Тема: Кукла-сувенир «Шамашка».
Форма: занятие-презентация.
Цель: формирование теоретических знаний об обрядовости коренных жителей Крайнего Севера (шаманство) посредством изготовления и оформления сувенира.
Задачи:
- сформировать представление обучающихся о традициях и обрядовости северных народов посредством мультимедийной демонстрации;
- продолжать учить элементам и приемам оформления и украшения куклы – сувенира;
- закрепить знания по соблюдению правил техники безопасности при работе с клеем, колюще-режущими инструментами;
- воспитывать уважение к традициям и обрядам народов Ямала.
Методы и приемы:
- Словесные: вступительное слово, объяснение педагога;
- Наглядные: мультимедийная демонстрация, образцы изделия;
- Практические: практическое выполнение заданий.
- Диагностические: само- и взаимооценка качества и оригинальности работ.
Оборудование:
- столы, стулья, мультимедийная установка, образцы сувенира;
- расходные материалы: мех, драп, кожа, цветные шерстяные нитки, клей «Момент»;
- инструменты: ножницы, иглы;
- раздаточный материал: памятки.
Предварительная работа: беседы, тематические занятия и мероприятия, выполнение базовой практической работы (изготовление туловища – основы шамана) по теме.
Участники:
Характеристика группы: обучающиеся 2 года обучения;
количество: 8 человек;
возраст: 13-15лет:
дата: 23.11.2011г;
время: 10:00 час;
продолжительность: 2:30 час.
Литература:
- Басилов В.Н. Шаманство. Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М., 2001. – 228с.
- Басилов В.Н. Что такое шаманство? // ЭО. 1997.№5.
- Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.- (№43).- С.11-12.
- Лар Л.А. Шаманы и боги. Издательский отдел. Институт проблем освоения Севера СО РАН. Тюмень 1998. – 126с.
- Токаев С.А. Ранние формы религии. М., 2001.- С.21-22.
Краткий план занятия
1. Вводное слово педагога в
сопровождении мультимедийной презентации из
жизни шаманов Крайнего Севера.
2. Повторение пройденного материала
(материаловедение; технология выполнения
работ).
3. ТБ с колюще-режущими инструментами и
электроприборами.
4. Выполнение практического задания (оформление и
украшение сувениров).
5. Мини-выставка работ, само и взаимооценка:
определение оригинальности и качества
работ (колоритность, цветовое решение,
творческий подход).
6. Итоговое слово педагога.
7. Вручение памяток по теме занятия.
8. Уборка рабочих мест.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводное слово педагога
– Здравствуйте. Сегодня мы совместно проведем увлекательное занятие – презентацию. Наше общение будет плодотворным и интересным.
Тема занятия: кукла-сувенир
«Шамашка».
Целепологание: посредством выполнения
практических заданий, и получения теоретических
сведений, вы узнаете об обрядовости коренных
жителей Крайнего Севера, т.е. о шаманах и
шаманизме.
Вы познакомитесь с обрядом шаманизма коренных
жителей, посредством сообщения и мультимедийной
демонстрации.
Научитесь приемам практической работы, т.е.
оформлению и украшению куклы – сувенира;
Оцените свою работу и работы своих
одногруппников – выскажете свое мнение о
качестве и оригинальности работ.
2. Знакомство с новым материалом. Мультимедийная демонстрация по теме
Шаманизм – особая стадия в развитии
религиозных верований человечества и появилась
она тогда, когда основными средствами выживания
человека были: охота, рыболовство и
собирательство.
Духов нередко представляли в виде людей или
человекообразных существ; широко
распространенный (и древнейший) их облик –
животное. Особенности культа, основанные на вере
в необходимость иметь посредника между людьми и
божествами (духами). Задачи такого посредника –
шамана многообразны: испрашивать у богов и
духов благополучия и здоровья, обильного
потомства людям и животным, удачи в промыслах,
защиты от бед, исцеления сородичей от болезней.
Шаманы также обязаны провожать души умерших в
иной мир и просить у духов благосклонности к
ним.
Шаману недостаточно верить в свое призвание, он
должен доказать окружающим, что способен
выполнять свое предназначение. Деятельность
шамана – одна из социальных функций, которая
сформировалась в эпоху родоплеменного строя: в
общении с духами и божествами он выступал как
защитник и представитель своего рода. У многих
народов считалось, что шаманский дар передается
по наследству.
Слово «шаман» впервые встречается в русских
исторических документах XVII века.
