.е. оформлению и украшению куклы – сувенира;
Оцените свою работу и работы своих одногруппников – выскажете свое мнение о качестве и оригинальности работ.

2. Знакомство с новым материалом. Мультимедийная демонстрация по теме

Шаманизм – особая стадия в развитии религиозных верований человечества и появилась она тогда, когда основными средствами выживания человека были: охота, рыболовство и собирательство.
Духов нередко представляли в виде людей или человекообразных существ; широко распространенный (и древнейший) их облик – животное. Особенности культа, основанные на вере в необходимость иметь посредника между людьми и божествами (духами). Задачи такого посредника – шамана многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Шаманы также обязаны провожать души умерших в иной мир и просить у духов благосклонности к ним.
Шаману недостаточно верить в свое призвание, он должен доказать окружающим, что способен выполнять свое предназначение. Деятельность шамана – одна из социальных функций, которая сформировалась в эпоху родоплеменного строя: в общении с духами и божествами он выступал как защитник и представитель своего рода. У многих народов считалось, что шаманский дар передается по наследству.
Слово «шаман» впервые встречается в русских исторических документах XVII века.
В Сибири существовали названия: саману эвенков; тадебяу ненцев; тэтыпыу селькупов; нгау нганасан, т.д. От тюркского названия шамана кам (хам) происходит слово «камлание» – ритуал, совершаемый шаманом.
Большое значение в шаманстве имеют ритуальные атрибутыкостюм, бубен, колотушка. Шаманское одеяние тесным образом связано с религиозным мировоззрением. Считали, что сделать ритуальную одежду шаман может лишь по указанию духов. Полный комплект костюма он приобретал с течением времени, по мере роста опыта и авторитета.
При всем внешнем разнообразии шаманский костюм воссоздавал образ зверя-птицы. «Железную корону», которую мог завести себе только «сильный» шаман, украшали выкованные из железа оленьи рога, иногда и фигурки птиц. Разнообразные подвески, обычно из железа, символизировали духов-помощников, а также оружие и орудия шамана. Обилие железных подвесок делало костюм тяжелым, иногда он весил более 30 кг! Костюм включал в себя определенную символику: верхняя или правая его половина была связана с Верхним миром; нижняя или левая – с Нижним миром.
Ту же символику воплощал в себе и бубен, сопоставляемый с иконостасом: кожу бубна покрывали рисунками, изображавшими миры вселенной и обитающих в них духов, Солнце, Луну, и самого шамана. Древнейшая символика отражала понимание бубна как животного. Бубен отождествляли с ездовым оленем для воображаемых поездок в иные миры.
Смысл шаманских камланий (транса) – переговоры с духами и божествами, нередко предполагавшие путешествие в иные миры. Движениями, пением, речью шаман пояснял присутствующим, где он странствует, что с ним происходит.
Во время камланий, шаман с помощью самовнушения вводил себя в особое состояние: был сильно возбужден или, напротив, впадал в беспамятство. Он переживал галлюцинации, соответствующие задачам обряда, его воображению представали знакомые ему и его народу духи и божества – образы.
Камлание могло проводиться днем и ночью, в доме и под открытым небом. Обряд представлял собой театрализованное действо, включающее пантомиму и музыку. Многие шаманы сопровождали камлание трюками, основанными на хорошем владении телом, ловкости рук, способности регулировать работу органов чувств. Показывали, как пронзают тело ножом, прикасались к раскаленным железным предметам, освобождались от веревок.
Чаще всего проводили шаманский обряд, чтобы вылечить больного. Повсеместно было распространено убеждение, что недуг вызван враждебными духами, укравшими душу человека. Шаману предстояло отыскать ее и вернуть больному. Во многих случаях заболевшие выздоравливали, ибо вера в помощь шамана способствовала мобилизации сил организма.
В центре традиционных религий северных народов стоит представление о Вселенной, трех сфер: Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Связь между мирами осуществляет шаман. Он владеет искусством воздействовать на духов, благодаря чему может влиять и на души людей.
Среди историков и по ныне продолжается спор – можно ли считать шаманизм самостоятельной религией. В результате распространения христианства в традиционной картине мира аборигенов Севера, сложилась двойственность: шаманские представления переплелись с христианскими убеждениями, а «пришлые люди», поселившиеся среди аборигенов, в свою очередь, нередко обращались за помощью к шаманам.

3. Повторение пройденного материала

Материалы, применяемые в работе над сувениром.
Инструменты, используемые в работе и соблюдение ТБ с ними.
Приемы и техника выполнения практических работ.

4. Практическое выполнение заданий

Самостоятельная работа обучающихся.
Фронтальная и индивидуальная помощь – демонстрация педагога.

5. Итог занятия

Вопросы по теме. Мини-выставка. Само- и взаимооценка работ.

6. Итоговое слово педагога

– Под впечатлением о жизни и принадлежности северных шаманов, я сочинила небольшое стихотворение и именно этими словами мы завершим наше занятие.

ШАМАН

ШАМАН – друг духов и природы,
В свой бубен бьет и, вопреки невзгодам –
Он человеку служит верно,
От гибели, спасая и от скверны.
Он в искренней молитве,
Превращаясь в зверя –
Несет добро и укрепляет веру…
Жаль – век шаманства на исходе,
Как в прочем все в мирском круговороте…

Вручение памяток по теме занятия

7. Уборка рабочих мест

Приложение 1