«Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания»
В. А. Сухомлинский.
Аннотация проекта
Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают тогда быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.
В этом плане, создание учебных проектов – относительно новая организационная форма работы, в основе которой лежит исследовательская деятельность обучающихся.
Метод проектов отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы
Проектный метод необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно он наиболее эффективен в создании положительной мотивации, без которой, как известно, нельзя добиться желаемого результата ни в одном деле.
Проблема проекта: необходимость формирования познавательной самостоятельности учащихся
Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство и художественный труд, информатика, внеклассная деятельность.
Участники проекта: обучающиеся 2 – 4 класса.
Социальные партнёры: работники детской библиотеки, родители, жители города.
Срок реализации проекта: 3года.
Цель проекта: выявить эффективность метода проектов как технологии формирования познавательной самостоятельности обучающихся
Задачи проекта:
- Изучить специфику метода проектов как технологии формирования познавательной самостоятельности обучающихся.
- Выявить педагогические условия, при которых метод проектов оказывает эффективное влияние на личностное развитие учащихся.
- Разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности.
- Когнитивные – познание обучающимися объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
- Организационные – овладение обучающимися навыками самоорганизации, умения ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
- Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать.
- Коммуникативные – развитие у обучающихся навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.-
Гипотеза: развитие познавательной самостоятельности учащихся происходит успешнее, если использовать метод проектов
Ожидаемые результаты:
В процессе проектной деятельности у обучающихся сформируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- - умение находить несколько вариантов решения проблемы;
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
4. Коммуникативные умения:
- - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- - умение вести дискуссию;
- - умение отстаивать свою точку зрения;
- - умение находить компромисс;
- - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
Этапы осуществления проекта:
1. Теоретическое и практическое обоснование проекта: (2010-2011 уч. год)
- анализ научной литературы с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении.
- исследование актуальной ситуации, требующей изменений
- сбор и статистическая обработка необходимого материала
2. Практическая реализация проекта :(2011-2012 уч. год )
- реализация программы и плана намеченных мероприятий
- мониторинг, дающий информацию об изменениях, происходящих в исследуемом классе.
3. Аналитический (2013-2014 уч. год )
- а) анализ проделанной работы по проекту;
- б) выявление наиболее эффективных методов и приёмов работы;
- в)обобщение опыта работы над проектом.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.
Деятельность учителя: оцениванет усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся; наблюдает, направляет процесс.
Деятельность обучающихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
- коллективного обсуждения;
- самоанализа.
Проектная деятельность
Тип и форма проекта | Название | Уровень |
Исследовательский,информационно-пропагандистский, Межпредметный,коллективный | «Тайна шипучей воды» | Школьный, муниципальный, региональный |
Исследовательский,индивидуально-групповой | «Великая Отечественная война и моя семья» | Школьный, муниципальный, региональный |
Творческий, Исследовательский (краеведческого характера), групповой | «Любимый город» | муниципальный |
Информационно-пропагандистский,индивидуальный | «В царстве грибов» | школьный |
Информационно-пропагандистский,групповой | «Мы и наше здоровье» | школьный |
Информационный | «Подводный мир» | школьный |
Литература
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа, 2005г, №9.
- Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,2000г, №7.
- Шелковникова Ю.Н. Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000г
- Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации ,Народное образование, Москва, 2000г, №9.
- Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Учитель, Волгоград, 2008г
Интернет ресурсы:
- festival@1sept.ru
- www.school.edu.ru
- www. center.fio.ru/som
- www.vspu.ac.ru/tol
- www.ipkadmin.tstu.ru