Цель:
- Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения (пешеход, велосипедист, пассажир), о назначении светофора.
- Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса), предназначенные для водителей и пешеходов.
- Воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни.
Оборудование:
- используется интерактивная доска
- презентация (название мероприятия, дорожные знаки, кроссворд),
- диск "ППД для детей" ("Обучающие мультики", "Найди опасность")
Ход мероприятия
I. Добрый день! Сегодня у нас внеклассное мероприятие по окружающему миру. Прочитайте, пожалуйста, название "Чтобы путь был счастливым".
Когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные всегда говорят ему: "Счастливого пути!". Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо постараться. Ведь любая дорога, даже от дома до школы, таит опасности.
Подумайте, пожалуйста, как их избежать? Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать:
Если ты пешеход?
Если ты велосипедист?
- Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах
- А если нужно будет пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.
- Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде, не держась за руль
- Не катайте никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения.
Если ты пассажир?
- Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара. И только после того, как автомобиль полностью остановится.
- Не высовывай в окно руку, а тем более голову.
- Если едешь на общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Ведь они открываются и закрываются автоматически
- Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.
II. Теперь мы посмотрим несколько обучающих мультиков. Внимательно посмотрите, и объясните, пожалуйста, чему они учат?
(Демонстрация мультиков с обсуждением)
- Не ходи по краю тротуара, так как тебя могут обрызгать.
- Не приставай к водителю за рулём, свои вопросы, просьбы и рассуждения оставь на потом.
- Не играй с дверными замками.
- Не играй рядом с дорогой.
III. Поиграем в игру "Найди опасность".
(На интерактивной доске демонстрируется несколько ситуаций на дороге, дается несколько готовых ответов, дети выбирают правильный вариант.)
- Что водитель делает неправильно?
- Почему мальчику не стоит тут играть?
- Кто из детей правильно обходит трамвай?
- Стоит ли мальчику тут кататься на роликах?
- Почему мальчик подвергает свою жизнь опасности?
- Может ли мальчик кататься на скейтборде?
- Кто и почему ведёт себя неправильно на этой картине?
- Почему не стоит выкидывать мусор из машины?
- Кто из детей переходит дорогу неправильно?
- Почему ребёнок ведёт себя неправильно?
IV. Давайте послушаем ребят. Они нам расскажут стихи.
(В руках у детей - сигналы светофора)
Снежана:
Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора -
Подчиняйся им без спора!
Лёня:
Жёлтый свет - предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Саша:
Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Айтал:
Красный свет нам говори:
- Стой! Опасно! Путь закрыт!
Лира:
На улице будьте внимательны, дети,
Твёрдо запомните правила эти!
Физкультминутка: "Сигналы светофора"
- Зелёный свет говорит: пешеходам путь открыт (ходьба на месте).
- Если красный свет зажёгся, значит двигаться опасно (стоят смирно).
- Жёлтый свет - предупрежденье: жди сигнала для движения (руки вверх, ноги вместе).
V. Какую работу выполняют дорожные знаки?
Некоторые из них вы уже знаете. Вспомните, как они называются.
- Предупреждающие знаки: скользкая дорога, дорожные работы, дикие животные, прочие опасности. Эти знаки предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги. Как видите, они представляют собой белые треугольники с красной каймой.
- Запрещающие знаки: въезд запрещён, движение запрещено, обгон запрещён, подача звукового сигнала запрещена. Эти знаки что-либо запрещают водителю, они представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркнутая линия.
- Предписывающие знаки: движение прямо, движение направо, движение налево. Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге. Они представляют собой синие круги с белым рисунком.
- Информационно- указательные знаки: пешеходный переход, место остановки автобуса и троллейбуса, место остановки трамвая. Эти знаки указывают, где находятся пешеходный переход, остановка автобуса и т. д. Большинство этих знаков - синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
-Знаки сервиса: автозаправочная станция, телефон, пункт питания, пункт первой медицинской помощи. Сервис - это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т. д.
VI. Кроссворд.
По вертикали:
1. Кто управляет машиной.
2. Место пересечения улиц, дорог.
3. Форма запрещающих знаков.
По горизонтали:
4. Часть улицы, на которой передвигаются пешеходы.
5. Сигнал светофора, на который можно переходить улицу.
6. Сигнал светофора, который запрещает движение.
Ответы: 1. Шофёр. 2. Перекресток. 3. Круг. 4. Тротуар. 5. Зелёный. 6. Красный.
VII. Практическая работа. (Один выполняет раскраску на интерактивной доске, у каждого обучающегося - карточки с дорожными знаками, цветные карандаши)
- Раскрасьте знаки (дорожные работы, обгон запрещён, движение прямо, пункт первой медицинской помощи, место остановки автобуса и т.д.)
Теперь сравните свои карточки с моими карточками. Кто раскрасил все знаки правильно, поднимите руки.
Чтобы путь был всегда счастливым должны всегда соблюдать правила дорожного движения. Будьте внимательны на дороге!
VIII. Домашнее задание. Составить кроссворды для закрепления правил дорожного движения.