Цели урока: познакомить ребят с солдатскими народными песнями, с новым понятием в музыке “кантата”.
Задачи:
образовательные: показать взаимосвязь между двумя видами искусств (музыка и живопись), подчеркнув особенности воплощения одного сюжета в разных видах искусства, развитие и обогащение лексики учащихся;
развивающие: развивать художественный вкус, эстетическое чувство, способствовать развитию творческих способностей учащихся, стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познавать окружающий мир, человеческие ценности;
воспитательные: через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь и уважение к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями.
Методы обучения: метод беседы, рассказа, сравнения, анализа; метод забегания вперёд и возвращения назад.
Тип урока: интегрированный,
усвоение новых знаний.Форма урока:
фронтальная, групповая.Музыкальный материал:
- “Солдатушки, бравы ребятушки!” р. н. п.,
- Фрагмент из кантаты “Александр Невский” “Вставайте, люди русские!” С. С. Прокофьев,
- “Шёл ленинградский паренёк” совр. н. п.,
- “Ордена не продаются” Ю.Слатов.
Дополнительный материал: репродукции: “Богатыри” В. Васнецова и “Александр Невский” П. Корина, кадры из х/ф “Спецназ”, кроссворд, портрет С.С Прокофьева.
Программное обеспечение: компьютерная презентация <Приложение 1>.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, аккордеон, фортепиано.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вход под музыку р.н.п. “Солдатушки, бравы ребятушки”.
Музыкальное приветствие.
II. Повторение изученного ранее
.– В этом полугодии мы изучаем с вами различные жанры русских народных песен. Давайте вспомним, какие жанры мы уже знаем. Я сейчас вам буду наигрывать мелодии, а вы называйте, к какому жанру относится эта песня (“Вниз по матушке, по Волге”, “Со вьюном я хожу”, “Былина о Добрыне Никитиче”, “Блины”, “Частушки”, “Во кузнице”, “Калинка”, “Тонкая рябина”).
На экране постепенно заполняется кроссворд и появляется общее слово “солдатские”.
– Вот о солдатских песнях мы поговорим сегодня подробнее.
III. Развитие темы
.История Руси с давних времён запечатлелась в былинах, затем и в исторических песнях. Вам знакома картина “Богатыри” Виктора Васнецова (репродукция картины показана на экране). Когда он закончил писать её, он сказал, что ему хотелось написать так, чтобы картина “звучала, как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня...”. Однако не только о далёком прошлом напоминает картина. Все, кто её видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алёша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина... Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.
– Ребята, а какими качествами, по-вашему, должен был обладать богатырь? (Ответы детей: сила, храбрость, смекалка, хитрость, честность и доброта)
– Посмотрите, пожалуйста, на фрагмент картины – триптиха П. Корина “Александр Невский” (на экране). В центре – сам Александр Невский на фоне реки Волхова. На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальше – леса. Сбоку, поодаль – войско, готовое к походу. Когда Корин писал эту монументальную, поразительную по силе и мастерству вещь, он говорил, что хочет воплотить в ней непокорный дух русского народа. И неудивительно, что коринский триптих встал в ряд сильнейших произведений советского искусства, отразивших эпоху Великой Отечественной войны. Теперь вспомним, когда совершал свои ратные подвиги А. Невский? (1220 – 1222 г.) Кстати, кто из вас помнит, сколько лет ему тогда было (20 лет).
– А события какой эпохи вызвали к жизни это его творение, на какой жизненной почве вырос триптих Корина,? (События 40-х годов прошлого века, а не XIII век)
– Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет взят из событий XIII века, а само произведение всем своим существом, всем духом своим связано с XX веком. Обратите внимание на фон картины. Какие тона, краски, цвет использовал художник для выражения образа Александра Невского (Бордовый, коричневый, серый, чёрный).
– Что вы можете сказать о содержании картины? На первом плане Александр Невский. Вид его суров, серьёзен. Он опирается на меч сильными руками, фигура могучая, колоритная, мужественная. Взгляд суров и непреклонен. Плохо будет врагу в битве с ним. И не дрогнет его рука, наказывающая врагов.
– Если бы вы были композиторами, какую музыку написали бы вы к такому образу героя? (Музыка должна быть тоже мужественной, открытой, решительной, чёткой, торжественной.) По средствам выразительности:
Мелодия –
Лад – мажор.
Регистр – средний, низкий.
Ритм – ровный или пунктирный.
