Использование метода проектов для формирования познавательной самостоятельности обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности

Разделы: Начальная школа


«Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания»
В. А. Сухомлинский.

Аннотация проекта

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают тогда быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

В этом плане, создание учебных проектов – относительно новая организационная форма работы, в основе которой лежит исследовательская деятельность обучающихся.

Метод проектов отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектовэто система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы

Проектный метод необходимо использовать не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе, так как именно он наиболее эффективен в создании положительной мотивации, без которой, как известно, нельзя добиться желаемого результата ни в одном деле.

Проблема проекта: необходимость формирования познавательной самостоятельности учащихся

Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство и художественный труд, информатика, внеклассная деятельность.

Участники проекта: обучающиеся 2 – 4 класса.

Социальные партнёры: работники детской библиотеки, родители, жители города.

Срок реализации проекта: 3года.

Цель проекта: выявить эффективность метода проектов как технологии формирования познавательной самостоятельности обучающихся

Задачи проекта:

  1. Изучить специфику метода проектов как технологии формирования познавательной самостоятельности обучающихся.
  2. Выявить педагогические условия, при которых метод проектов оказывает эффективное влияние на личностное развитие учащихся.
  3. Разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Когнитивные – познание обучающимися объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
  • Организационные – овладение обучающимися навыками самоорганизации, умения ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
  • Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать.
  • Коммуникативные – развитие у обучающихся навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.-

Гипотеза: развитие познавательной самостоятельности учащихся происходит успешнее, если использовать метод проектов

Ожидаемые результаты:

В процессе проектной деятельности у обучающихся сформируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

  • - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • - умение находить несколько вариантов решения проблемы;

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

4. Коммуникативные умения:

  • - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • - умение вести дискуссию;
  • - умение отстаивать свою точку зрения;
  • - умение находить компромисс;
  • - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Этапы осуществления проекта:

1. Теоретическое и практическое обоснование проекта: (2010-2011 уч. год)

  • анализ научной литературы с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении.
  • исследование актуальной ситуации, требующей изменений
  • сбор и статистическая обработка необходимого материала

2. Практическая реализация проекта :(2011-2012 уч. год )

  • реализация программы и плана намеченных мероприятий
  • мониторинг, дающий информацию об изменениях, происходящих в исследуемом классе.

3. Аналитический (2013-2014 уч. год )

  • а) анализ проделанной работы по проекту;
  • б) выявление наиболее эффективных методов и приёмов работы;
  • в)обобщение опыта работы над проектом.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность учителя: оцениванет усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность обучающихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

  • коллективного обсуждения;
  • самоанализа.

Проектная деятельность

 

Тип и форма проекта Название Уровень
Исследовательский,информационно-пропагандистский, Межпредметный,коллективный «Тайна шипучей воды» Школьный, муниципальный, региональный
Исследовательский,индивидуально-групповой «Великая Отечественная война и моя семья» Школьный, муниципальный, региональный
Творческий, Исследовательский (краеведческого характера), групповой «Любимый город» муниципальный
Информационно-пропагандистский,индивидуальный «В царстве грибов» школьный
Информационно-пропагандистский,групповой «Мы и наше здоровье» школьный
Информационный «Подводный мир» школьный

Литература

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа, 2005г, №9.
  2. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование,2000г, №7.
  3. Шелковникова Ю.Н. Роль модульной технологии в экологическом образовании. Воспитание и обучение, 2008г, №4.
  4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000г
  5. Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации ,Народное образование, Москва, 2000г, №9.
  6. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Учитель, Волгоград, 2008г

Интернет ресурсы:

  1. festival@1sept.ru
  2. www.school.edu.ru
  3. www. center.fio.ru/som
  4. www.vspu.ac.ru/tol
  5. www.ipkadmin.tstu.ru