В Сибири существовали названия: саману
эвенков; тадебяу ненцев; тэтыпыу
селькупов; нгау нганасан, т.д. От
тюркского названия шамана кам (хам)
происходит слово «камлание» – ритуал,
совершаемый шаманом.
Большое значение в шаманстве имеют ритуальные
атрибуты – костюм, бубен, колотушка.
Шаманское одеяние тесным образом связано с
религиозным мировоззрением. Считали, что сделать
ритуальную одежду шаман может лишь по указанию
духов. Полный комплект костюма он приобретал с
течением времени, по мере роста опыта и
авторитета.
При всем внешнем разнообразии шаманский костюм
воссоздавал образ зверя-птицы. «Железную
корону», которую мог завести себе только
«сильный» шаман, украшали выкованные из железа
оленьи рога, иногда и фигурки птиц.
Разнообразные подвески, обычно из железа,
символизировали духов-помощников, а также
оружие и орудия шамана. Обилие железных
подвесок делало костюм тяжелым, иногда он
весил более 30 кг! Костюм включал в себя
определенную символику: верхняя или правая его
половина была связана с Верхним миром; нижняя или
левая – с Нижним миром.
Ту же символику воплощал в себе и бубен,
сопоставляемый с иконостасом: кожу бубна
покрывали рисунками, изображавшими миры
вселенной и обитающих в них духов, Солнце, Луну, и
самого шамана. Древнейшая символика отражала
понимание бубна как животного. Бубен
отождествляли с ездовым оленем для воображаемых
поездок в иные миры.
Смысл шаманских камланий (транса) –
переговоры с духами и божествами, нередко
предполагавшие путешествие в иные миры.
Движениями, пением, речью шаман пояснял
присутствующим, где он странствует, что с ним
происходит.
Во время камланий, шаман с помощью самовнушения
вводил себя в особое состояние: был сильно
возбужден или, напротив, впадал в беспамятство.
Он переживал галлюцинации, соответствующие
задачам обряда, его воображению представали
знакомые ему и его народу духи и божества –
образы.
Камлание могло проводиться днем и ночью, в доме и
под открытым небом. Обряд представлял собой
театрализованное действо, включающее пантомиму
и музыку. Многие шаманы сопровождали камлание
трюками, основанными на хорошем владении телом,
ловкости рук, способности регулировать работу
органов чувств. Показывали, как пронзают тело
ножом, прикасались к раскаленным железным
предметам, освобождались от веревок.
Чаще всего проводили шаманский обряд, чтобы
вылечить больного. Повсеместно было
распространено убеждение, что недуг вызван
враждебными духами, укравшими душу человека.
Шаману предстояло отыскать ее и вернуть
больному. Во многих случаях заболевшие
выздоравливали, ибо вера в помощь шамана
способствовала мобилизации сил организма.
В центре традиционных религий северных народов
стоит представление о Вселенной, трех сфер: Верхнего,
Среднего и Нижнего миров. Связь между мирами
осуществляет шаман. Он владеет искусством
воздействовать на духов, благодаря чему может
влиять и на души людей.
Среди историков и по ныне продолжается спор –
можно ли считать шаманизм самостоятельной
религией. В результате распространения
христианства в традиционной картине мира
аборигенов Севера, сложилась двойственность:
шаманские представления переплелись с
христианскими убеждениями, а «пришлые люди»,
поселившиеся среди аборигенов, в свою очередь,
нередко обращались за помощью к шаманам.
3. Повторение пройденного материала
Материалы, применяемые в работе над сувениром.
Инструменты, используемые в работе и соблюдение
ТБ с ними.
Приемы и техника выполнения практических работ.
4. Практическое выполнение заданий
Самостоятельная работа обучающихся.
Фронтальная и индивидуальная помощь –
демонстрация педагога.
5. Итог занятия
Вопросы по теме. Мини-выставка. Само- и взаимооценка работ.
6. Итоговое слово педагога
– Под впечатлением о жизни и принадлежности северных шаманов, я сочинила небольшое стихотворение и именно этими словами мы завершим наше занятие.
ШАМАН
ШАМАН – друг духов и природы,
В свой бубен бьет и, вопреки невзгодам –
Он человеку служит верно,
От гибели, спасая и от скверны.
Он в искренней молитве,
Превращаясь в зверя –
Несет добро и укрепляет веру…
Жаль – век шаманства на исходе,
Как в прочем все в мирском круговороте…
Вручение памяток по теме занятия
7. Уборка рабочих мест