Программа по геометрии. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Программа составлена на основе Примерной программы для общеобразовательных учреждений по геометрии для 10-11 классов.

УМК по предмету “Геометрия 10-11 класс” - авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по геометрии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по геометрии к УМК для 10-11 классов (составитель Бурмистрова Т. А.– М: “Просвещение”, 2010. – с. 26-27).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 10 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по геометрии для 10 класса рассчитана на это же количество часов.

Цели изучения математики:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Содержание обучения.

  1. Введение.
  2. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

    Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

  3. Параллельность прямых и плоскостей.
  4. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

    Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

  5. Перпендикулярность прямых и плоскостей.
  6. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

    Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.

  7. Многогранники.
  8. Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

    Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

  9. Повторение. Решение задач.

Требования к математической подготовке учащихся

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж.
  • Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
  • Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве.
  • Уметь изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач.
  • Уметь строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды.
  • Уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
  • Уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы.
  • Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении.
  • Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Поурочное планирование

2 часа в неделю (всего 68 часов)

№ урока Тема урока Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Количество часов
Некоторые сведения из планиметрии 9
1 Свойства биссектрисы треугольника.

Решение треугольников.

Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей.

Комбинированный Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. СР 1
2 - 3 Формулы площади треугольника.

Теорема о сумме квадратов сторон и диагоналей параллелограмма.

Закрепления знаний Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. СР 2
4-5 Вычисление углов с вершинами внутри и вне круга, угла между хордой и касательной.

Теорема о произведении отрезков хорд.

Теорема о касательной и секущей.

Закрепления знаний Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. СР 2
6-7 Вписанные и описанные многоугольники.

Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников

Закрепления знаний Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. СР 2
8-9 Геометрические места точек.

Решение задач с помощью геометрического места точек.

Неразрешимость некоторых задач на построение.

Закрепления знаний Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. Т 2
Аксиомы стереометрии и их следствия Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии. 3
10 - 12 Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом. Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей.

Знать две теоремы, доказательство которых основано на изученных аксиомах стереометрии.

Уметь решать задачи на применение аксиом стереометрии и их следствий.

 

 

Т

3
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей. 18
13 - 16 Параллельность прямых . Прямой и плоскости. Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать понятие параллельных и скрещивающихся прямых, взаимное расположение двух прямых в пространстве.

Сформировать навыки по применению изученных теорем при решении задач.

Уметь решать задачи на использование изученных теорем

 

 

МД

 

Т

4
17 - 20 Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать определение скрещивающихся прямых.

Уметь доказывать признак и свойство скрещивающихся прямых.

Уметь находить угол между прямыми в пространстве.

Знать формулировку и доказательство теоремы о равенстве углов с сонаправленными сторонами.

Уметь решать задачи по данной теме.

 

 

СР

 

СР

4
21 Контрольная работа №1 Урок контроля знаний и умений Уметь демонстрировать теоретические и практические знания по теме “Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости”. КР  
22 - 23 Параллельность плоскостей. Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать понятие параллельных плоскостей, признак параллельности двух плоскостей.

Уметь решать задачи на применение изученных свойств параллельных плоскостей

 

СР

2
24 - 28 Тетраэдр и параллелепипед. Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать понятие тетраэдра, уметь решать задачи, связанные с тетраэдром.

Сформировать навыки по решению задач на применение свойств параллелепипеда.

Уметь решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда

Уметь решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда

 

 

 

СР

5
29 Контрольная работа №2 Урок контроля знаний и умений. Уметь демонстрировать теоретические и практические знания по теме “Параллельность плоскостей. Тетраэдр. Параллелепипед”. КР (дифференцированная) 1
30 Зачет № 1 Урок контроля знаний и умений. Знать теоретические знания по теме, уметь продемонстрировать знание основных геометрических понятий и умение применять их на практике. Карточки к зачету 1
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей.   Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей. 20
31 - 36 Перпендикулярность прямой и плоскости. Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать понятие перпендикулярных прямых в пространстве, лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой, теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.

Уметь решать задачи на применение признака перпендикулярности прямой и плоскости.

Знать и уметь доказывать теорему существования и единственности прямой, перпендикулярной плоскости.

Сформировать навыки решения основных типов задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

Т, СР 6
37-42 Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Сформировать навыки решения задач, в которых используется угол между прямой и плоскостью.

Сформировать навыки решения задач, в которых используется угол между прямой и плоскостью, а также задач на применение теоремы о трех перпендикулярах.

уметь применять изученный теоретический материал на практике

Уметь решать задачи с использованием теоремы о трех перпендикулярах.

Уметь решать задачи на нахождение угла между прямой и плоскостью.

Т, СР 6
43 - 48 Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей . Площадь ортогональной проекции многоугольника. Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать понятия двугранного и его линейного угла, уметь решать задачи на применение этих понятий.

Знать понятия угла между плоскостями, определение перпендикулярных плоскостей, признак перпендикулярности двух плоскостей.

уметь применять свойства прямоугольного параллелепипеда в процессе решения задач.

уметь применять свойства прямоугольного параллелепипеда в процессе решения задач.

Т , СР 6
49 Контрольная работа №3 по теме “Перпендикулярность прямой и плоскости”. Урок контроля знаний и умений. Уметь демонстрировать теоретические и практические знания по теме “Перпендикулярность прямых и плоскостей”. КР(дифференцированная) 1
50 Зачет № 2 Урок контроля знаний и умений. Знать теоретические знания по теме, демонстрация усвоения основных геометрических понятий и умение применять их на практике. Карточки к зачету 1
Глава III. Многогранники.

  Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

14
51 - 54 Понятие многогранника. Призма.

Многогранные углы. Теорема Эйлера.

Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать понятие многогранника, призмы и их элементов.

Уметь решать задачи на применение формулы для вычисления площади поверхности прямой призмы.

Уметь решать задачи на применение формулы площади боковой поверхности призмы.

СР

 

СР

4
55 - 59 Пирамида Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать понятие пирамиды, уметь решать задачи, связанные с пирамидой.

Уметь решать задачи на нахождение площади боковой поверхности правильной пирамиды.

Уметь решать задачи на вычисление площади поверхности произвольной пирамиды.

Уметь демонстрировать изученный материал при выполнении самостоятельной работы на вычисление элементов и площади поверхности правильной пирамиды.

Т

 

 

СР

5
60 - 62 Правильные многогранники Урок изучения нового материала.

Закрепления знаний.

Знать понятие “правильного многогранника”, уметь решать задачи с правильными многогранниками.

Знать понятие “правильного многогранника”, уметь решать задачи с правильными многогранниками.

Знать понятие “правильного многогранника”, уметь решать задачи с правильными многогранниками.

Знать понятие “правильного многогранника”, уметь решать задачи с правильными многогранниками.

МД

Т

 

СР

3
63 Контрольная работа №4 по теме “Многогранники”. Урок контроля знаний и умений. Уметь демонстрировать теоретические и практические знания по теме “Многогранники”. КР 1
64 Зачет №3 по теме “Многогранники”. Урок контроля знаний и умений. Знать теоретические знания по теме, демонстрация усвоения основных геометрических понятий и умение применять их на практике. Карточки к зачету. 1
Итоговое повторение курса стереометрии 10 класса 4
65   Итоговое повторение. Аксиомы стереометрии и их следствия.

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по теме “Аксиомы стереометрии и их следствия”.    
66 Параллельность прямых и плоскостей.

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по теме “Параллельность прямых и плоскостей”.    
67 Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью.

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи на вычисление площадей поверхностей призмы, пирамиды.    
68  Многогранники.

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи на вычисление площадей поверхностей призмы, пирамиды.