Звуковедение – отрывисто или отчётливо.
Темп – разный.
Динамика – все формы
– Сергей Сергеевич Прокофьев создал не менее выдающееся произведение искусства, которое носит то же название – кантата “Александр Невский”. Кантата – это произведение из нескольких частей, связанных одним сюжетом, в исполнении которого обычно участвуют хор, солисты и оркестр. Эта музыка создавалось в ту пору, когда гитлеровцы уже начали своё варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия висела над всем миром. Есть ещё х\ф с таким же названием. Фильм был создан в 1938 г., кантата в 1939 г. Они прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину!
– Послушаем, как композитор написал это произведение (кантату). Что вы услышите в этой музыке? Звучит фрагмент кантаты – хоровая песня “Вставайте, люди русские!” С. Прокофьева.
– Собранность, мужественность, суровость в музыке и та же удивительная красота звучания. Музыка эта насквозь русская, как насквозь русский любой фрагмент коринского триптиха. В музыке Прокофьева то же ощущение суровой северной природы, строгой северной деревянной архитектуры, что и у Корина. И даже отзвуки той старинной церковной музыки, о которой напоминает боевой стяг Александра Невского с изображённым на нём “Спасом” – ликом Христа – таковы всегда были на Древней Руси княжеские знамена. И над всем этим господствует протяжная песенность. Прокофьев писал кантату, как он сам выразился: “Я задумал её как симфонию величия человеческого духа”. Какое знаменательное совпадение замыслов двух мастеров, даже не знакомых друг с другом, ни разу не встречавшихся. Кстати, эту песню пели наши солдаты, шедшие на бой с фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: “Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!”.
– Обратим внимание на главную тему:
В о п р о с (учитель) | О т в е т (дети): |
Мелодия | |
Лад | Мажор |
Регистр | Средний |
Ритм | Пунктирный |
Звуковедение | Отчётливо |
Темп | Умеренный |
Динамика | Громко |
– Совпало ли наше восприятие образа А. Невского П. Корина с музыкальным образом А. Невского С. Прокофьева?
– Смотрим и сравниваем.
картина | кантата | |
мелодия | ||
лад | мажор | мажор |
регистр | средний, низкий | средний |
звуковедение | отрывисто или отчетливо | отчетливо |
темп | разный | умеренный |
динамика | все формы | громко |
Вывод: искусство затрагивает все оттенки наших чувств, и музыкальный и художественный язык существует, понятен каждому и позволяет людям “разговаривать”, общаться друг с другом и делиться красотой.
– В годы Великой отечественной войны тоже сочинялись народные песни. Я вам сейчас прочитаю один куплет, а вы мне скажете, какой, по-вашему, должна быть музыка по характеру? (Задумчивая, спокойная, повествовательная).
Разучиваем один куплет народной песни “Шёл ленинградский паренёк”, работаем над элементами двухголосия, плавным голосоведением, дикцией.
– А как вы думаете, в наше время сочиняются солдатские песни? (Афганистан, Чечня.) Да, конечно. Там, где есть солдаты, там поют и песни. И сейчас бывает, что авторы остаются неизвестными. А песню, которую я вам предлагаю послушать написал Юрий Слатов. Слушаем песню Ю. Слатова “Ордена не продаются”.
– О чём современные солдаты поют в песнях?
(о тяжёлой солдатской доле, о тоске по родному краю, о гибели в бою)
– Получается, что на протяжении веков поют солдаты об одном и том же. О детях, о женах, о трудностях солдатской жизни, как в русской народной песне “Солдатушки, бравы ребятушки” (Исполняют песню)
IV. Обобщение.
– Вы ещё маленькие, и живём мы с вами в мирное время, нужны ли в наше время и нашим мальчикам качества, присущие богатырям, защитникам Родины? Где они могут эти качества применить? (В спортивных соревнованиях, в учёбе, в настойчивом достижении цели, в добрых делах...)
V. Итог урока
.– Что мы сегодня узнали на уроке? С чем познакомились? Что такое кантата? За что вы могли бы себя похвалить?
Выход под музыку “Солдатушки, бравы ребятушки”.
При составлении урока были использованы материалы пособия Музыка. 4 класс: Поурочные планы (по программе Э. Б. Абдуллина, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендровой, И. В. Кадобновой, Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Г. С. Тарасова под научным руководством Д. Б. Кабалевского) \ Автор-составитель Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2004.